Речевые и письменные коммуникации в юриспруденции Приложение 1
Регулятивная функция языка и право*
В силу органической связи между разумом, речью и поведением человека слово не только отражает состояние индивидуального и общественного сознания, но и управляет этим состоянием, то есть выполняет регулятивную функцию. Словесный способ регулирования социального поведения всегда считался цивилизованным и потому более предпочтительным в конфликтных ситуациях, когда именно слово помогало найти разумный компромисс, необходимый для достижения общественного согласия.
Первые нормативные представления формировались и фиксировались в слове в виде совокупности человеческих требований к природному и к социальному миру — к тому, каким он должен быть, чтобы прожить в нем достойно. Обычные правила поведения человека в обществе складывались на основе некоторых стереотипов, выработанных в ходе совместной сознательной деятельности людей, целенаправленно преобразующих окружающую среду в соответствии со своими потребностями и интересами.
Чтобы адекватно выразить необходимые для этого понятия, понадобилась общеупотребительная, несложная для восприятия словесная форма, которая могла прояснить конкретную ситуацию и побудить людей к определенным действиям. Выраженные в слове, социальные правила поведения становились неотъемлемой частью индивидуального и коллективного сознания.
Общие принципы словесной фиксации правил поведения окончательно сформировались в языковой системе с появлением и развитием письменности.
В системах доправового социального регулирования слово использовалось для описания трех групп правил: что обязательно надо делать (должно); что разрешено делать (можно); что запрещается делать (нельзя), чтобы не нарушать (или: установить, сохранить, изменить) тот или иной социальный порядок.
В словесной форме социальных правил поведения фактически представлены два уровня символического описания действительности. Первичная символизация соответствует знаковой природе естественного языка, на котором изложены поведенческие нормативы. На уровне вторичной символизации в тексте нормы даны концептуальные представления о социальном порядке и о справедливости в отношениях между субъектами общественных отношений. Здесь сконцентрированы все виды ценностей, признанных индивидами и группами людей, составляющими общество. Адекватное понимание текста нормы на уровне вторичной символизации возможно лишь при условии достаточного опыта и знаний о формах и содержании социальной жизни, характерных для конкретной культуры.
Язык права возникает как функциональная трансформация нормативных высказываний доправового социального регулирования и представляет собой социально-исторически обусловленную систему способов и правил словесного выражения понятий и категорий, выработанных и применяемых в целях юридического регулирования поведения субъектов общественных отношений.
Слово в системе языка права адаптируется к потребностям точного и ясного изложения правовой информации.
Действительность юридического языка — это процесс правового регулирования общественных отношений, в ходе которого осуществляется информационное воздействие на субъектов с целью упорядочить социальные связи, обеспечить справедливое удовлетворение позитивных социальных интересов.
Любая идея, отражающая реальность (в том числе и связанную с правом), осознается человеком лишь когда она названа словом. Язык права всегда задает определенную точку зрения на все обозначаемое, тем самым точно отражая правовую систему того общества, в условиях которого он функционирует. В языке права с неизбежностью фиксируются также деформации правосознания. Вот почему через слово и законодатель, и правоприменитель получает доступ к специфическим механизмам управления мышлением и убеждениями людей, к власти над общественным сознанием. От того, какими способами законодатель конструирует правовые понятия, зависит интенсивность информационного влияния права и эффективность правового регулирования в целом.
* Губаева, Т. В. Словесность в юриспруденции : дисс. ... д-ра юрид. наук / Т. В. Губаева. — Казань, 1996. — 340 с.
Приложение 2
Текстуальная форма права и ее разновидности*
Под формой права подразумеваются определенные способы внешнего выражения права. Назначение формы — упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера.
Существует две формы выражения права — символическая и текстуальная.
Наиболее древняя из них, конечно же, символическая, использовавшаяся для передачи доправовых социальных норм (например, ритуальный танец, рисунки и т. д.). Символическая форма выражения права существует и в современном обществе. Так, примерами несловесного (символического) выражения правовой информации может считаться дорожный знак, или графическое обозначение опасной зоны, или, например, формула, определяющая порядок расчета пенсии, пособия и т. д.
Первоначальное соотношение символических форм выражения права со временем изменилось, и в современных условиях язык — основное, а неязыковые знаки — лишь вспомогательное средство фиксации, хранения и передачи юридически значимой информации. По соотношению символической и текстуальной формы определяют степень правового развития общества.
Текстуальная форма права представляет собой словесное выражение принятых в данном обществе норм. Современный правовой текст создается с помощью специфического юридического языка, отличающегося от общеупотребительного
Необходимо различать и два уровня текстуального выражения права — устный и письменный.
Первоначально, когда правовые правила и процедуры были слабо дифференцированы от обычая и религиозных институтов, право не систематизировалось сознательно и лишь малая часть его была записана. Архаический язык древнего права практически не отличался от языка, на котором говорили люди в повседневности.
До изобретения письменности нормы права носили устный характер, передавались из уст в уста, от поколения к поколению, в результате чего возникла такая форма внешнего выражения правовых норм, как правовой обычай. Устная языковая форма сделала нормы права объективно реальными, доступными для понимания. Однако она имела в определенной степени ограниченный характер, так как охватывала локальные общности и не гарантировала точности и однообразия передаваемой информации. Первые нормативные правила, выработанные ранними правовыми культурами, были выражены в поэтических образах (миф, пословица, загадка, песня и т. д.). Устная форма права существует и сегодня (например, устная форма сделки).
С изобретением письменности и соответственно появлением письменных форм фиксации правового содержания положение качественно изменилось. Юридические предписания стали фиксироваться в специально установленной письменной форме. Письменная форма придала нормам права полный, четкий, ясный характер, позволила праву охватить обширные территориальные и временные пространства. На смену устным правовым обычаям пришли нормативные правовые акты, нормативные договоры, имеющие документальную форму. Наряду с ними появилась и особая прецедентная форма закрепления правового материала, во многом выросшая из обычаев, сочетающая в себе черты как «писаного», так и «неписаного» права (при этом традиционно относимая к последнему). Однако, появившись, письменные формы не вытеснили полностью форм устных, поэтому в настоящее время в правовых системах эффективно используются четыре основные формы права: правовой обычай, нормативный правовой акт, нормативный договор и юридический прецедент.
Виды форм права:
1. Нормативно-правовой акт — официальный юридический документ, изданный компетентными государственными органами в строго определенном порядке, содержащий нормы права, обладающий государственно-властным характером и гарантированный принудительной силой государства.
2. Нормативный договор — соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер.
3. Правовой обычай — устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением (Г. Ф. Шершеневич приводил интересный пример правового обычая: «В России все знают, что при выходе замуж женщина должна переменить свою фамилию на фамилию мужа…».)
4. Правовой прецедент — решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.
Язык права может быть представлен как совокупность четырех типов словоупотребления: это
1) язык закона, используемый в процессе общения законодателя с субъектами права посредством правовых установлений;
2) язык юридической практики, используемый в процессе реализации права — в судопроизводстве, в работе органов законодательной и исполнительной власти, а также в работе органов местного самоуправления;
3) язык юридической науки, используемый специалистами в области права при объяснении и обосновании правовых норм и построении различных теорий;
4) язык правовой пропаганды, используемый в процессах массового общения с целью правового воспитания личности.
* Губаева, Т. В. Словесность в юриспруденции : дисс. ... д-ра юрид. наук / Т. В. Губаева. — Казань, 1996. — 340 с.
Приложение 3
|