Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 13. Макроэкономический анализ открытой экономики

Основные понятия: мировое хозяйство, интернационализация, интеграция, международная торговля, международное сотрудничество, международное разделение труда, внешнеэкономическая стратегия государства, мировой рынок, мировое хозяйство, кооперация производства, внешнеторговый оборот страны.

Вопросы для обсуждения

1. Что лежит в основе мирового хозяйства и объединения национальных хозяйств?

2. На какие три основные группы подразделяются все страны мира и к какой из них относится Россия?

3. В каких основных формах проявляется интернационализация?

4. Охарактеризуйте формы экономической интеграции.

5. С какой современной внешнеторговой государственной политикой перекликаются идеи меркантилизма?

6. Какой подход к оценке выгод международной торговли противоположен протекционизму?

7. По каким направлениям развивается международная специализация производства?

8. В каких организационных формах может осуществляться международное сотрудничество?

9. Какие существуют основные виды внешнеэкономической стратегии государства?

10. Какими особенностями характеризуется российская государственная политика в области внешней торговли?

 

Дискуссионные вопросы

1. Мирохозяйственная конкурентоспособность национальной экономики.

2. Внешняя торговля и окружающая среда.

3. Экономическая интеграция стран СНГ.

4. Включение российской экономики в мирохозяйственные

связи.

 

Темы рефератов

1. Интернационализация экономики как основа формирования всемирного хозяйства.

2. Международное разделение труда и его роль в развитии мирового хозяйства.

3. Интеграционные и транснациональные факторы хозяйственного сближения.



4. Роль экономики России в мировом хозяйстве.

Тесты

1. Растущий внешний спрос на российские государственные облигации, вызванный более высокой процентной ставкой в России:

а) увеличивает внешний долг России и международную стоимость рубля;

б) увеличивает внешний долг России и уменьшает международную стоимость рубля;

в) уменьшает внешний долг России и увеличивает международную стоимость рубля;

г) уменьшает внешний долг России и международную стоимость рубля.

 

2. Совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных экономических отношений — это:

а) мировой рынок;

б) мировое хозяйство;

в) мировая экономика.

 

3. Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно- технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке, — это:

а) международная интеграция;

б) международное кооперирование;

в) международное разделение труда;

г) международная концентрация производства.

 

4. Основные причины развития разделения труда между странами представляют собой:

а) различия в природно-климатических условиях;

б) трудовые факторы;

в) геополитические особенности положения страны;

г) факторы научно-технического развития;

д) использование информационных преимуществ;

е) уровень заработной платы;

ж) проведение политики импортозамещения.

 

5. Процесс интернационализации означает:

а) достижение определенной степени единства торговли, производства и кредитно-финансовой сферы национальных государств, входящих в формирующийся мировой хозяйственный комплекс, несмотря на наличие государственных границ;

б) формирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс;

в) растущую связь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем;

г) поиск и занимание национальной экономикой определенной «ниши» в мировом хозяйстве;

д) развитие устойчивых экономических связей между странами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ;

е) все ответы верны.

 

6. Показатель экспортной квоты свидетельствует о:

а) уровне кооперации производства;

б) степени ориентации отдельных отраслей национальной экономики на внешние рынки;

в) характере внешнеэкономических связей страны;

г) уровне отраслевой международной специализации.

 

7. Абсолютное преимущество — это способность:

а) производить товары или услуги с меньшими альтернативными затратами;

б) производить товары или услуги с меньшими затратами на единицу времени;

в) одной страны производить больше другой;

г) страны производить товар, который не может быть изготовлен в другой стране (например, из-за отсутствия ресурсов).

 

8. Если страна А имеет сравнительное преимущество перед страной Б в производстве автомобилей, то:

а) продавать автомобили из страны А в страну Б не имеет экономического смысла;

б) альтернативная стоимость производства автомобилей в стране А выше, чем в стране Б;

в) альтернативная стоимость производства автомобилей в стране Б выше, чем в стране А;

г) снижение спроса на автомобили в стране Б будет выгодно автомобилестроителям страны А.

 

9. Внешнеторговый оборот страны — это:

а) весь экспорт страны, за исключением гуманитарных поставок и помощи;

б) сумма экспорта и импорта;

в) все экспортные поставки;

г) весь экспорт, за исключением необлагаемых налогом товаров.

10. К основным инструментам внешнеторгового регулирования относятся:

а) таможенные тарифы;

б) протекционизм;

в) нетарифные методы регулирования;

г) реэкспорт;

д)меры по стимулированию экспорта.

 

Задачи

1. В стране А 1 кг трески обходится в 120 мин. рабочего времени, в стране Б — в 80 мин., морковь же «дороже» в стране Б: 10 мин. против 5 мин. в стране А.

На основе этих данных можно утверждать, что:

б) страна А имеет абсолютное преимущество в производстве трески;

в) ни страна А, ни страна Б не имеют сравнительных пре-имуществ в производстве трески и моркови;

г) страна А имеет сравнительные преимущества в производстве моркови.

 

2.Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя для этого одну единицу ресурсов. Страна Б может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, используя при этом также одну единицу ресурсов:

Определите направления экспорта и импорта в условиях свободной торговли:

а) страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;

б) страна Б будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;

в) страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу;

г) страна Б не будет экспортировать и импортировать уголь.

 

3.Производственные возможности России и Германии по производству сыра и трикотажа представлены в табл. 13.1

Таблица 13.1

Товар Россия Германия
Сыр, кг/ч
Трикотаж, м2

 

Подсчитайте выигрыш Германии от торговли, если Россия и Германия обменяют 5 кг сыра на 6 м2 трикотажа:

а) 2 ч.;

б) 3 ч.;

в) 4 ч.;

г) 5 ч.;

д) 6 ч.

4.Затраты труда на изготовление одного фотоаппарата и 1 м2 ткани в России и Германии приведены в табл. 13.2.

Таблица 13.2

Товар Россия Германия
Фотоаппарат
Ткань

 

Определите, в каком диапазоне будет находиться равновесная относительная цена на фотоаппараты в случае развития свободной торговли между двумя странами:

а) 1/3 <Р< 3;

б) 1/4 <Р< 3;

в) 1/4 <Р< 4;

г) 1/3 <Р< 4;

д) 1/4 <Р< 1/3.

 

5.В табл. 13.3 представлены данные о производстве ткани и вина в Англии и Португалии.

Таблица 13.3

Затраты времени на производство, ч Англия Португалия
1 м ткани
1 л вина

 

Сравнивая две страны и анализируя возможности свободной торговли между ними, будет верным утверждать, что Англия обладает:

а) абсолютным преимуществом в производстве тканей;

б) абсолютным преимуществом в производстве вина;

в) сравнительным преимуществом в производстве вина;

г) сравнительным преимуществом в производстве ткани;

д) не обладает сравнительным преимуществом ни по одному из товаров.

Одной из форм самостоятельной работы студента является подготовка реферата, в котором студент освещает теоретический вопрос на выбор по согласованию с преподавателем, исходя из перечня тем, приведённых ниже. Работа оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ, и защищается студентом на семинарском занятии.

 

Тематика рефератов

1. Процесс реформирования экономики в России: концепция, основные этапы, итоги.
2. Проблемы приватизации в России: итоги и последствия, особенности современного этапа.
3. Теневая экономика, ее роль в России.
4. Государственная поддержка аграрной сферы.
5. Пути решения проблемы безработицы в современных условиях.
6. Уровень жизни, его оценка.
7. Проблема бедности в России.
8. Социальные фонды в рыночной экономике: значение, способы формирования.
9. Инфляция: причины, последствия, опыт решения проблем..
10. Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы.
11. Экономические кризисы: причины и последствия.
12. Государственное регулирование экономики.
13. Налоговая система России: значение для экономики.
14. Налоговые системы развитых стран.
15. Роль банковской системы в экономике России.
16. Роль кредита в условиях рыночной экономики.
17. Экономическая безопасность России.
18. Переходный период: сущность, особенности для России.
19. Научно-техническая политика в России: возможности и проблемы.
20. Социальная политика в рыночной экономике.
21. Ресурсный потенциал России, проблема его эффективного использования.
22. Сибирь в едином российском рыночном пространстве.
23. Государственная политика в области заработной платы в России и за рубежом.
24. Проблема экономического роста в России и за рубежом.
25. Проблема инвестиций для российской экономики.
26. Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России.
27. Проблемы государственного долга для развивающихся стран.
28. Миграция рабочей силы: международный аспект.
29. Государственное регулирование денежно-кредитной системы.
30. Регулирование валютного рынка в России и за рубежом.
31. Место развитых стран в мировой экономике.
32. Россия в системе мирового хозяйства.
33. Импорт и экспорт капитала: мировой опыт, проблемы для России.
34. Импорт и экспорт товаров: основные проблемы для России.
35. Государственное регулирование внешнеэкономической связей.
36. Новые индустриальные страны в мировой экономике.
37. Государственный бюджет, проблема баланса доходов и расходов.
38. Глобализация в современных условиях.
39. Процесс реформирования экономики в России: концепция, основные этапы, итоги.
40. Проблемы приватизации в России: итоги и последствия, особенности современного этапа.

 

Для получения дополнительных баллов, студент готовит по предлагаемым темам доклады, которые выполняются в свободной форме. Основные требования к изложению доклада является новизна, актуальность, аналитический обзор, определение своей точки зрения и возможных путей решения макроэкономических проблем.

 

Тематика докладов

1. Концепции измерения экономического равновесия в трудах отечественных экономистов (Д.Ю. Миропольский, В.М. Юрьев и др.).

2. Международные различия в ВВП.

3. Инвестиционная политика в Российской Федерации.

4. Структурная динамика сбережений населения переходной экономики.

5. Эволюция кредитной системы РФ.

6. Происхождение центральных банков.

7. Монетаризм в российской экономической политике.

8. Система и субъекты финансовых отношений.

9. Эволюция типов налогов.

10. Местные налоги и их роль в формировании доходов субъектов Федерации.

11. Структурный анализ государственного долга РФ.

12. Эволюция форм безработицы в XX веке.

13. Рабочая сила и человеческий капитал.

14. Цикличность в динамике занятости.

15. Миграция и эмиграция трудовых ресурсов.

16. Причины стагфляции в экономике западных стран в 70-е гг. XXв.

17. Методы индексации доходов населения в условиях инфляции.

18. Бюджетный дефицит и инфляционный налог.

19. Кейнсианская школа и теория экономического цикла Хикса (торгово-промышленный цикл).

20. Использование принципа акселерации при анализе циклических колебаний.

21. Структурный кризис в России.

22. Специфика экономического роста в конце XX столетия.

23. НТП: содержание, формы, эффективность проявления.

24. Экономический рост, ресурсосбережение и экология.

25. Мировой рынок золота. Золотые аукционы.

26. Пути достижения конвертируемости валюты.

27. Формы международных расчетов.

28. Анализ платежного баланса России.

29. Влияние глобализации на государственную экономическую политику в открытой экономике.

 

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующие этапы формирования компетенций

Оценивание знаний обучающихся осуществляется на основе текущего и промежуточного контроля (контрольной работы).

Оценивание знаний на основе текущего контроля включает элементы:

- активность работы студента при изучении курса (своевременное выполнение всех видов работ, участие в обсуждении на семинарах и др.);

- самостоятельная работа студента (самостоятельное углубленное изучение теоретических аспектов в рамках дисциплины);

- защита рефератов и презентаций по предложенным темам.

Распределение баллов, которые получают студенты

 

Текущее тестирование и самостоятельная работа   Сумма  
     
Тема 1 Тема 2   Тема 3   Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10 Тема 11 Тема 12 Тема 13 Реферат Презентация Всего      
   

 

 

В результате изучения дисциплины «Макроэкономика» у обучающихся формируются компетенции: способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностьвыбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3).

 

 

Итоговая аттестация по курсу «Макроэкономика» проводиться в виде устного экзамена, где студенты должны ответить на два теоретических вопросов (перечень вопросов прилагается) и практическое задание (три теста и задача).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.