Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Перспективы (моделирование будущего)

Как правило, мы создаем картину будущего, анализируя текущие тенденции. Иногда, однако, бывает необходимо представить себе будущее, оторванное от настоящего. Для этого может потребоваться творческий подход.

Очень хороший способ создания независимой модели будущего — срез. Он произвольным образом соединяет в нашем сознании различные факторы. Можно создавать несколько срезов, относящихся к одному и тому же или к различным случаям фокусирования. При этом важно не лукавить, создавая срез, отражающий уже имеющиеся у нас идеи. Можно облегчить себе задачу, вытянув элементы среза наугад.

Для создания независимой модели будущего прекрасно подходят все без исключения двухшаговые провокационные методы (преувеличение, полная противоположность, искажение, метод воздушных замков). Эти провокационные идеи помогают нам нарушить непрерывность времени.

Полезны также провокационные идеи отстранения в сочетании с анализом концепций. Мы рассматриваем существующие концепции и их возможное продолжение в будущем, а затем отстраняемся от всей концепции целиком или от некоторых ее аспектов (ПРО, мы не должны работать ради денег).

Можно оставить концепцию без изменений, но при этом найти альтернативный способ ее осуществления (например, альтернативный стиль работы). При этом важно точно определить фиксированные точки.

Наконец, метод случайного слова может указать нам на такие возможности, которые нельзя получить никаким другим способом. Их нужно исследовать как самостоятельно, так и в сочетании с факторами, полученными с помощью других методов.

Процесс вызова можно использовать на любой стадии мышления, относя его к самому мышлению.



Стратегия

Создание стратегии — сложный процесс, включающий область проблем, возможностей, задач, перспектив и конфликтов. Все эти разнообразные факторы должны быть увязаны с помощью дизайна. В создании стратегии важное значение имеют информационное обеспечение и анализ тенденций, возможностей и вероятных ответных действий. Творчество необходимо для введения новых концепций, для придания стратегии гибкости и подготовки запасных вариантов.

Разумеется, важно помнить о цели стратегии в целом и об отдельных ее промежуточных целях. Какова основная цель стратегии? Чего мы хотим добиться?

Для того чтобы избежать ловушки прошлого опыта и установившихся взглядов, важен вызов. Он помогает также изменить стиль мышления в организации. Можно подвергнуть вызову любые предположения о будущем и о возможных реакциях на наши действия, любые ограничения, наложенные законодательством, системой ценностей или уровнем развития технологии. Этот метод можно применить к заключениям типа «или-или» (или низкая стоимость, или высокая эффективность). В создании стратегии всегда принимают участие несколько взаимосвязанных концепций (блок концепций). Разобрав каждую концепцию по отдельности с помощью метода вызова, можно затем снова собрать их воедино и получить в результате новую, усовершенствованную стратегию.

Всегда есть возможность найти альтернативные стратегии, альтернативные концепции и альтернативные способы действий. Существуют различные взгляды на будущее. Здесь особенно важно, прежде чем начать поиск альтернатив, назначить фокусные точки.

Концепции играют пpи создании стратегии гораздо более важную роль, чем идеи. Если концепция ошибочна, никакая идея не сможет вдохнуть в нее жизнь. Все идеи, полученные в процессе создания стратегии, нужно трактовать как способ осуществления той или иной концепции.

Если нам удалось получить достаточное количество концепций, можно построить из них веер. Такая организация мышления позволит понять более общие стратегические направления. На этом этапе можно также опуститься на уровень идей и рассмотреть конкретные способы реализации концепций.

Метод отстранения можно применить к общему стилю мышления, принятому в данной организации или в целой отрасли. Провокационные идеи этого типа можно также применять к существующим формулировкам стратегии.

Если мы хотим получить радикально новые идеи, нам следует применить двухшаговые провокационные идеи и метод искажения в особенности.

Планирование

Многое из того, что было сказано в отношении перспектив, дизайна, проектов и стратегии, относится также и к процессу планирования. Хотя оно в большей степени связано с нормальным логическим мышлением, все же и здесь полезно попытаться найти лучшие идеи, применив методы латерального мышления.

Hа каждом этапе планирования пригодится метод поиска альтернатив. К одной и той же цели можно продвигаться различными маршрутами, а также по-разному распределить контрольные точки или использовать провокационные альтернативы («Что случится, если мы поступим таким образом?»).

К плану в целом или к отдельным условиям его осуществления можно применить метод вызова. Должны ли мы воспринимать существующие ограничения как неизбежность? На самом ли деле эти ключевые факторы так важны?

Провокационные идеи отстранения можно использовать как для создания новых концепций, так и для того, чтобы проверить существующий план на гибкость (ПPО, наши действия не привели к изменению потребительского спроса).

Любая попытка радикально изменить план требует применения двухшаговых провокационных идей. Они способны радикально изменить наше восприятие ситуации и тем самым изменить план действий.

Итак, мы получили достаточно ясное представление о том, как и в каких ситуациях лучше всего применять различные методы латерального мышления. Подведем краткий итог.

· Метод фокусирования: служит для определения и изменения творческого фокусирования. Позволяет найти альтернативные определения фокусирования. Позволяет выделить подфокycы.

· Метод вызова: служит для пересмотра традиционного мышления. Позволяет взглянуть со стороны на ход мышления, наметившийся во время творческого сеанса, и на внешние факторы мышления (мнения, ограничения и т.д.).

· Альтернативы: метод позволяет найти различные варианты действий и различные способы связи с фиксированными точками. Метод можно применять на всех уровнях — от наиболее общего до детального.

· Веер концепций: метод систематизированного поиска различных способов действий с помощью выявления концепций. Особенно полезен в мышлении, направленном на достижение.

· Концепции: целенаправленное внимание к концепциям. Стремление выделить и выкристаллизовать концепцию. Готовность постоянно возвращаться от конкретных идей к более общим положениям, лежащим в их основе. Метод полезен во всех ситуациях, связанных с концепциями.

· Метод отстранения: применим в тех же ситуациях, что и творческий вызов. Метод отстранения превращает вызов в провокационную идею. Полезен в отношении существующих методов действий и привычного мышления. Может быть применен к текущему творческому процессу.

· Двухшаговые провокационные методы: как правило, используются для того, чтобы получить радикально новый подход к проблеме или радикальное изменение всей системы. Это самые провокационные изо всех провокационных методов. Метод воздушных замков, кроме того, хорош в ситуации «чистого листа». Двухшаговые провокационные методы чаще всего применяются ко всей системе в целом.

· Случайный вход: позволяет получить свежие идеи в любой ситуации. Используется в ситуациях «чистого листа». Помогает выбраться из тупиковых ситуаций. Позволяет найти дополнительные варианты в тех случаях, когда несколько идей уже получены с помощью других методов.

· Срез: используется на начальной стадии мышления для формирования начальной идеи. На продвинутой стадии мышления служит для того, чтобы сформировать идею на основании уже проделанной работы.

· Метод прядения нити: полезен в тех случаях, когда нам известен ряд требований к конечному результату. Его можно использовать пассивным способом (когда идеи проявляются как бы сами собой) или активным, когда возникновение идеи форсируют, выбрав из списка несколько требований. Этот вариант применения метода сближает его с методом случайного слова.

ШЕСТЬ МЫCЛИТЕЛЬHЫХ ШЛЯП

Я сознательно не касался метода шести шляп, потому что он является скорее каркасом, основой для мышления в рамках целого коллектива. Мы редко применяем его как узкий инструмент творческого мышления. Зеленая шляпа обращается непосредственно к творческому мышлению, но она не диктует нам, какой конкретный метод следует использовать. Это может быть всего лишь творческая пауза или попытка найти альтернативы. Можно использовать и другие творческие методы. Основная ценность зеленой шляпы состоит в том, что она освобождает пространство для творческого усилия.

Ценность желтой шляпы состоит в том, что она направляет мышление в сторону поиска ценности и осуществимости идей. Она поддерживает новорожденную идею конструктивным вниманием. Можно попросить человека, настроенного против идеи, найти в ней достоинства и способы ее осуществления.

Очень важный аспект метода шести мыслительных шляп — возможность ограничить применение черной шляпы. К ней обращаются только в определенные моменты, для того чтобы оценить идею и найти ее слабые стороны.

Таким образом, метод шести шляп составляет каркас для творческого усилия.

Иногда этот метод можно применять почти так же непосредственно, как и другие мыслительные инструменты. В этом случае я рекомендую следующую последовательность применения шляп.

· Белая шляпа: информационная база. Что мы знаем?

· Зеленая шляпа: альтернативы, предположения и идеи.

· Желтая шляпа: осуществимость, выгоды и ценность идей.

· Чеpная шляпа: трудности, опасности, проблемы и узкие места.

· Кpаcная шляпа: интуиция и эмоциональное восприятие идей.

· Cиняя шляпа: заключение.

 

Сбор урожая

Фермер засеял поле зерном, но, когда пришла пора снимать урожай, он убрал в закрома только четвертую часть. Три четверти поля остались несжатыми. Именно так большинство творческих людей поступают с плодами своего мышления.

Сбор урожая, как и творческое фокусирование, — одно из самых слабых мест творческого мышления. Возможно, это происходит потому, что оба процесса кажутся слишком простыми и очевидными. В них нет ничего экзотического или необычайного, поэтому большинство людей почти не обращают на них внимания. На самом деле оба процесса важны ничуть не меньше, чем большая часть «блестящих» аспектов творческого мышления.

Как правило, начав использовать творческие методы, мы стремимся лишь к тому, чтобы получить новую и практичную идею, которую можно выгодно реализовать. Мы ищем эту волшебную идею. Мы узнаем ее с первого взгляда и выбрасываем все остальное, что попадает в наши сети во время творческого сеанса.

Человеку, впервые наблюдающему за птицами в бинокль, трудно понять, что интересного находят в этом занятии орнитологи и натуралисты. Но со временем он начинает различать особенности поведения. Он начинает понимать язык птиц. Зрелище, прежде казавшееся утомительным, становится захватывающим.

Неискушенный зритель смотрит на картину художника. Картина может понравиться ему или нет. Представим, что этот человек начал посещать лекции по изобразительному искусству. Спустя некоторое время, рассматривая ту же картину, он заметит гораздо больше: композицию, способ нанесения мазков, отношения светотени, колорит и т.д.

Для того чтобы замечать определенные явления, нужна тренировка. Без этого мы не увидим даже того, что находится прямо перед нами. Для того чтобы без потерь собрать плоды творческого мышления, нужно научиться их различать. Нельзя срывать одни лишь блестящие идеи и отбрасывать все остальное. Это означало бы огромную трату энергии и ресурсов.

Каждый сеанс творческого мышления имеет по крайней мере три цели:

1. Найти «блестящую идею».

2. Найти новые идеи, которые можно было бы использовать после доработки.

3. Создать банк концепций и идей, возможно, неприменимых в настоящий момент, но обогащающих наше мышление. К этим идеям и концепциям можно будет вернуться в будущем при решении похожей (или даже совершенно иной) задачи.

Человек, не умеющий снимать урожай, полностью игнорирует вторую и третью цели.

Для того чтобы не упустить ничего, что может оказаться полезным, делайте во время творческого сеанса заметки или записывайте ход обсуждения на магнитофон. Можно мысленно бегло повторить пройденный путь, стараясь выделить определенные моменты рассуждений. Таким образом мы можем извлечь и записать все ценное, что родилось на творческом сеансе.

Хоpошим подспорьем в сборе урожая может быть своего рода перечень или каталог, куда мы вносим собранные плоды. Отдельные позиции перечня могут пересекаться, и иногда вы можете задуматься о том, к какой позиции отнести тот или иной «плод». Это не так важно; цель перечня — обратить наше внимание на те или иные результаты, независимо от того, в какую ячейку мы их поместили.

Я проиллюстрирую позиции перечня примерами, взятыми из решения задачи о детской игровой площадке.

Специфические идеи

Это конкретные идеи, реализацию которых можно начать немедленно. К этой группе относятся не только блестящие идеи — мечта всех и каждого, но и все идеи, способные принести быструю и очевидную пользу. Это традиционный итог творческого сеанса.

Вот некоторые специфические идеи, рожденные в процессе решения задачи об игровой площадке:

· кафе для родителей;

· разметка на земле или асфальте для новых игр;

· четкое разделение возрастных групп.

Мимолетные идеи

Эти идеи отброшены в процессе мышления как непригодные, но все же они отражают концепции или процессы, которые могут иметь для нас определенную ценность. Мимолетные идеи — это всего лишь иллюстрации или примеры.

В нашей задаче к числу таких идей можно отнести:

· боксы для игры в кубики;

· игра, в которой команды толкают или перекатывают тяжелый блок через площадку;

· уголок изобретателей.

Идеи-зародыши

Идея-зародыш — это лишь начало идеи. Мы чувствуем в ней потенциал, но для того, чтобы она начала приносить пользу, ее нужно растить и развивать. Этим идеи-зародыши отличаются от мимолетных идей, поскольку в предыдущем случае мы не стремились развивать их дальше.

Примеры идей-зародышей о детской площадке:

· семь частных компаний спонсируют детскую площадку, один раз в неделю каждая;

· заключается контракт с творческими группами для разработки детских игр;

· яркая униформа для игровой площадки.

Прямые концепции

Это концепции, возникшие в процессе обсуждения. От них можно затем перейти к конкретным идеям или остаться на уровне концепций. И в том и в другом случае мы фиксируем рождение концепции. Сделать это не так просто, как может показаться. Часто мы склонны не замечать ценность концепции, считая, что основная задача творческого мышления — рождение идей. При этом мы теряем очень важный итог творческой работы.

Концепции детской площадки:

· основной элемент игровой площадки — сами дети;

· место общения;

· игра воспитывает умение работать в команде;

· гибкое (многофункциональное) использование пространства.

«Возвратные» концепции

Это концепции, которые не были выделены непосредственно в процессе обсуждения. Их получили сознательным усилием, на основании идей или мимолетных идей. Это обращение к уровню концепций может быть сознательно сделано в процессе творческого сеанса, но оно непременно должно присутствовать на стадии сбора урожая. Поэтому очень важно пересмотреть все идеи, возникшие в процессе обсуждения, и попытаться перейти от них на концептуальный уровень. Концепции могут сливаться с идеей. Очень важно выделить их и представить именно как концепции.

При обсуждении задачи о детской площадке были получены следующие «возвратные» концепции:

· спонсирование коммерческими структурами;

· дети вносят собственные новшества;

· образование команд;

· структуры для новых игр.

Направления

Различие между концепциями и направлениями описано в главе, посвященной вееру концепций. Направления — это просто концепции очень широкого диапазона или наиболее общий подход к ситуации. Поэтому концепции и направления могут пересекаться. Это не так важно. Важна общая направленность усилий, а не их словесное определение.

Направления, выделенные в задаче о детской площадке:

· вовлечение;

· игра с другими;

· гибкость.

Потребности

Иногда в процессе мышления могут проявиться четкие потребности. Например, потребность найти способ превратить какую-либо концепцию в практическую идею или определить концепции, соответствующие данному направлению.

«Нам необходимо найти способ сделать это».

Определение потребностей, сформировавшихся в процессе мышления, — важная чаcть творческого процесса.

Выявление недостатка — первый шаг в его ликвидации.

Потребности, выявленные в процессе решения задачи о детской площадке:

· потребность в ненавязчивом руководстве;

· потребность в новых способах формирования команд;

· потребность в способах разделения возрастных групп;

· потребность в способах привлечения коммерческих структур.

Новые объекты фокусирования

Новые творческие объекты фокусирования могут очевидно следовать из выявленных потребностей. Их стоит выделить в отдельную категорию. Впоследствии эти объекты можно предложить для разработки в качестве самостоятельной задачи.

Новые творческие объекты фокусирования, сформировавшиеся при решении задачи о детской площадке:

· командные игры для детских площадок (фокусирование на области действия);

· способы организации команд (фокусирование на цели);

· привлечение коммерческих организаций (фокусирование на области действия).

Изменения

Творческому мышлению свойственна гибкость. Перед нами постоянно открываются новые линии мышления, новые возможности. В какой-то момент обсуждение может пойти в совершенно ином направлении. Эти переломные точки нужно замечать и фиксировать.

· Мне кажется, мы изменили прежнее направление и теперь разрабатываем новую линию.

· Вначале наша точка зрения на этот вопрос была иной. Теперь мы смотрим на это по-другому.

В обсуждении задачи о детской площадке были отмечены следующие изменения:

· место для индивидуальных игр — место для командных игр;

· место для традиционных игр — место для новых игр;

· место, не связанное с коммерческим интересом, — привлечение коммерческого интереса.

Основная мысль («изюминка»)

Последний пункт перечня — основная мысль идеи, ее «изюминка». Она относится ко всей сессии в целом. Ценность определения основной мысли состоит в том, что в следующий раз вы можете не возвращаться к этой теме, а постараться разработать другое направление. Например, если цель творческого сеанса состояла в том, чтобы найти причину промаха, то будущая сессия может быть более конструктивной. У каждой творческой сессии должна быть только одна основная мысль, даже если в обсуждении были и другие интересные моменты.

Основная мысль творческого сеанса, посвященного детской площадке, — «новые подходы к детским центрам».

Издатели журналов утверждают, что для того, чтобы найти нового подписчика, нужно потратить в четыре раза больше времени и средств, чем для того, чтобы удержать прежнего. Что-то подобное можно сказать и про сбор урожая. Выбрать идею или концепцию, уже отмеченную однажды, гораздо легче, чем изобретать их заново. Вот почему этот этап творческого мышления так важен, хотя на первый взгляд может показаться, что он утомителен и лишь отнимает время. Кроме того, часто во время сбора урожая рождаются совершенно новые интересные идеи и концепции.

Выработав навык сбора урожая, вы научитесь внимательнее относиться к тому, что происходит в процессе мышления. Вы сможете отмечать и записывать определенные моменты на бумаге. Это позволит вам получать результат уже в процессе мышления. Например, если вы заметили смену концепций, то можете сознательно попытаться найти идеи для осуществления этой концепции.

Способность замечать новые направления в ходе мышления может привести к попытке исследовать новые направления (как в веере концепций). Концепции, полученные на основании «мимолетных» идей, могут открыть совершенно новую линию мышления. Сознательно отмечая новые фокусные точки, мы способны попытаться найти идеи, относящиеся к этим фокусированиям.

Итак, процесс сбора урожая — это не только заключительное описание мыслительной сессии, но и ее неотъемлемая часть. Как опытный натуралист замечает малейшие детали поведения птиц, так и вы начинаете наблюдать искушенным взглядом за ходом собственных мыслей, замечая то, что прежде ускользало от вашего внимания.

 

Толкование идей

Целенаправленное применение методов и инструментов латерального мышления привело к созданию ряда идей. Как поступать с ними дальше?

Некоторые идеи имеют очевидную ценность. Их можно применить немедленно или по крайней мере испытать на пригодность. Следовательно, после того как такая готовая идея получена, можно приступить к ее оценке, сравнивая с идеями, полученными другими методами (анализ, логика и т.д.). Но как поступить с остальными идеями?

Эта глава посвящена толкованию идей, недостаточно зрелых для того, чтобы можно было от их создания перейти непосредственно к окончательной оценке. Над ними нужно еще потрудиться. В этой главе я на время отставляю в сторону концепции. Сейчас нас интересуют только идеи. Если в процессе мышления мы создали одну или несколько концепций, то переходим от них к идеям. Как можно воплотить эти концепции в жизнь? Если нам удается ответить на этот вопрос, мы обращаемся к идеям и работаем с ними. Если нет, мы пока откладываем концепцию.

НЕМЕДЛЕННЫЙ ОТКАЗ ОТ ИДЕИ

Прежде всего следует избегать слишком быстрого отказа от идей. Как правило, такой быстрый отказ происходит в том случае, если мы прибегаем к идее ограничения реального мира. Если идея не вписывается в эти ограничения, мы можем поддаться искушению и сразу отказаться от нее. Это преждевременное применение черной шляпы следует подавлять, надевая желтую шляпу и прилагая дополнительные «зеленые» усилия. Время для оценки еще не пришло. В данный момент нужно продолжать развивать и отстраивать идею.

Существуют магические слова, способные на корню зарубить зарождающуюся идею. Эти слова — «то же самое».

· Эта идея предлагает нам то же самое, что мы делаем сейчас.

· В том, что вы предлагаете, нет ничего нового.

· Мы уже пробовали нечто подобное, и у нас ничего не вышло.

Слова «то же самое» кажутся безобидными, но на деле они безжалостно убивают идеи. Они внушают нам, что родившаяся мысль не заслуживает внимания; не стоит тратить на нее время, потому что это вообще не новая идея. При этом даже не делается попытки опровергнуть осуществимость или ценность идеи. Даже наоборот, она может быть признана вполне хорошей, но не новой. Мне приходилось наблюдать, как простое замечание такого рода убивало в зародыше очень хорошие идеи. Они почти беззащитны от подобных нападок.

Иногда эти убийственные слова используют искренне, и человек не может увидеть различие между существующей и предлагаемой идеей. Но чаще всего их произносят сознательно те, кто уяснил себе: лучший способ избавиться от новых идей — сказать, что они вовсе не новы.

Если взглянуть на идеи с общего уровня концепций, то можно сказать, что многие идеи сходны между собой. Например, лошадь похожа на самолет, потому что и то и другое — метод перемещения из пункта А в пункт Б. Кредитная карточка, банковская карточка и чек — одно и то же, потому что всё это способы замены бумажных денег. Поддавшись влиянию этих опасных слов, мы потеряем массу ценных и полезных идей.

Итак, никогда не произносите этих слов и не поддавайтесь их влиянию, занимаясь поисками новых идей. Если идея кажется чересчур похожей на уже существующую, сфокусируйте внимание на различии (один из методов перехода). Даже если это различие составляет всего 1%, сфокусируйтесь на этом одном проценте 1%.

ПPИДАHИЕ ИДЕЯМ ФОPМЫ

Нормальный процесс дизайна связан с определением всех требований и ограничений, а также с поиском идей, вписывающихся в эти ограничения. Поэтому ограничения изначально присутствуют в процессе поиска идеи.

Нормальный процесс оценки использует ограничения как своего рода фильтр. Сквозь него проходят лишь те идеи, которые приемлет система ограничений.

В творческом процессе, напротив, мы используем ограничения как инструмент формирования идеи, придания ей более подходящей формы. Это активный созидательный процесс. Из аморфного куска глины, помещенного на гончарный круг, получается прекрасная ваза. Обработка придает идеям нужную форму.

· Эта идея слишком дорогостоящая. Как сделать ее дешевле?

· В настоящем виде эта идея незаконна. Есть ли способ привести ее в соответствие с законом?

· Пока что эта идея неприемлема. Как можно видоизменить ее?

· Это неплохая идея, но у нее слишком много слабых сторон. Можно ли сделать ее менее уязвимой?

Мы видим, что во всех этих случаях совершается сознательное и активное формирующее усилие. Мы пытаемся видоизменить полученную идею таким образом, чтобы она соответствовала ограничениям внешнего мира. Время от времени их можно также подвергать вызову.

Если идею не удается привести в соответствие с внешними ограничениями, в этом случае она остается в резерве. К ней можно будет вернуться позже.

ПОДГОHКА

Эта операция связана не столько с ограничениями внешнего мира, сколько с доступными ресурсами. Выбор фасона зависит от ткани. Можно ли видоизменить идею так, чтобы она соответствовала доступным ресурсам? Крупные компании могут позволить себе один способ реализации идеи, а более мелкие, возможно, должны действовать иначе.

Нужно ли помнить о доступных ресурсах с первых шагов? Можно предположить, что слишком рано обременяя себя заботой о доступных ресурсах, мы ограничиваем наше мышление и можем упустить ценные направления. Но с самого начала имея такое представление о наших возможностях, мы можем быть уверены, что движемся в практическом направлении. Это помогает нам уже в процессе мышления формировать и выбирать нужные альтернативы. На собственном опыте я убедился в том, что полезно помнить о доступных ресурсах с самого начала, но нельзя лишь на основании этих соображений отвергать идеи или закрывать направления мышления. Они должны лишь подсказывать нам наиболее верный путь.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.