Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Часовой модуль (минимальный)

Этот модуль — самый минимальный. Он касается выбора инструментов и охватывает ограниченное число методов. Это род обучения, который может относиться ко всему персоналу организации. Если невозможно провести более полное обучение, этот модуль может стать необходимым минимумом для команд, создаваемых в рамках программы FAT/CATTM.

Каждый из предложенных модулей можно сократить за счет времени, отведенного на практику. Это не слишком мудро, поскольку в любом деле, требующем приобретения навыков, нужен опыт. Нетрудно объяснить правила игры в теннис за двадцать минут, но так человек играть не научится. Чтобы научиться теннису, нужно посещать корт и тренироваться. Вот почему практика под руководством наставника столь важная часть обучения творчеству.

Модули можно разделить на сегменты различной продолжительности — в зависимости от стиля обучения, принятого в различных организациях. Например, 20-часовой модуль можно разбить на пять четырехчасовых сегментов. Как правило, чем больше сегментов, тем выше эффективность обучения, потому что в перерывах можно попрактиковаться и обдумать полученные сведения. Обучение творчеству за один прием может утомить участников и привести к тому, что одни методы будут поняты лучше за счет других, не менее важных.

 

Форматы

Я всегда предпочитал рассматривать методы латерального мышления как инструменты. У плотника есть набор инструментов (молоток, пила, рубанок, долото, сверло и т.д.), и он применяет каждый из них по назначению. Не существует жесткой последовательности использования инструментов. Как только плотник приобретает навык работы с ними, он знает, когда и какой из них применять. Я всегда немного подозрительно отношусь к учебным программам, основанным на строгой последовательности, которой студентам следует придерживаться. Такие программы выглядят внушительно и производят прекрасное впечатление в аудитории, но, когда приходится применять их на практике, студент забывает нужную последовательность и теряется. Если жесткой последовательности не существует, можно использовать любой инструмент. Возможно, последовательность будет не наилучшей, но инструмент все равно будет работать.



При составлении программ очень важно, чтобы они были простыми и практичными. Очень часто об этом забывают те, кого привлекают впечатляющие, но сложные методы. Я всегда доверяю действенной простоте. Прекрасный пример такого простого и эффективного метода — шесть мыслительных шляп.

Тем не менее я приведу несколько практических форматов применения инструментов латерального мышления.

НЕМЕДЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Методы латерального мышления можно использовать для получения быстрых, немедленных решений. Рассмотрим следующий пример.

· Нам не удалось придумать ничего нового. Мы постоянно возвращаемся к одним и тем же идеям. Давайте попробуем метод случайного слова. Фокусирование на цели: слишком много сотрудников опаздывают на работу. Случайное слово «мост» получено из списка шестидесяти слов по указанию секундной стрелки. Две минуты для индивидуального размышления.

Две минуты на размышление.

· Итак, какие есть идеи? Пожалуйста, начнем с вас.

· Человек, взошедший на мост, должен перейти на другую сторону. Моя идея заключается в том, чтобы сотрудники приходили на работу заблаговременно. Мы можем предложить им утренние газеты, простой завтрак и т.п.

· Я пришел к той же идее, но отталкиваясь от зубного моста, благодаря следующей цепочке: зубной мост, рот, еда.

· Мост — это средство перемещения людей через препятствие. Нельзя ли найти средство для перемещения людей? Например, собственный автобус, который будет собирать их в назначенном месте. Они могли бы даже начинать работу в автобусе. Возможно, на это время можно назначать производственное собрание.

· Я думаю про подвесной мост. Это могло бы означать временное отстранение людей, опаздывающих на работу[7]. Но что если рассмотреть противоположную идею — давать вознаграждение тем, кто хотя бы два раза в неделю приходит на работу на пять минут раньше.

· Мы получили несколько идей. Давайте обобщим их…

Весь процесс занимает примерно шесть минут. Дальше можно развить предложенные идеи, найденные с помощью случайного слова, выделить из них концепции и найти различные способы осуществления концепций (например, вознаграждение за досрочный приход на работу).

Теперь рассмотрим другой, еще более простой пример немедленного использования метода.

Нам нужны новые идеи в области того, чем накрывать столы в ресторане. Давайте испытаем метод прямых альтернатив. Фиксированная точка: внимание, направленное на поверхности обеденных столов. Давайте предложим несколько быстрых идей.

Скатерти.

Посетители выбирают скатерти по своему вкусу.

Вообще ничего. Просто чистая поверхность стола.

Инкрустированный кафель.

Съемные поверхности стола.

Что-то вроде мха или травы.

Стеклянная поверхность, под которой размещено что-то интересное, например предметы антиквариата или даже муравьи, суетящиеся в закрытом контейнере.

Знаменитые афоризмы, напечатанные на поверхности из жаростойкого пластика.

Прекрасно, мы получили несколько идей.

Такой процесс может длиться примерно четыре минуты. Интересно наблюдать, как изменяется характер выдвигаемых альтернатив. Первые предложения довольно обычные и традиционные. После выдвижения провокационного «мха или травы» начинают звучать более оригинальные и свежие идеи.

Потом может последовать целый ряд интересных предложений о покрытии столов. В этот момент имеет смысл извлечь концепцию «зрелища» — чего-то интересного, на что можно смотреть и о чем можно говорить, и затем выдвинуть эту концепцию в качестве новой фиксированной точки.

Может показаться, что подобные случаи мгновенного применения метода настолько редки и случайны, что здесь нет необходимости соблюдать формальность, но именно последняя усиливает достоинства метода. Например, определить фиксированную точку при выборе альтернатив гораздо важнее, чем просто сказать: «Давайте поищем другие варианты».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ

Различие между индивидуальным и групповым использованием творческого мышления уже обсуждалось ранее. Большим преимуществом индивидуального использования является то, что оно отнимает гораздо меньше времени. Как правило, индивидуальная работа примерно в три–пять раз эффективнее групповой.

Кроме того, при индивидуальной работе идеи и концепции можно записывать в порядке их возникновения. Когда все работают вместе, это невозможно.

СТАДИЯ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

· Определение и уточнение цели.

· Если необходимо, ввод дополнительной информации.

· Определение альтернативной цели.

· Выбор промежуточных целей для дальнейшего использования.

СТАДИЯ 2. МЕТОД

· Выбор метода.

· Установки (то есть выдвижение провокационной идеи).

· Использование метода.

СТАДИЯ 3. ИТОГ

· Извлечение концепции.

· Работа с концепциями.

· Сбор урожая.

· Толкование идей.

· Формальный итог.

Продолжительность каждой стадии зависит от постановки цели, выбора метода, потока идей и количества работы, которую нужно проделать на стадии итога. Можно дать следующие примерные рекомендации: три минуты — на стадию постановки цели, три минуты — на стадию метода и шесть минут — на стадию итога. Продолжительность последней стадии может колебаться в широких пределах. Это зависит от характера задачи. Если метод латерального мышления используется с целью получить действительно новую идею, тогда, скорее всего, на конечной стадии работы будет немного. Может оказаться, что ни одна из полученных идей не относится к действительно новой и оригинальной. Если же метод применяется с целью получения идей как таковых, тогда работа на итоговой стадии должна быть тщательной.

Извлечение концепций из идей и работа с концепциями для их усовершенствования и получения на их основе новых идей — это часть стадии итога, потому что она следует после непосредственного использования метода.

Можно применять несколько методов один за другим. Тем не менее вряд ли разумно использовать в течение одного сеанса более трех методов.

Постановка цели.

· Метод 1.

· Метод 2.

· Метод 3.

· Итог.

В индивидуальном случае работа с концепциями, сбор урожая и толкование идей могут быть проведены после использования последнего метода. В случае групповой работы лучше делать это после применения каждого метода.

Пример:

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

· Усовершенствование светофора.

· Фокусирование на цели.

· Светофоры должны выполнять прежнюю функцию.

МЕТОД 1. ВЫЗОВ

· Почему огни светофора расположены вертикально?

· Почему огни светофора расположены высоко?

· Почему на каждом углу только один светофор?

Концепция:

· Различные огни в различных местах.

МЕТОД 2. ОТСТРАНЕНИЕ

· Мы считаем само собой разумеющимся, что огни должны быть видимыми.

· ПРО, огни светофора невидимы.

Идея:

· Радиосигнал, который зажигает красный свет на панели автомобиля одновременно с красным сигналом светофора.

ИТОГ:

· Концепция множества огней может означать дублирование огней светофора в различных местах. Их можно разместить прямо на мостовой, чтобы перед автомобилем загоралась красная полоса. Возможно, это будет светящийся знак, образованный множеством лампочек.

· Концепция, извлеченная из идеи о радиосигнале: каждый автомобиль должен автоматически реагировать на сигнал светофора. Этого можно добиться изменением формы полотна (ухаб или барьер). В машине может раздаваться звуковой сигнал.

Сбор урожая:

· Два различных направления: различная форма и расположение огней и нечто в самом автомобиле, что автоматически отвечает на изменение сигнала светофора.

· Мимолетные идеи: световой или звуковой сигнал в автомобиле, вызванный радиосигналом; световая полоса на дороге; изменение поверхности полотна; светящиеся знаки, образованные лампочками.

· Изменение мышления: от самого светофора к реакции автомобиля. От возможной реакции водителя к вынужденной остановке (как в случае с барьером).

Обработка идей:

· Возможно, красный фонарь может быть гораздо больше других или двойным.

· Чувствительное устройство в автомобиле должно быть дополнительным по отношению к внешним системам регулирования. Оно может отказать в нужный момент, и тогда водитель будет ориентироваться по сигналу светофора.

· Нужно дальнейшее развитие идей, относящихся к физическому барьеру, преграждающему путь машине при красном сигнале.

Формальный итог:

· Идея: более крупный или двойной красный фонарь, который был бы более заметен.

· Ценность: важнее вовремя заметить красный сигнал.

· Концепция: устройство в самом автомобиле, которое реагировало бы на состояние огней светофора.

· Ценность: раннее и эффективное предупреждение о том, что на светофоре горит красный свет.

В этом примере сбор урожая и толкование идей могут быть проделаны гораздо тщательнее. Например, можно отметить трудность, связанную с разделением сигнала, предназначенного для двух направлений движения. Всегда полезно вести при сборе урожая подробный перечень, а также перечислять все шаги толкования предложенных идей.

ГРУППОВЫЕ ФОРМАТЫ

Стадии группового формата похожи на стадии индивидуального формата, но в рамках каждой стадии все происходит, разумеется, иначе.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.