Обобщенная характеристика КБТО Конвенция о запрещении биологического оружия была открыта для подписания в 1972 году и вступила в силу в 1975 году, когда ее ратифицировали 22 государства-участника, в том числе СССР (Россия).
Депозитариями Конвенции являются три страны: Великобритания, США и Россия. По состоянию на конец 2004 г. к Конвенции присоединилось 151 государство.
После вступления КБТО в силу начался процесс снятия оговорок к Женевскому Протоколу. В настоящее время оговорки сняли Великобритания, Испания, Нидерланды, Канада, Франция, ЮАР и некоторые другие.
После ратификации Россией (СССР) Конвенции о запрещении биологического оружия (1975 год) и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1997 год) оговорки к Женевскому протоколу полностью по мнению России утратили свое политическое и юридическое значение. Публичное заявление об отказе о части оговорок, которые касались возможности ответного использования биологического оружия, было сделано Президентом России еще в 1992 г. (Дипломатический вестник, 1992, № 13-14). Официально Россия сняла оговорки к Женевскому Протоколу Федеральным законом № 143-ФЗ от 6 декабря 2000 г.
Конвенция, содержащая 14 статей, по своей структуре напоминает структуру Конвенции по запрещению химического оружия, но является гораздо более "скромной" и по объему и по содержанию.
Преамбула - включает политические обязательства государств-участников действовать в целях достижения эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включая запреты на ликвидацию всех видов оружия массового поражения при том понимании, что данная Конвенция является первым шагом на пути запрещения не только биологического, но и химического оружия.
Статья I - отражает обязательства государств-участников "никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять: 1) микробиологические или другие агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей; 2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах".
Статья II - содержит обязательства уничтожить или переключить на мирные цели в срок не позже, чем через 9 месяцев после вступления Конвенции в силу, все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, относящиеся к предмету договора.
Статья III - содержит запреты на передачу биологических агентов и их технологий и предотвращению этих действий со стороны других государств.
Статья IV - обязывает государства в соответствии со своими конституционными процедурами принять меры по реализации основных целей Конвенции.
Статья V - включает положение о сотрудничестве и консультациях между странами участниками по всем вопросам, связанным с реализацией Конвенции.
Статья VI - содержит положения о том, что если какое-то государство считает, что какое-то другое государство нарушает обязательства по Конвенции, то оно должно подать жалобу в Совет Безопасности ООН, а также сотрудничать с ООН при расследовании своей жалобы.
Статья VII - включает положение об обязательствах государства-участника по оказанию помощи другому участнику Конвенции, если он обратился в Совет Безопасности ООН с такой просьбой, считая, что подвергся опасности в результате нарушений Конвенции.
Статья VIII - включает положение о том, что положения Конвенции не должны трактоваться как изменение обязательств по Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанному в Женеве 17 июня 1925 года.
Статья IX - включает положение о том, что государство-участник данной Конвенции подтверждает необходимость запрещения химического оружия и обязуется в духе доброй воли продолжать переговоры по этому вопросу.
Статья X - содержит положения по обмену между участниками Конвенции оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании биологических агентов в мирных целях, а также об ее осуществлении без ущерба экономическому или техническому развитию участника Конвенции.
Статья XI - включает положение о поправках, которые могут предлагаться к Конвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства-участника, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств-участников Конвенции.
Статья XII - определяет, что через 5 лет после вступления Конвенции в силу, созывается Конференция государств-участников для рассмотрения того, как действует Конвенция и как продвигается переговорный процесс по запрещению химического оружия.
Статья XIII - устанавливает бессрочность Конвенции, а также право на выход из Конвенции, если государство-участник решит, что связанные с содержанием Конвенции исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны.
Статья XIV - включает положения о подписании, присоединении, ратификации и времени вступления в силу (после ратификации 22 государствами, включая страны-депозитарии).
Короткий анализ Конвенции о запрещении биологического оружия соответствует ее короткому содержанию. По объему этот договор составляет всего несколько страниц (в зависимости от шрифта от 2 до 5), что несопоставимо с Конвенцией о запрещении химического оружия.
По своему содержанию Конвенция о запрещении биологического оружия больше приближается к совместному политическому заявлению стран-участников, чем к полномасштабному договору, поскольку не содержит ни конкретных положений о подходах к ее осуществлению, ни даже перечня биологических агентов, подлежащих запрету.
Именно эти обстоятельства спустя почти 20 лет после вступления Конвенции в силу привели международное сообщество к пониманию необходимости разработки мер по верификации, которые должны были бы четко определить механизм контроля за ее осуществлением.
В этих целях в 1991 г. была создана группа правительственных экспертов от стран-участников, которая в течение 2-х лет разрабатывала предложения о возможных мерах контроля. Результаты ее работы были рассмотрены на Специальной конференции государств-участников КБТО в 1994 году, на которой было принято решение об учреждении Специальной группы государств-участников Конвенции (включая Россию) с целью разработки юридически обязательного для всех государств документа (Протокола) по мерам укрепления Конвенции.
Группа должна была завершить свою работу к сроку проведения 5-ой Конференции государств-участников КБТО, которая состоялась осенью 2001 г. Но этот оптимистический прогноз не оправдался, поскольку по инициативе США государства-участники фактически отказались от рассмотрения подготовленного документа не только на этой Конференции, но и в ближайшем будущем, по крайней мере, до Конференции 2006 года.
Причины, которые прервали разработку Протокола (помимо политической позиции США), содержатся в самом предмете регулирования, поскольку он слишком обширен и затрагивает сферы интересов государств в самых разнообразных направлениях (далее перечисляются основные причины).
Если говорить о перечне биологических компонентов, которые могут попасть под сферу контроля, то по предварительным подсчетам он может включать несколько сотен наименований и тенденция к его увеличению нарастала вместе с приближением завершения времени работы над Протоколом.
КБТО, принятая в период биполярной конфронтации, не могла не отражать и стереотипы стратегического мышления того времени. Отсюда ее слабости.
Тем не менее КБТО является первым международным юридически обязывающим документом, в соответствии с которым государства-участники принимают обязательства полностью отказаться от целого вида ОМУ, хотя до настоящего времени четкого определения понятия "биологическое оружие" не существует.
|