Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений 1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
защиты интересов инвесторов;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
принятия антимонопольных мер;
расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга в Российской Федерации;
проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
2.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:
разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;
вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тема 2. Общие подходы к составлению бизнес-плана
Одним из методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является Бизнес-план.
Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.
Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:
- расчётов;
- технико-экономических обоснований;
- совокупность экономических показателей;
- описание мер и действий.
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Существуют различные цели инвестирования и соответственно цели составления бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы бизнес-планов:
1. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.
2. Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
3. Бизнес-план компании (группы) - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
4. Бизнес-план структурного подразделения - изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.
5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.
6. Бизнес-план развития региона - обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.
Функции бизнес- плана:
1. Обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности.
2. Планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса.
3. Привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов.
При оценке эффективности бизнес- планов различают:
1) коммерческую или финансовую эффективность;
2) бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование федерального, регионального или местного бюджета;
3) социально- экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта.
Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта, руководитель проекта должен выполнить следующие работы:
1) проведение маркетинговых исследований с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги;
2) оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей предприятия требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления;
3) определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки;
4) определение поставщиков технологического оборудования и соглашения с ними условий его поставки;
5) предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога;
6) определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта.
В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по Промышленному Развитию) инвестиционный проект должен содержать следующие основные разделы.
Резюме.
В этом разделе бизнес-плана представляется информационное сообщение о бизнес-идее, т.е. указывается:
o цель бизнес-идеи;
o сущность бизнес-идеи,
o механизм и календарный план ее реализации,
o источники финансирования и план возврата займа и гарантии,
o краткие сведения об организации и команде управления,
o результативность реализации бизнес-идеи.
Описание компании.
В этом разделе бизнес-плана представляются миссия, цели и задачи организации и место предлагаемой бизнес-идеи в их достижении. Так же необходимо представить следующую информацию:
o состав учредителей (на основании регистрационных документов);
o характеристика возможных партнеров (исходя из стратегического плана развития организации);
o характеристика управленческого персонала;
o характеристика положения на рынке.
o характеристика бизнес-портфеля организации;
o характеристика ассортимента выпускаемой продукции;
o характеристика достигнутых результатов деятельности организации;
o желаемое состояние организации, которого позволит достичь реализация бизнес-идеи.
Товар / услуга.
В этом разделе бизнес-плана указывается назначение и область применения товара или услуги и дается их краткая характеристика:
o какие потребности призван удовлетворить ваш продукт/услуга;
o что нового представляет товар/услуга, в чем отличие от аналогичных товаров выпускаемых конкурентами, в чем заключается ценность вашего продукта/услуги для потребителя, что делает ваш продукт или услугу конкурентоспособными;
o какие патенты, лицензии и авторские свидетельства защищают особенности вашего продукта/услуги или технологии;
o наличие сертификата качества, обеспечение требований экологичности и безопасности;
o гарантии, организация сервиса и утилизация.
Описание отрасли бизнеса.
В этом разделе бизнес-плана следует показать картину современного состояния и перспектив развития отрасли (подотрасли), в которой уже функционирует или собирается функционировать организация. Коротко опишите тенденции развития отрасли (подотрасли). Дайте оценку вероятности появления новых потребителей и конкурентов в отрасли и исчезновения последних, т. е. любых факторов, которые могут позитивно или негативно повлиять на бизнес вашей организации.
Рынок и конкуренция.
В этом разделе бизнес-плана необходимо дать характеристику своего целевого рынка. Для этого коротко опишите ваших потребителей и дайте характеристику емкости рынка (величины спроса) и тенденции развития рынка. В этом же разделе необходимо представить конкурентов вашей организации действующих на этом же рынке. Сделайте обзор сильных и слабых сторон ваших конкурентов и для каждого конкурента определите:
o долю рынка;
o объем продаж;
o методы сбыта;
o производственные мощности.
Сопоставьте продукты/услуги конкурентов с вашим продуктом или услугой с точки зрения:
o доли на рынке;
o качества;
o цены;
o характеристик;
o надежности;
o сроков поставок;
o послепродажного обслуживания и других особенностей.
Подробно опишите трех-четырех главных конкурентов с которыми вы будете соперничать за потребителей. Основываясь на вашем знании конкурентов объясните, почему вы думаете, что они уязвимы и вы сможете привлечь часть их рынка. Укажите свое конкурентное преимущество.
6. Стратегии и план маркетинга.
В этом разделе бизнес-плана основываясь на выводах из СТЭП и SWOT анализа и анализа рынка товаров и потребительского рынка необходимо представить стратегии и комплекс маркетинга, включающий в себя:
o сегментацию рынка потребителей и величину спроса на выбранном сегменте (сегментах);
o позиционирование товара и конкурентоспособность предлагаемого товара/услуги, и как будет удовлетворено желание и потребность клиента;
o стратегию ценообразования на продукт/услугу с точки зрения взаимосвязи цены, доли рынка, окупаемости затрат;
o способы продвижения товара/услуги с точки зрения привлечения потенциальных потребителей, т.е. методы которые будут использоваться для реализации продукции, скидки с цены, позволяющие стимулировать реализацию продукции или оказание услуги, политику послепродажного обслуживания и предоставления гарантий;
o необходимо указать какой тип рекламы вам больше подходит, в каких выставках и ярмарках вы будете участвовать, и определить величину расходов на рекламу и продвижение товара/услуги (бюджет маркетинга).
В итоге необходимо оценить объем продаж вашего продукта (оказания услуг) по годам прогнозного периода.
План производства.
Структура данного раздела бизнес-плана имеет следующий вид.
1.Производственный цикл.
Представьте характеристику и схему производственного цикла вашего бизнеса. Необходимо указать, как будет осуществляться процесс контроля качества выпускаемой продукции. Поясните, как вы будете справляться с сезонными колебаниями загрузки производственных мощностей.
2.Производственные мощности и их развитие.
Для уже существующего бизнеса опишите производственные мощности, включая производственные и административные помещения, склады и площадки, производственное оборудование, механизмы и прочее. Укажите, как и когда в прогнозном периоде будут приобретены дополнительные мощности для увеличения объема продаж. Отметьте, собираетесь ли вы купить или арендовать оборудование и помещения. Представьте смету затрат на приобретение необходимых производственных мощностей. Укажите, какая инженерная доработка продукта или процесса производства должна быть осуществлена. Представьте смету расходов на НИОКР.
3.Производственный план.
Опишите весь производственный процесс. Укажите наиболее вероятных поставщиков и охарактеризуйте степень их надежности. Представьте производственные планы с информацией об переменных и постоянных затратах с детализацией по применяемым материалам, труду, закупаемым компонентам и накладным расходам производства. Эти планы должны разрабатываться исходя из определенных в разделе «План маркетинга» объемов продаж с учетом поддержания необходимых товарно-материальных запасов и запасов готовой продукции.
4. Государственное и правовое регулирование.
Укажите правительственные, местные или зарубежные нормативные акты, касающиеся вашего бизнеса, включая лицензии, законы, требования регистрации и т.д., которые влияют на характер и сроки открытия нового бизнес-процесса или функционирование вашей организации.
8. Организационный план и менеджмент.
Эта часть бизнес-плана включает описание структуры управления организацией, распределение ролей между основными членами управленческой команды и взаимодействие их друг с другом. Необходимо отразить послужной список учредителей и менеджеров, опыт работы в данной области обязанности и ответственность, поощрения и ресурсы для этого которыми располагает организация. Рекомендуемая схема данного раздела состоит из следующих вопросов.
1. Организационная структура.
Перечислите ключевые управленческие должности и представьте схему организационной структуры.
2. Главные руководители организации.
Опишите права и обязанности каждого члена команды управления. На каждого руководителя составьте подробное резюме, необходимое для иллюстрации деловых качеств и достигнутых результатов в управлении. Если руководители являются и собственниками организации, опишите, какой собственный капитал оно вложили в дело.
3. Другие инвесторы.
Опишите других инвесторов, их долю собственности.
4. Профессиональные советники и услуги.
Назовите имена и организации советников-профессионалов по аудиту, рекламе, праву и банковским операциям.
5. Календарный график реализации бизнес-идеи.
Покажите на графике решающие для успеха вашего бизнеса события:
o создание бизнеса (процесс, связанный с СМР и с приобретением необходимого оборудования);
o окончание НИОКР;
o создание прототипа изделия;
o достижение договоренностей с торговыми представителями;
o выход на торговые показы продукции;
o подписание соглашений с оптовиками и получение заказов;
o заказ материалов в количествах, необходимых для производства;
o начало производства;
o поставка партий продукции;
o получение первых платежей и поступлений на счет организации.
9. Финансовый план.
В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: краткосрочное и долгосрочное, поэтому все финансовые прогнозы, как правило, составляются на первый год – помесячно, на последующие два года – поквартально, на остальные годы – по годам. В качестве таких финансовых прогнозов представляются:
o баланс организации;
o отчет о финансовых результатах организации;
o отчет о движении денежных средств организации.
В разделе должны быть представлены предложения по структуре финансирования и времени и видах предоставления необходимых финансовых ресурсов, поэтому необходимо перечислить источники финансирования организации за счет собственных средств и заемных средств, представить политику распределения прибыли после уплаты налогов, политику в отношении погашения и страхования кредитов, и условия контроля по платежам покупателей.
В конце финансового плана следует дать оценку деятельности организации по основным финансовым показателям (безубыточность, ликвидность, финансовая устойчивость, рентабельность). Если для реализации бизнес-идеи привлекаются внешние инвесторы, представляются показатели эффективности привлекаемых инвестиций (NPV, IRR, PI, PBP).
Риски и гарантии.
Эта часть бизнес-плана посвящена представлению рисков, с которыми может столкнуться организация в ходе реализации бизнес-идеи, источники этих рисков и момент их возникновения. С точки зрения уменьшения потерь от их свершения и снижения величины самих рисков необходимо указать организационные меры по профилактике рисков и программу страхования от рисков.
Приложения.
В разделе подшиваются необходимые документы, подтверждающие информацию проекта:
o копии лицензии, сертификатов, контрактов, деловых соглашений, страховок;
o списки основных клиентов и поставщиков с объемами и условиями сделок;
o любые патенты и авторские права, которыми вы владеете;
o любые другие относящиеся к делу официальные документы.
Разработка инвестиционных проектов предприятия может быть осуществлена с помощью специальных компьютерных программ — COMFAR, PROJECT EXPERT и других.
Тема 3. План маркетинга
|