Денежные потоки пренумерандо и постнумерандо. Все потоки с равными интервалами между поступлениями можно условно разделить на потоки с равными и неравными по величине поступлениями денежных средств.
Поток с равными интервалами и равными поступлениями (рента с равными поступлениями) называется финансовой рентой, или аннуитетом. По количеству поступлений принято выделять:
1) срочные аннуитеты (количество поступлений ограничено);
2) бессрочные аннуитеты (количество поступлений не ограничено).
Важным принципом классификации денежных потоков является момент поступления денежных средств. Денежный поток с поступлениями в начале периода называется потоком пренумерандо, с поступлениями в конце периода — постнумерандо. В соответствии с этой классификацией:
1) в числе аннуитетов (потоков с равными интервалами и равными по величине поступлениями) различают:
- срочные аннуитеты пренумерандо и постнумерандо;
- бессрочные аннуитеты пренумерандо и постнумерандо;
2) в числе потоков с равными интервалами и неравными по величине поступлениями различают потоки пренумерандо и постнумерандо.
Тема 6. Финансовый план
1. Понятие финансового плана
2. Виды финансовых планов
3. Разделы финансового плана
4. Формы планирования финансов
5. Основные показатели финансового планирования
6. Взаимодействие финансового и маркетингового планов
1. Понятие финансового планирования
Финансовый план – это неотъемлемая часть бизнес-плана, в которой осуществлен анализ денежного положения предприятия на текущий период, а также описаны будущие денежные перспективы. Этот анализ и помогает, собственно, реализовать бизнес проект. В нем отражены деятельность фирмы, ее проблемы, перспективы и будущие действия с помощью объективных числовых показателей. Особенно важна финансовая часть при поиске денег на развитие бизнеса и для инвесторов, которые с его помощью могут разглядеть возможные проблемы организации с наличностью.
2. Виды финансовых планов
Зависимо от длительности периода, различают три основных типа:
1. Краткосрочный – подготовлен максимум на один год. Он подходит для компаний с быстрым оборотом капитала.
2. Среднесрочный – подготовлен на плановый период от одного до пяти лет. Этот план составляют после детальных исследований, разработок т.д.
3. Долгосрочный – подготовлен на период более пяти лет. Составляют после определения долгосрочных финансовых целей компании, ее структуры капитала, деятельности по расширению и т.д.
Также могут составлять:
1. Основной – в нем рассчитаны себестоимость, стурктура доходов и затрат, налоговые платежи и др.
2. Вспомогательный– помогает составить основной план.
3. Разделы финансового плана
Следующие разделы являются главными составляющими:
1. Таблица доходов и расходов.
2. Прогноз объемов выручки.
3. Прогноз баланса активов и пассивов.
4. Расчет точки безубыточности.
5. Прогноз притока и оттока денежных средств.
6. Инвестиционный, кредитный и валютный планы.
4. Формы планирования финансов
1. Баланс предприятия – финансовый документ, который состоит из двух частей – актива и пассива. В активе баланса отображают стоимость всех нематериальных и материальных ценностей предприятия (оборудование, здания, ТМЦ, интеллектуальная собственность и т.п.). Собственные или заемные источники формирования этих ценностей (кредиты, акционерный капитал и т.п.) отображают в пассиве баланса. Баланс – это первый документ, который с первого взгляда показывает, сколько стоит фирма.
2. Отчет о прибылях и убытках – характеризует уровень рентабельности уже существующей фирмы или предполагаемый уровень рентабельности для новой фирмы. Сколько чистой прибыли будет иметь ваша компания после отчисления всех расходов – это и покажет рентабельность. Кстати, с новыми рентабельными бизнес-идеями можете ознакомиться в другой статье.
3. Отчет о движении наличности – показывает платежеспособность фирмы, есть или будут у нее деньги, чтобы погасить кредиты и другие обязательствам. Обратите особенное внимание на этот документ, ведь именно он показывает движение ваших денег на банковском счету. Он обязателен для фирм, которые продают сезонную продукцию или предоставляют товары в кредит.
5. Показатели финансового планирования
Расчет главных финансовых показателей ставит финальную точку при его оценивании. Ведь как бы красиво и детально вы исследовали конкурентов, выделили конкурентные преимущества компании, описали будущий продукт или услугу, если показатели рентабельности низкие или нулевые, инвесторы с вами не будут разговаривать.
В первую очередь рассчитать нужно такие показатели:
1. Срок окупаемости инвестиций (англ. Pay-Back Period) – помогает оценить рациональность инвестиционного проекта. Показывает конкретный срок, на протяжении которого инвестиции будут покрыты. При этом для организации бизнеса можно привлекать сторонние инвестиции, о чем описано в нашей статье. Формула расчета:
где, Io – стоимость первоначальных инвестиций;
P – чистый поток денег в год после реализации проекта.
2. Дисконтированный период окупаемости инвестиций (англ. Discounted Pay-Back Period) – учитывает момент времени. Формула расчета:
где, n – число периодов;
CFt – приток денег в определенный период t;
r – коэффициент дисконтирования;
Io – стоимость первоначальных инвестиций.
3. Индекс рентабельности (англ. Profitability Index) – показывает уровень прибыли на единицу затраченных средств. Формула расчета:
где NCFi – чистый поток денег для i-го периода;
r – ставка дисконтирования;
Inv – стоимость первоначальных инвестиций.
Если PI > 1 – вложение капитала эффективно.
4. Точка безубыточности (англ. break-even point) – показывает сколько нужно продать товара или услуг по предлагаемой цене, чтобы выйти в ноль. Данный экономический показатель характеризует ту ситуацию, когда размер прибыли равен размеру затрат. Формула расчета:
где, TFC – размер постоянных затрат;
AVC — размер переменных затрат на единицу продукции;
P— продажная цена единицы продукции;
C – прибыль с единицы продукции.
5. Чистая приведенная стоимость (англ. Net present value) – позволяет оценить инвестиционный проект путем расчета стоимости будущих денежных потоков за минусом инвестиционных потоков. При этом нужно учесть дисконтированный срок возврата инвестиций. Формула расчета:
где NCFi – чистый поток денежных средств для i-го периода;
Inv – стоимость первоначальных капиталовложений;
r – стоимость привлеченного капитала или ставка дисконтирования.
Если NPV имеет позитивное значение, то вложение капитала эффективно.
6. Взаимодействие финансового и маркетингового плана
Маркетинговый и финансовый план должны быть тесно связаны между собой, ведь они оба касаются вопроса ценообразованиятоваров или услуг. Аналитики желают установить цену на том уровне, который принесет фирме желаемую прибыль. Маркетологи же обеспокоены завоеванием доли рынка и объёма продаж. Чтобы принять оптимальное решение, специалисты компании организовывают совещания, где принимается компромиссное решение. Напомним, что маркетинг-план описывает:
1. Текущее положение фирмы на рынке (целевые сегменты, SWOT-анализ рынка, конкурентные преимущества). Предшествуют этому детальные маркетинговые исследования.
2. Анализ конкурентной среды.
3. Анализ комплекса маркетинга: товарная, ценовая, сбытовая и стратегия продвижения.
4. Контроль маркетингового плана.
|