Обратная связь
|
Тема 16 Культура духовная и материальная Культура
| Широкое значение
| Узкое значение
| Это всё, что создано
человеком (обществом) в результате физического и умственного труда
| Это нравственное состояние человека (общества),
определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы
|
Культура– это духовные и материальные ценности, созданные человеком.
Культура
| Духовная
| Материальная
| Это духовная деятельность и её результаты
| Это материальное
производство и его результаты
| Связаны
| Ценностный подход
| Деятельный подход
| Культура как итог всего многообразия деятельности К
человека, как мир ценностей человека (т. е. с совокупность материальных и духовных ценностей, ч значимых для конкретного общества) ч
| ультура как специфический
пособ жизнедеятельности еловека (т. е. способ бытия еловека в мире)
|
Формы культуры:
Элитарная (высокая) Народная Массовая (популярная)
Сложная по содержанию и трудная
Создаётся
Адресована всем, без
для восприятия; адресована узкому неизвестными
различия классов,
кругу профессионалов и
творцами –
наций, пола, т. е. массам
привилегированной части общества непрофессионалами;
адресована народу
в обществе потребителя
Картина Пикассо, фильмы
Тарковского
Частушки, танцы, сказки
Телевидение, поп-
музыка
Духовная культура:
Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей; Существует в сознании человека;
Связана с материальной культурой.
Духовная деятельность– это сочетание производства и потребления духовных ценностей.
Духовные ценности: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные идеи, ценностные ориентации.
Духовные ценности производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.
Сохранение духовных ценностей
| музей
| Библиотека
| Архив
| Образование
| СМИ
| Интернет
|
Тема 17 Искусство
Искусство
| Узкое значение
| Широкое значение
| Это одна из форм общественного сознания
и специфическая духовно-практическая
деятельность по освоению мира
| Это высокий уровень мастерства в
любой сфере деятельности, указывает
на красоту и совершенство её продукта
| Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
Функции искусства
| Повествовательная, познавательно-
эвристическая
| Это знание и просвещение
| Информационно-коммуникативная
| Это общение, обобщение, сообщение
| Концептуально-рефлекторная
| Это философско-эстетический и художественно-
эстетический анализ и диагноз состояния мира
| Прогностическая, футурологическая
| Это предвосхищение, предсказание
| Общественно-преобразующая
| Это духовно-практическая деятельность
| Интеллектуально-нравственная
| Это фактор развития личности, её ценностно-
смысловых ориентиров
| Эстетическая
| Это развитие способностей художественного
восприятие и творчества
| Гедонистическая
| Это наслаждение
| Психологическое воздействие на
подсознание человека
| Это воображение, внушение, гипноз
|
В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах.
Художественные образцы
| Пространственные (что В
видим)
| ременные (что слышим)
| Пространственно-
временные
| Архитектура;
Скульптура;
Живопись, графика; Фотографии;
| Устное творчество;
Музыка
| Литература;
Театр; Кино; Цирк;
| Различные виды искусства взаимосвязаны между собой
|
Стили в искусства Запада:
Романский
X - XIII
| В архитектуре простота, строгость и массивность. Находилось под
влиянием античного, сирийского и арабского искусства.
| Готический
XIII - XVI
| Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах,
обилием каменной резьбы и скульптурных украшений.
| Барокко
XVI - XVIII
| В архитектуре роскошная причудливая пластика, динамизм и
слитность текучих, криволинейных форм.
| Рококо
XVIII
| В архитектуре преимущественно орнаментальная, декоративная
направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика.
| Классицизм
XVII - XIX
| Обращение к образам и формам античной литературы и искусства
как к эталону.
| Сентиментализм
XVIII - XIX
| В литературе, музыке, живописи главное познание и творчество.
| Романтизм
XIII - XIX
| Характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами,
мечтательностью.
| Реализм
XIX – XX
| Достоверность в воспроизведении действительности без
искажения и приукрашивания.
| Импрессионизм
XIX
| Стремление передать непосредственное впечатление от
окружающей среды живописными средствами.
| Модерн
XIX - XX
| Стремление к внешней декоративности с обилием кривых линий и
нагромождением декоративных элементов.
| Авангард
XX
| Художественное направление, объединяющее все новейшие,
экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы.
|
Тема 18 Религия
Первоначальные формы религии
| Фетишизм
| Магия
| Анимизм
| Тотемизм
| Шаманизм
| Спиритизм
| Поклонение
неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства
| Действия и
обряды для сверхъест. воздействия
на окружающий мир
| Вера в
душу и в духов и их влияние
на людей
| Вера в
таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями
| Вера в
способность особых людей быть посредниками между
людьми и
духами
| Вера в
посмертное существ. душ умерших и контакт с ними
|
Религия– это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Ядром религии является вера.
Религия
| Родоплеменные
| Национальные
| Мировые
|
| Иудаизм;
Конфуцианство; Синтоизм;
| Буддизм;
Христианство; Ислам;
|
Буддизм с VI – V вв. до н. э. в Индии:
«Будда» - просвещённый (с санскрита)
Основы вероучения: «четыре благородные истины» Будды
1. Сущность бытия (жизнь) – страдания (зло);
2. Причина страданий – желание человека (жажда жизни, удовольствий,
наслаждений, счастья, власти, богатства и т. д.;
3. Для прекращения страдания надо отказаться от желаний (от всех);
4. Путь избавления от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути («праведное воззрение, праведное учение, праведное стремление, праведная речь, праведное поведение, праведная жизнь, праведное созерцание, праведное погружение»).
Цель жизни верующего: достижение нирваны, т. е. небытия, блаженства, покоя.
Типитака(Типитака) – священная книга буддистов.
С I в. направления (ветви) в буддизме
| Хинаяна («узкий путь спасения»)
| Махаяна («широкий путь спасения»)
| Признаёт Будду человеком, нашедший С
путь спасению, большое значение имеет л
личные усилия, упор на личное спасение д через уход от мира в монашество д б
| пастись может не только монах, но и
юбой мирянин; необходимость спасать
ругих, активная проповедническая еятельность, превращение Будды в ожество, усложнение обрядности
| Шри-Ланка, Юго-восточная Азия С
| редняя Азия, Дальний восток
|
Ислам с VII в. в Аравии:
Ислам– покорность (с арабского); Мусульмане– последователи ислама; Муслим– верный (с арабского);
Магометанство– устаревшее название мусульманства;
Коран– главная священная книга мусульман; Города Мекка и Медина– самые святые места. Бог– аллах;
Пророк– Мухаммед (Магомет);
Основные вероучения: «пять столпов культа»
| Вера в единство
Бога и
пророчество
«Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его»
| Обязательная
молитва (салам,
намаз), совершаемая пять раз в день в определённое время
| Пост (саум,
ураза) в
течение месяца по лунному календарю (рамадан)
| Налог в пользу П
бедных и
неимущих
(закят)
| аломничество
в Мекку (хадж)
к храму Кааба
| Наиболее тяжкие грехи: ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская
неверность.
Основные течения ислама: Сунниты (суннизм), Шииты (шиизм), Хариджиты,
имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты, исамиты, зейдиты, суфиты, ваххабиты.
Христианство с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи: Триединый Бог(один в трёх лицах): Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух.
Библия– свод книг священного писания;
Ветхий Завет– первая часть библии (39 книг);
Новый завет– вторая часть библии (27 книг);
Евангелие– главные книги Нового Завета, ранние христианские писания о жизни Иисуса Христа и его учении (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Нравственные заповеди христианства:
«Почитай отца и мать»
«Не убивай»
«Не прелюбодействуй» «Не кради»
«Не произноси ложного свидетельства»
«Не желай ничего, что у ближнего твоего»
Основные аспекты
| Православие
| Католичество
| Организация
церковь
| Автокефальная (самовозглавляемая,
самостоятельная)
| Централизованная
| Глава
| Патриарх (у каждой церкви свой)
| Папа Римский (единый для
всех католиков)
| Отношение с
государством
| Цезарпапизм (государь выше
патриарха, т. е. свыше светская власть выше)
| Папоцецаризм (Папа
Римский выше государя, т. е. духовная власть выше)
| Богопознания
(ощущение Бога)
| Бог отделён от мира, непознаваем и
неописуем; он и конечен, и бесконечен, он таинственен
| Бог познаваем (т.е. сошёл
на землю); Бога можно описать словами
| Главный
праздник
| Пасха (конец земной жизни и
начало небесной)
| Рождество (начало земной
жизни)
|
Атеизм– это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существования религии вообще.
Формы атеизма (формы критики религии)
| Межконфессиональная
| Свободомыслие
| Это в рамках своей религии критикуется
«чужая», «неправильная» религия
| Это свободная критика религии на
основе человеческого разума
| Свобода совести– это право исповедовать любую религию или не исповедовать
никакой (т. е. быть атеистом)
Тема 19 Основа философии
Философия(с греч. любовь к мудрости) – это наука о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления.
Философия как наука зародилась в Древней Греции, этому способствовало:
Личная свобода граждан;
Свобода от физического труда;
Свобода от власти аристократии.
Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе, мышление к бытию.
Материальные явление– явления, существующие независимо от человека.
Бытие– это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления. Идеальное, духовное– это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства).
Название направления
| Учёные-философы
| Что
первично
| Основной вопрос
философии: Познаваем ли мир?
| Материализм– это учение,
рассматривающее мир как материальное целое, видящее основу всего в материи
| Фалес, Гераклит,
Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс
| Материя,
природа
| Мир познаваем
| Идеализм– это учение,
рассматривающее, что сознание, мышление, психическое, духовное первично и лежит в основе сущего
| Д. Беркли, Д. Юм, И.
Фихте, Ф. Ницше
| Дух, идея,
сознание
| Нет, мир не
познаваем
| Объективный
| Платон, Ф.
Аквинский, Г.
Лейбниц, Г. Гегель, Ф. Шеллинг
| Да, мир познаваем
через познание
абсолютной идеи, мирового разума
|
Агностицизм– это учение, отрицающее возможность познания мира.
Агностика– это приверженцы агностики.
Содержание любой философии определяется не только решением вопроса «Что первично?», но и методом философии, т. е. способами, приёмами теоретического исследования и практического действия при достижения цели.
Два основных метода мышления и познания:
Метафизика– это особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив.
Диалектика материалистическая– это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира.
|
|