Обратная связь
|
Отличительные признаки мировоззрения Это целостная система, т. е. взгляды не на отдельную строну мира, а на весь мир
Это отношение человека к миру, который его окружает
Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т. е. мировоззрение носит исторический характер.
Мировоззрение зависит
| От уровня знаний и
развития науки
| От проблем, стоящих
перед людьми
| От непосредственных
условий жизни
| От личного
опыта
|
Выбор мировоззрения – это дело сугубо личное.
Мировоззрение связано
| С жизненной позицией
людей
| С убеждениями, идеалами,
принципами познания и деятельности
| С ценностными
ориентациями
|
Типы мировоззрения:
Обыденное или житейское; Религиозное;
Научное;
Гуманистическое.
Роль мировоззрения в жизни и деятельности людей
| Даёт ориентир, цель, т. е.
позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной жизни
| Даёт программу поведения, т.
е. определяет методы, решения проблем, образцы для действий, нормы повеления, характер деятельности
| Даёт жизненную позицию,
т. е. определяет принципы жизни, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни
|
Ядром мировоззрения является убеждение.
Убеждение
| Убеждение - вера
| Убеждение - знание
| Пример: убеждение Джордано Бруно
| Пример: убеждения Галилео Галилея
| Вера особый вид убеждения;
Верить можно не только в Бога;
Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой;
Окончательно заменить веру знанием невозможно.
| Знание – это объективная истина для
субъекта познания;
Знания основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации
| Вера – это психологическая установка
человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развивать по его предположению
| Знание – это проверенный практикой
результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека
|
Убеждения:
Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний; Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;
Выступает регулятором сознания и поведения личности;
Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.
Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.
Убеждения– это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.
Тема 23 Мораль
Мораль
| Предмет изучения этики
| Форма общественного сознания
| Связана со всеми сферами
общественной жизни
| Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества
| Явление культурно- историческое, классовое
| Категории (общие понятия) морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.
Задачи морали
| Оценить
| Регулировать
| Воспитывать
| Т. е. определять
хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение
| Т. е. направлять деятельность
человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменить человека или общество
| Т. е. воздействовать на
человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию ориентацию
|
Мораль– это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Нравственность– это область практических поступков, практического поведения,
реальных дел и действий.
Этика– это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.
Отличие морали и права
| Мораль (нормы морали)
| Право (нормы права)
| Появилась раньше политики, права и
государства
| Появилась позже морали
| Пронизывает все стороны человеческой
жизни
| Регулирует определённую область
общественных отношений
| Формируется обществом (людьми) и
выражает мнение общества
| Устанавливается и фиксируется
государством и выражает волю государства
| Существует и действует как свод
неписанных правил в виде поучений и притч
| Формируется в письменном виде в
юридических актах
| Формулируется требования в абстрактной
форме
| Даёт конкретную формулировку, что
можно и что нельзя
| Предъявляет требования к поступкам,
мыслям и чувствам
| Регулирует только поступки, действия
людей
| Использовать или нет, решает сам человек
| Обязательны для исполнения всеми
|
Общие у морали и права
Регулируют общественные отношения (поведение людей) Ориентируется на справедливость
Чтобы правовые нормы работали, они по крайне мере не должны противоречить правилам морали
Раздел IV Социализация личности
|
|