Обратная связь
|
Какой метод более правильный? Метафизика предпочитает количественные характеристики предметов и явлений
Диалектика предпочитает качественные характеристики предметов и явлений
Материя– это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, существующая бесконечно и вечно. Объективные идеалисты, соглашаясь с этими определением материи, добавляют следующее: материя – это объективная реальность, данная человеку свыше в ощущениях.
Формы существования материи
| Движение (способ
существования материи)
| Пространство
| Время
| Это изменение объектов,
их свойств и отношений
| Это протяжность и
месторасположенность объектов мира
| Это длительность и
последовательность существования объектов и их свойств
| Абсолютно;
Вечно;
Существует всегда Материя существует только в движении
| Трёхмерно (три
измерения: длина, ширина, высота);
Одномерно
(равноправие всех его точек);
Изотропно (равноправие всех его направлений);
Бесконечно (нет начала и конца)
| Одномерно (от
прошлого к будущему); Однородно (равноправие всех моментов времени);
Необратимо (течет только вперёд);
Вечно (нет начала и конца)
| Объективны и всеобщи
|
Тема 20 Образование
Образование– это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании»)
Образование
Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности
Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов
Образование как социальный институт общества оформилось в XII – XV вв. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
Концепция непрерывного образования в сложном современном изменяющемся мире: образование следует за человеком всю жизнь, составляет неотъемлемую часть его образа жизни.
Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.
Функции образования
| Профессионально-
экономическая
| Воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
Переподготовка и повышение квалификации кадров;
Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий
| Социальная
| Социализация и воспитание личности;
Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений
| Культурно-
гуманистическая
| Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям,
социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь;
Участие института образования в производстве новых знаний;
Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
| Политико-
идеологическая
| Государственное регулирование деятельности институтов
образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий;
Контроль со стороны государственных институтов;
Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества
|
Формы образования: очное, очно-заочной (вечернее), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.
Принципы образования
| Принцип гуманизации
| Принцип
гуманитаризации
| Принцип
интернационализации
| Большее внимание общества у
личности, её психологии, интересам; сосредоточений усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимся и преподавателями,
переход от объект-субъективных отношений к субъект- объективным
| Усиление внимания
общества к изучению социально- гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека
| Создание единой
системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости
различных форм и систем
обучения, проведение более активного обмена учащихся
|
Система образования РФ:
Дошкольное
|
| Ясли, детсад
| Общее
| Начальное (1 – 4 класс)
| Общеобразовательная
школа
| Основное (5 – 9 класс)
| Среднее (10 – 11 класс)
| Профессиональное
| Начальное (НПО)
| ПТУ, лицей, училище
| Среднее (СПО)
| колледж, техникум
| Высшее (ВПО)
| университет, академия,
институт
| Послевузовское
|
Тема 21 Наука и НТР
Признаки науки
| Предмет изучения
| Системность знаний
| Специфические методы познания,
связанные с сущностью предмета изучения
|
Наука – одна из форм духовной культуры.
Функции современной науки
| Культурно-мировоззренческая
| Определяет мировоззрение, которое
превращает в составную часть культуры
| Непосредственная производительная
сила общества
| Наука – это мощный катализатор
процесса непрерывного совершенствования производства
| Начинает выступать в качестве
социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом
| Данные науки используются для
разработки социально-экономических программ
|
Классификация наук:
Точные науки
| Технические
науки
| Естественные
науки
| Гуманитарные науки
| Это науки о числах и
количественных отношениях
| Это науки о
технике и механизмах
| Это науки о
природе
| Это науки об обществе
| Математика,
информатика
| Техника,
металловеденье,
физика
| Химия, биология,
география,
экология, генетика
| История, политология,
эстетика, этика,
экономика, социология
|
По направленности и по непосредственному отношению к практике:
Фундаментальные науки
| Прикладные науки
| Изучают «в чистом виде» законы,
управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления
| Служат для непосредственного
применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач
| Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства.
Возникновение и становление науки
| Возникновение элементов научного знания
(преднаука) IV тыс. до н. э.
| Общества Древнего Востока
(Шумер, Египет, Китай, Индия)
| Возникновение науки (возникновение первых
теоретических систем – Фалеса, Демокрит) VI в. до н.
э.
| Античность (Древняя Греция)
| Оформление науки как социального института: в
Европе первые научные общества и академии, начало издания научных изданий. XVI – XVIII вв.
| Европа
| Новый способ организации науки: в Европе крупные
научные институты и лаборатории с мощной технической базой. XIX – XX вв.
| Европа, США, Япония
|
Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.
Дифференциация
| Интеграция
| Это расчленение, дробление
традиционных наук на все новые и новые ветви и направления
| Это объединение наук, возникновение
новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных
| Пример: из биологии выделились
генетика, экология, эволюционная теория,
микробиология, физиология и т. д.
| Пример: физическая химия, химическая
биология, биологическая механика,
кибернетика, бионика и т. д.
|
Наука и общество:
Наука создаёт картину мира (НКМ)
| Представления человека о
природе
| Представление человека об
обществе
| Представления человека о
самом человеке и его месте
в природе и обществе
| Создаёт искусственную
природу - техносферу
| Создаёт и изменяет
идеологию, политику, социальный порядок
| Формирует человека через
образование, основанное на науки
|
Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР), её движущую силу.
НТР– это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.
Этапы развития
| 50-е годы XX в.
| Начало НТР, появление самого термина
| 60 – 70-е годы
– 1 этап
| Автоматизация производственных процессов: появление ещё одного
звена в машине, осуществляющего непосредственный контроль за её работой
| С конца 70-х
годов – 2 этап
| Компьютерная (микропроцессорная, информационная) революция:
успехи в электронике (размер, мощность, лёгкость, энергоёмкость,
удешевление)
|
Достижения НТР:
Применение роботов (автоматически управляемых машин) Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна)
Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки
Использование новых видов энергии Использование лазеров в технике Освоение космоса
Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР.
Тема 22 Мировоззрение, убеждение, вера Мировоззрение– это сложное явление духовного мира личности. Мировоззрение– это система взглядов на окружающий мир и на место в нём человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе.
Взгляды– это принятие человеком в качестве достоверных идей, знаний, теорий, концепций, предположений.
|
|