Форма государственного устройства Территория каждого государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения с целью управления социально-экономическими процессами и взаимодействия с населением.
В науке конституционного права под формой государственного устройствапонимается способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, обусловливающий определенные взаимоотношения институтов всего государства с органами его составных частей. Эта категория также характеризует и объем прав составляющих территорию государства частей. Таким образом, данное понятие отвечает на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и регионов.
Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин «форма национально-государственного устройства ».
Различаются три формы государственной устройства: федерация (федеративное государство), унитарное государство, конфедерация.
Конфедерация— это такая форма союза государств, при которой государства сохраняют свой суверенитет практически в неизменном виде. Она, как правило, является переходной и временной формой, приводящей либо к распаду союза государств, либо к образованию новой федерации.
Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социокультурный и этнический факторы.
Государство считается унитарным(целостным, простым, единым), если все или большинство его частей являются обычными административно-территориальными единицами. В составе унитарного государства нет каких-либо государственных образований, обладающих политической самостоятельностью.
Его территория может включать отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе имеющие некоторые атрибуты собственной государственности (например, наличие в составе унитарной Украины Республики Крым).
Признаки унитарного государства: единая Конституция; единое гражданство; единая система центральных органов государственной власти; единая судебная и правовая система.
Важнейшим принципом функционирования унитарной государственности является то, что местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным институтам государственной власти и им подконтрольны.
Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус обычных административно-территориальных единиц: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общенациональным законом. Согласия местных (региональных) органов и населения при этом не требуется.
В зависимости от степени и формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарных государств: децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.
К числу первых относятся государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Новая Зеландия, Япония). Децентрализованным унитарным государством является Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью (автономией). Относительно децентрализованные — государства с развитой административно-территориальной автономией (Испания, Италия, Португалия). К третьему типу относятся унитарные государства, в которых преобладает централизм в государственном управлении и поэтому подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из столицы (Дания, Казахстан, Нидерланды, Норвегия, Узбекистан).
В унитарном государстве не отрицается право населения на местное самоуправление, однако центральная власть имеет право вторгаться в случае необходимости в компетенцию муниципальных органов.
Федерация— это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью.
Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами (членами) федерации и имеют свое собственное административно-территориальное устройство.
В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. В этом случае говорят об асимметричности федерации, т.е. о наличии некоторого неравенства в правовом статусе субъектов федерации.
В настоящее время насчитывается более трех десятков федеративных государств, в которых проживает одна треть населения планеты (США, Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Папуа — Новая Гвинея, Танзания и др.).
Современные федерации в большинстве случаев от унитарных государств отличаются более высоким уровнем социальной и национальной напряженности, связанным в немалой степени с несовершенством федеративной структуры и неразвитостью политико-правовых связей внутри федерации.
Выделяют признаки федеративного государства как абсолютного, так и факультативного характера. К первым признакам, которые являются обязательными, относятся:
— добровольность объединения государственных образований в единое государство;
— единая территория государства, образованная в результате вхождения территорий субъектов федерации;
— симметричный конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;
— разграничение компетенции между союзом (центром) и его субъектами;
— наличие двухуровневой системы законодательства (собственно федерации и ее членов);
— существование самостоятельной системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации;
— наличие единого федерального гражданства.
К признакам факультативного характера, т.е. необязательно присущим федерации, но встречающимся на практике в ряде государств, относятся:
— наличие собственной конституции субъекта федерации;
— существование самостоятельной судебной системы на этом регионально-субъектном уровне;
— возможность установления гражданства субъекта федерации;
— асимметричный конституционный статус членов федерации.
Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.
В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации (институт федеральной интервенции или федерального вмешательства).
В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры различаются федерации, организованные на территориальной основе, которых большинство (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Германия, Мексика, США), на национальной основе (Бельгия, Нигерия, Пакистан, частично Индия) и на смешанной национально-территориальной основе (Канада, Российская Федерация, Швейцария).
Принимая во внимание виды правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации: конституционные и договорные.
Конституционные федерации создаются как бы «сверху», в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия), а договорные возникают «снизу», на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты). Тем не менее впоследствии положения договора обязательно закрепляются в федеральной конституции. Так, например, при воссоединении Западной и Восточной Германии сначала был заключен договор, который обусловил изменения в Основном законе страны 1949 г.
|