Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава государства в системе органов власти

Глава государства— это конституционный орган и од­новременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международ­ных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он являемся символом государственности, единства на­ции, координатором взаимодействия различных ветвей власти.

Его конституционно-правовой статус зависит от фор­мы правления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реаль­ная политическая роль и объем властных полномочий гла­вы государства могут серьезно различаться.

В качестве главы государства выступают:

• наследственный монарх, т.е. суверенное лицо, закон­но властвующее по собственному праву и не связанное по­литический ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, который избирается на определенный срок, например Малайзия и Объединенные Арабские Эми­раты);

• выборный президент, т.е. должностное лицо (первый чиновниц в государстве), законно властвующее в течение определенного срока исилу прямого или косвенного на­родного доверия. Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой граж­данин, удовлетворяющий указанным в конституции и зако­не требованиям;

• узурпатор, т.е. лицо, властвующее без правовых осно­ваний либо в силу произвольных и нелегитимных оснований (например, лиц0, пришедшее к власти после государственно­го или военного переворота, незаконного захвата власти);

• коллегиальный орган в виде президиума высше­го представительного органа и государственного совета, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Болгария, Венгрия, Польша). В Швейцарии существует Федеральный совет — коллеги­альный орган, всостав которого входит семь равноправных членов, которые избирают сроком на один год председате­ля (президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.



Функции главы государства (например, при наследова­нии престола 1или временной недееспособности монарха) могут быть переданы его представителю: регенту или ре­гентскому совету. Кроме того, прерогативы главы государст­ва могут осуществляться должностным лицом, действующим от имени монарха в одном из государств, входящих в унию (например, в Австралии, Новой Зеландии, которые образу­ют унию с Великобританией, эти функции выполняют ге­нерал-губернаторы и лейтенант-губернаторы, назначаемые монархом по решению парламента каждого из государств).

В системе высших органов государственной власти гла­ва государства занимает конституционно закрепленное приоритетное Положение, хотя фактически оно может быть не столь значимо, тогда глава государства выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, глава государства может возглавлять как исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархии), так и быть частью национального представительного органа го­сударственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви Власти, выполняя координирующую функ­цию (смешанная республика).

Компетенция главы государства

В различных сферах государственной деятельности гла­вы государств наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп.

Во-первых, это представительские полномочия.Глава государства осуществляет функции верховного представи­тельства государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственно­го обращения к руководителям иностранных государств и правительств, назначает дипломатических представите­лен, осуществляет аккредитацию представителей зарубеж­ных государств, выступает с официальными обращениями кпарламенту и посланиями к нации). Например, в США ежегодные послания президента рассматриваются как из­ложение политической программы правительственной дея­тельности на предстоящий период. В сфере международных отношений он выступает от имени государства в силу сво­его положения и не нуждается в каком-либо специальном уполномочии. К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.

Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:

— в законодательной сфере (право созыва сессий пар­ламента, его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, осуществление законодательной инициативы, пра­во вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, правомочие обращаться в органы конституционного контроля с запросом о конституцион­ности того или иного акта);

— в сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в форми­ровании правительства, решение стратегических вопросов военного управления в качестве верховного главнокоман­дующего вооруженными силами, в федеративных госу­дарствах — введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления они обычно нуждаются в контрасигнатуре);

— в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).

В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности(решение вопросов гражданства, пре­доставления политического убежища, право помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, при­своение почетных, специальных и высших воинских зва­ний).

В-четвертых, чрезвычайные полномочия.Глава госу­дарства вводит особые правовые режимы (осадное поло­жение, военное положение, состояние повышенной опас­ности). В связи с этим он вправе принимать акты, имеющие силу закона. В этих условиях приостанавливается действие ряда конституционных норм, закрепляющих гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы, ограничиваются полномочия представи­тельных органов — парламент лишается права выражения недоверия правительству.

 

Статус монарха

В нескольких десятках стран современного мира главами государств являются монархи. Особенности статуса монар­ха заключаются в единоличном, наследственном и пожиз­ненном характере принадлежащей ему власти. Как прави­ло, власть при этой форме правления переходит по праву рождения.

В настоящее время распространены следующие системы престолонаследования:

• салическая: престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Бельгия, Норвегия, Япония);

• австрийская: престол передается мужчинам по стар­шинству при возможности предоставления его женщинам в случае пресечения мужской линии;

• кастильская: женщины полностью из круга престоло­наследников не исключаются, однако преимущество отда­ется мужчинам по прямой восходящей линии (Великобри­тания, Дания, Испания, Нидерланды);

• скандинавская: женщины наследуют престол на рав­ных основаниях с мужчинами (Швеция);

• мусульманская: трон наследуется не определенным ли­цом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родст­венников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия);

• племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд).

В том случае, когда престол по каким-либо причинам монарх временно занимать не может (длительное отсутствие, несовершеннолетие, болезнь), на данный период назна­чается регент или регентский совет, который осуществляет управление государством вместо монарха и от его имени.

Монарх имеет право на ношение особого титула (король, царь, император, султан, шах, шахиншах, герцог, великий герцог и т.д.) и использование особых регалий верховной власти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулам и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает Kaitарбитр общества, а также его принадлежность к определен­ной религии (в Великобритании — к англиканской церкви; в Швеции — к евангелической; в мусульманских странах --к исламу; в Таиланде - к буддизму). В ряде афро-азиатских стран монарх обладает определенными полномочиями и в религиозной сфере.

Реальный объем его полномочий зависит от разновид­ности монархической формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсолютной монархии, приближа­ется к нему по статусу монарх при дуалистической монар­хии. Наименьшие полномочия имеются у главы государства в условиях парламентской конституционной монархии. В недавнем прошлом монарху принадлежало исключи­тельное право абсолютного вето, которое парламент не мог преодолеть. Конституционным обычаем Великобритании стало неприменение права вето королем, который уже тристолетия его не использует. В послевоенных конституци­ях Японии и Испании такое право не предусматривается вообще. Королевской прерогативой является использо­вание так называемых «спящих полномочий» — роспуск парламента, отставка премьер-министра, введение воен­ного положения. На деятельность и фактический статус монарха как главы государства оказывают существенное воздействие утвердившиеся политические, правовые и ре­лигиозные обычаи и традиции. Несмотря на то, что в на­циональных конституциях закрепляются разнообразные полномочия монарха, они, как правило, носят декоратив­ный характер.

Монарх — абсолютно неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами политическую и юридическую ответственность несут правительство и ми­нистры. Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, в этих целях парламентом ежегодно выделяются оп­ределенные денежные средства (цивильный лист).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.