Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Порядок принятия и изменения конституций

По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); приня­тые представительным органом (учредительным собрани­ем, парламентом); одобренные на референдуме.

Октроированные конституции (от фр. octroyer — жало­вать, даровать) — основополагающие документы, дарованные единоличной властью монарха без участия представитель­ных органов (Катар, Кувейт, Малайзия, Тонга). Это наиме­нее демократический способ принятия основного закона. Такие конституции были распространены в период перехода от абсолютизма к конституционной монархии. В XX в. из­вестны случаи октроирования конституций не только мо­нархами, но и главами государств в республиках (например, в Пакистане в 1962 г. конституция была октроирована прези­дентом этой страны, а в Фиджи в 1990 г. — правительством). Первая японская Конституция, принятая в 1889 г., также от­носится к этой группе.

Конституции, принятые представительным органом, которым может быть как Учредительное собрание (Консти­туционный конвент, Учредительный конгресс, Конститу­ционное собрание), так и парламент, образованный на ос­новании предшествующих легитимных актов. В настоящее время данный способ принятия конституции является ши­роко распространенным. В новейшей истории подобный способ применялся в Италии (1947 г.), Индии (1950 г.), Греции (1975 г.).

Учредительное собрание — это специально формируемый с целью выработки и (или) принятия конституции высший государственный орган, избранный народом. Данный орган прекращает свою деятельность после принятия нового ос­новного закона. Так, еще в 1791 г. во Франции одна из пер­вых конституций принималась созванным Учредительным собранием. В последние годы Учредительными собраниями были разработаны и приняты подобные основополагающие документы Болгарии, Камбоджи, Бразилии, Колумбии и ряда других стран. Этот способ в юриспруденции полу­чил наименование конституанты.



Принятие конституции законодательным органом — парламентом страны — осуществляется в особом услож­ненном порядке, как правило, для этого требуется квалифи­цированное большинство голосов депутатов. Большинство конституций социалистических государств и все советские Основные Законы принимались на специальных заседани­ях национального парламента.

Во многих странах одобрение проекта основного зако­на представительным органом не является заключитель­ным этапом, так как после него проект конституционного текста выносится на референдум, как это было во Франции в 1946 г.

Однако общенациональное голосование может быть использовано недемократическими силами. Так, консти­туционный референдум применялся после захвата власти военными в Турции (1961 г.), Греции (1968 г.), Чили (1980 г.).

Конституции, принятые на референдуме, по праву счи­таются демократическими по способу своего принятия. Конституционный референдум получил распространение в послевоенное время. Конституционный проект либо разрабатывается специально созданным для этого Учре­дительным собранием (например, Конституция Франции 1946 г. — Четвертой республики), либо правительством (Конституция Франции 1958 г. — Пятой республики), по­сле чего выносится на референдум. Этим способом при­нимались такие документы в Ирландии, Дании, Испании, на Филиппинах. В условиях демократического правления часто применяется сочетание двух способов: одобрение конституции представительным органом и окончательное утверждение на референдуме.

По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписаные конституции, а также конституции госу­дарств с монархической формой правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Жесткие конституции — это те конституции, для вне­сения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме 1(Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция, Финляндия); утверждением Поправок субъектами федерации (Германия, США).

Теория конституционного контроля в современном по­нимании впервые появилась в США в деле У. Мербери против Дж. Мэдисона в 1803 г. При рассмотрении данного дела Верховный суд США взял на себя полномочия по осу­ществлению конституционного контроля, которые в после­дующем никогда не оспаривались.

В юридической литературе применяют два термина: конституционный надзор и конституционный контроль. Суть первой формы правовой охраны основных норм заключается в проверке акта на его конституционность. При выявлении нарушающего конституцию закона или иного нормативного акта орган надзорный орган не правомочен отменить его.

Конституционный контроль — это особый вид правоох­ранительной деятельности в государстве, заключающий­ся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Эта форма контроля предполагает, что соответствующие органы, должностные лица, обнаружив нарушающий конституционные нормы акт, правомочны своей властью отменить его. Признание закона (или его части) неконституционным приводит к его отмене или объявлении недействующим.

Объектами конституционного контроля (надзора) мо­гут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты пар­ламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти — правительственные декреты, указы пре­зидента (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В ряде зарубежных стран этот орган оценивает конституционность деятельности политических партий (Федеральный конституционный суд Германии, Конститу­ционный трибунал Республики Польша).

В федеративных государствах объектом конституцион­ного контроля (надзора) являются также вопросы разгра­ничения компетенции между союзом и его субъектами; разрешение споров между субъектами федерации. В неко­торых субъектах зарубежных федераций для этого созданы органы специальной юрисдикции.

Субъектами конституционного контроля являются госу­дарственные органы, должностные лица, граждане, наделен­ные правом запроса о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федеративных государствах эти правом обладают органы государственной власти соответствующе­го субъекта.

По содержанию конституционный контроль (надзор) может быть формальным, (проверяется соблюдение про­цедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или материальным (прове­ряется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а также абстрактным (осуществляется по инициативе ка­кого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом).

По времени проведения в практике современных го­сударств выделяются последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).

При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и всту­пившие в силу (в США, Италии, Германии). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положе­ния) формально утрачивают юридическую силу.

При предварительном конституционном контроле (над­зоре) проверке подвергаются законы, находящиеся на рас­смотрении парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т.е. обнародования, опубликования гла­вой государства (в Швеции, Франции, Финляндии).

Орган конституционной юрисдикции может либо при­знать оспариваемый акт противоречащим конституции (неконституционным) полностью или частично, либо при­знать соответствующим основному закону. В первом слу­чае он теряет юридическую силу и перестает применяться всеми судами страны, а также и другими государственными органами. Вынесенное решение является окончательным и может быть пересмотрено только этим органом. Анали­зируемые органы внесли существенный вклад в развитие теории федерализма и в дело защиты прав и свобод челове­ка и гражданина.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.