Обратная связь
|
Президент США: статус, полномочия, подчиненный ему аппарат управления Конституция США впервые в истории учредила пост выборного президента. В соответствии со ст. II Конституции президент является главой правительства, всей системы исполнительной власти и одновременно главой государства. При этом должность премьер-министра не предусмотрена.
Конституционными нормами определен четырехлетний срок президентства. Президентом может быть избран урожденный гражданин США (т.е. уроженец этого государства), достигший 35-летнего возраста, проживающий в стране не менее 14 лет, обладающий избирательным правом. Причем 12-я поправка гласит, что президент и вице-президент, избираемые одновременно, не могут быть жителями одного штата. Так, действующий глава государства Барак Обама — 44-й президент в американской истории — представляет штат Иллинойс, а вице-президент Джозеф Байден — штат Делавэр. 22-я поправка устанавливает, что одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.
Выборы главы государства проходят в четко определенный срок — в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (в 1-й вторник ноября, кроме 1 ноября). При этом досрочные выборы Конституцией не предусмотрены. В случае досрочного прекращения главой государства своих полномочий его функции выполняет вице-президент в течение всего оставшегося до выборов срока. Вступление в должность вновь избранного президента определено на 20 января следующего года и проходит в торжественной обстановке.
Президент избирается путем сложной системы косвенных выборов, при которой избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которая затем избирает главу государства. В коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов и сенаторов. Соответственно каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и конгрессменов. От федерального округа Колумбия избирается три выборщика. Всего должно быть избрано 538 выборщиков. Все выборщики от штата представляют одну партию, поскольку каждая политическая партия выдвигает в штате полный список своих кандидатов, за который и голосуют избиратели. На этом этапе победитель определяется на основе системы относительного большинства. При голосовании выборщиков для победы кандидата на пост президента требуется абсолютное большинство голосов выборщиков. В случае, если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов выборщиков, президента избирает палата представителей американского конгресса из трех кандидатов, получивших относительное большинство голосов выборщиков.
На последних президентских выборах (ноябрь 2008 г.) после длительного перерыва победил представитель Демократической партии Барак Обама — первый в американской истории афроамериканский глава государства. Как лидер оппозиции к курсу правящих в тот период (январь 2001 — январь 2009 г.) республиканцев он одержал убедительную победу. За него проголосовало 52,68% избирателей. Он победил в 29 штатах, в том числе таких крупных и экономически развитых, как Калифорния, Нью-Йорк, Иллинойс.
Глава государства неприкосновенен: его нельзя арестовать и подвергнуть уголовному преследованию до тех пор, пока он не будет отстранен от должности в соответствии с импичментом. По американскому законодательству импичмент представляет собой особую процедуру отстранения от должности президента, а также некоторых иных должностных лиц (министров, послов, федеральных судей). На военнослужащих и депутатов это положение не распространяется. В американской конституционной практике было всего три случая применения этой сложной процедуры отрешения президента от должности, но ни одна из них не была доведена до конца (последний раз в 1998—1999 гг. в отношении Б. Клинтона). В 1974 г. Р. Никсон сам добровольно ушел в отставку, не дожидаясь импичмента.
При анализе конституционного статуса президента США необходимо учитывать, что в основу федеральной государственной власти был положен принцип разделения властей и механизм «сдержек» и «противовесов», целью которого было создание самостоятельных, но вместе с тем эффективно контролирующих друг друга конституционных федеральных органов. Вопросы организации исполнительной власти в Конституции получили лишь схематичное отражение. В США правовой статус президента и правительства (администрации) определен в Своде законов США.
В соответствии с Конституцией президент обладает широким кругом полномочий', исполнение законов, назначение и смещение министров, определение полномочий всех должностных лиц на федеральном уровне, представительство государства во внешних отношениях, руководство внешней и внутренней политикой, издание указов и исполнительных приказов. Он, будучи Верховным главнокомандующим, принимает решение об использовании Вооруженных сил, назначает членов Верховного суда с последующим утверждением сенатом, обращается с посланиями к стране, осуществляет помилование. В сфере законотворческой деятельности серьезным инструментом давления президента на конгресс является право вето, которое могут преодолеть 2/3 голосов депутатов каждой из палат парламента.
В соответствии с 25-й поправкой к Конституции США президент досрочно прекращает свои полномочия в случае отстранения от должности, смерти, отставки и неспособности осуществлять полномочия и обязанности по своей должности. Отстранение от должности возможно только через процедуру импичмента. Основаниями являются государственная измена, коррупция или иное тяжкое преступление или проступок. При невозможности выполнения президентом своих обязанностей он может временно передать власть второму лицу в государстве — вице-президенту. К ней (вышеназванной поправке) прибегали всего трижды — по медицинским показаниям в 1985, 2002 и 2007 гг. (два последних раза при Дж. Буше).
Кабинет президента США состоит из министров (глав департаментов), которые согласно Конституции назначаются президентом «по совету и с согласия» сената Сенат должен одобрить назначения президента на высшие государственные должности большинством в 2/3 голосов. Однако такой контроль со стороны сената не носит политического характера — проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов, и не зависит от исхода выборов. Как показывает политическая практика США, отказы в одобрении со стороны сената бывают чрезвычайно редко, даже в том случае, когда правительство формируется одной партией, а большинство в парламенте принадлежит другой.
Четкой структуры кабинет не имеет. При нем функционирует несколько советов: национальной безопасности, по экономическим делам, по природным ресурсам и проблемам окружающей среды, по внутренней и внешней торговле, по людским ресурсам. Председателем этих советов является президент. Однако в каждом из них есть свой временный председатель, назначенный президентом, который и руководит работой. Советы разрабатывают основные направления политики и консультируют президента. 3 США большинство руководителей правительственных ведомств именуются секретарями. Наименование «государственный секретарь» служит для обозначения должности министра иностранных дел, а само ведомство внешних отношений именуется Государственным департаментом. В конце 2001 г. после трагических событий 11 сентября введена ответственная должность члена правительства — руководителя департамента внутренней безопасности.
Система судебной власти США
В США исторически сложилась двухуровневая судебная система, предполагающая наличие в каждом штате как федеральных судов, так и судов данного штата.
Конституция США заложила основы единой централизованной федеральной судебной системы, которая состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов и Верховного суда. Судьи этих судов назначаются президентом США с одобрения сената. Кроме того, в систему федеральных судов входят так называемые специализированные суды, имеющие отдельную компетенцию с правом вынесения приговоров и решений (налоговый суд, суд по делам военнослужащих, суд по таможенным и патентным делам, претензионный суд).
Районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные (окружные) суды осуществляют проверку решения районных судов, а также рассматривают жалобы на решения ряда административных (квазисудебных) органов (например, Национального управления трудовых отношений).
Верховный суд, состоящий из девяти судей, является высшей судебной инстанцией. Согласно Конституции судьи назначаются президентом с совета и согласия сената пожизненно. Они могут быть смещены с должности только в результате применения процедуры импичмента. Для Верховного суда характерна письменная процедура рассмотрения дела, не требующая присутствия сторон, свидетелей и других обязательных для судебной процедуры действий. Верховный суд широко использует свои дискреционные функции — право принимать к производству по собственному усмотрению дела, содержащие «федеральный вопрос». Кроме того, Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, которая проверяет решения и приговоры нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции этот суд выступает по всем спорам между двумя и более штатами, между Союзом и штатом, по делам, возбуждаемым одним штатом против граждан другого или иностранцев. Верховный суд внес крупный вклад в дело защиты гражданских прав, в ликвидацию расовой дискриминации.
Судебная система членов Федерации чрезвычайно разнообразна, поскольку в каждом штате она определяется на основе собственной конституции и местных законов. В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов.
Как правило, судебная система штатов состоит из трех или четырех инстанций:
• низовые суды (мировые суды, полицейские суды и т.д.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела;
• суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.) рассматривают подавляющее большинство гражданских и уголовных дел;
• апелляционные суды осуществляют надзорную функцию по отношению к нижестоящим судам. Решения носят окончательный характер;
• высшие {верховные) суды, являющиеся высшей судебной инстанцией штата, обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов, а также осуществляют предварительный конституционный надзор.
Кроме того, судебные системы штатов включают в себя специальные суды штатов (по делам о наследстве, опеке,
по семейным делам).
|
|