Таможенными органами и ее особенности В базовой модели управления таможенными органами (специальной модели управления - вариант 3) в качестве объектов управления выступают собственно таможенные органы (ЦА ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты), специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, технологические таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информационные и др.), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности. Согласованность (единодействия) различных элементов (частей, подсистем) таможенной системы для достижения целей деятельности таможенных органов и обеспечивает управление.
К субъектам управления таможенными органами относятся все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ЦА ФТС России, осуществляющих процесс управления, т. е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе.
Таким образом, для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления, объекта управления и определенным образом организованных взаимосвязей между ними.
В совокупности эти элементы - субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними - образуют систему управления таможенными органами. Базовая формализованная модель системы управления таможенными органами представлена на рис. 24.
Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления, а также что управление таможенными органами носит ступенчатый, иерархический характер. Каждой ступени или уровню управления соответствуют свой субъект и объект управления.
Каждый таможенный орган также состоит из целого ряда структурных подразделений. Эти подразделения и составляют требуемый набор компонентов (элементов) системы, в качестве которой рассматривается любой таможенный орган. Вместе с тем следует иметь в виду, что своеобразным элементом этой системы выступают и отдельные сотрудники таможенных органов, поскольку они способны самостоятельно решать ряд задач и осуществлять ряд функций, присущих рассматриваемым органам.
Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер.
Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненности, оказывается вышестоящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий таможенный орган либо его структурное подразделение. Следовательно, воздействие данного вида является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления.
В отличие от него информационное воздействие - это форма взаимосвязи несоподчиненных структурных элементов одного таможенного органа либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления.
Одновременно каждый таможенный орган, равно как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т. е. определенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме качеств и свойств составляющих их элементов. Так, отделы оперативною, экономического и правоохранительного блоков имеют свои задачи и функции. Однако лишь таможня как целостная система способна решить задачи, возложенные на таможенный орган, в полном объеме.
Таким образом, поскольку каждый таможенный орган любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям, он является управляемой системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых собственно и создается таможенный орган.
Вместе с тем все таможенные органы, являясь управляемыми социальными системами, в целом выступают как совокупность субъектов и объектов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом таможенные органы, входящие в единую таможенную систему РФ, испытывают управляющее воздействие «сверху».
Наряду с этим, функционируя в окружении других социальных систем и в определенной внешней среде, они постоянно подвергаются разнообразным управляющим и информационным воздействиям. Следовательно, в силу отмеченных обстоятельств каждый таможенный орган одновременно является не только управляемой системой, но и системой управления, т. е. субъектом и объектом управления.
Так, по отношению к Правительству РФ ФТС России является управляемой системой. В то же время она сама осуществляет управление входящими в его структуру элементами.
Системой управления таможенными органами является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели таможенных органов. Это система, в которой реализуются функции управления и которая включает:
• специалистов, объединенных в органы управления;
• используемый комплекс методов управления;
• организационную и вычислительную технику;
• связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации;
• документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления в интересах достижения целей, поставленных перед таможенной системой.
Система управления таможенными органами обладает свойством иерархичности, которое проявляется при осуществлении любых управленческих воздействий. Наиболее выпукло это свойство заметно в отношениях между таможенными органами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая таможенная система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей.
Строгая иерархичность системы управления таможенными органами находит свое выражение и в принципе единоначалия, необходимость осуществления которого обусловливается сложностью и спецификой решаемых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функционируют (повышенная ответственность в принятии конкретных решений, динамика оперативной обстановки, требующая высокой мобильности и максимальной управляемости, и т. д.). Эффективной реализации этого принципа призвана способствовать и строгая субординация между структурными элементами таможенных органов.
Осуществление принципов единоначалия и субординации обусловливает достаточно жесткую систему прямых связей субъектов с объектами управления. Это выражается, прежде всего, в том, что различная управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т. п. поступает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управления сверху вниз, последовательно спускаясь по ступеням иерархии управления.
Такой порядок несколько снижает скорость прохождения команд и не исключает возможности их искажения. Однако благодаря этому порядку достаточно надежно обеспечивается необходимая централизация управления, согласованность деятельности многочисленных структурных подразделений по решению возникающих задач.
Система обратных связей, по которой к субъектам управления поступает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связей является более гибкой и подвижной.
Такое ее свойство не случайно и объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимо иметь в виду несомненную заинтересованность субъекта управления любого уровня в максимально полной информации осведомительного характера. Практика неоднократно убеждала в том, что эффективность управления выше у того субъекта, который лучше информирован о среде функционирования, состоянии управляемых объектов, результатах собственного управляющего воздействия. Во-вторых, гибкость и подвижность системы обратных связей - это одно из проявлений демократичности в государственном управлении, обусловливающей развернутую систему связей объектов с субъектами управлений.
Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, прежде всего, составляют все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела - участники ВЭД, таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов и т. д.
Во внешней среде существуют различные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность.
С внешней средой таможенные органы также связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи они оказывают информационное, а при необходимости в установленном законом порядке и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц.
Важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела.
Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния.
По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придавать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, являясь управляемой системой, таможенный орган в сфере внешнего управления выступает в качестве системы управления, которая оказывает на среду функционирования информационные и управляющие воздействия.
Управление таможенными органами осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и таможенной службе в целом как социально-экономической организации, выполняющей специфические функции.
Управление таможенными процессами и системами включает такие этапы, как:
1) получение и уяснение задачи;
2) сбор и обработка информации;
3) формирование гипотезы о состоянии таможенной системы на основе данных информационного обеспечения таможенного органа, а также информации, полученной от вышестоящего звена управления;
4) выбор критерия общего плана действий;
5) определение общего плана действий (декомпозиция задач и ограничений по этапам функционирования);
6) определение конкретных плановых мероприятий и критериев их оценки;
7) определение и реализация управляющих воздействий.
Выводы
Под управлением будем понимать процесс формирования и реализации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое (целевое) состояние.
Управление организациями принято рассматривать с позиции двух основных подходов: кибернетического и синергетического, хотя в принципе они не противоречат друг другу. В кибернетическом подходе система управления представляется в виде совокупности управляющей и управляемой подсистем. Синергетический подход основывается на учете естественных факторов развития (саморазвития) организации. Субъект управления в самоорганизующихся системах не значим.
Введенные базовые модели управления, в том числе и специальная модель управления таможенным делом, сформулированные законы (аксиомы) и принципы управления, представленные классификация методов
управления и параметры эволюции управленческих парадигм позволяют заключить следующее.
1. Управление таможенной системой осуществляется в пределах типовых моделей и на основе общих законов и принципов управления. В рамках кибернетического подхода специфика таможенной модели проявляется в том, что она объединяет в себе модели, характерные и для социально-экономических, и для технических систем.
2. Представленные последовательность и характер эволюции методов управления позволяют наблюдать этапы перехода от кибернетических к синергетическим методам, наиболее адекватным применительно к таможенным системам. Наблюдаемый переход от детерминированного к программно-целевому, и от программно-целевого к целостно-эволюционному методу не предполагает подчеркивание предыдущего этапа, а раскрывает их качественное развитие. Внутренняя логика этого развития обусловлена эволюцией внешних и внутренних факторов жизнедеятельности таможенных систем, механизмом обратных связей и возможностью изменения критериев в направлении: план → цель → видение.
3. Целостно-эволюционный метод применительно к таможенным организациям можно рассматривать как модель обобщенной концепции управления. Метод является интегративным и, несомненно, станет определяющим в теории и практике управления таможенными организациями в ближайшей перспективе.
4. Концепция «субъект - объект управления» в теории управления постепенно уступает место другой концепции - самоорганизации. Кибернетическая модель остается хорошей методической парадигмой на первых этапах формирования знаний об управлении. Другими словами, кибернетический подход в теории и практике управления уступает место синергетическому подходу. Именно такому типу подхода - когнитивному и будет уделяться основное внимание в данной дисциплине в дальнейшем.
Общая схема управления таможенными процессами и системами включает следующие этапы: получение и уяснение задачи; сбор и обработку информации; формирование гипотезы о состоянии таможенной системы; выбор критерия общего плана действий; определение общего плана действий; определение плановых мероприятий; определение и реализацию управляющих воздействий. Все приведенные этапы являются характерными для процедуры управления таможенными процессами и системами.
Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание кибернетического и синергетического подходов к управлению, сравните их.
2. Какие основные законы (аксиомы) характеризуют управление ЭСЭТТ-системами?
3. Раскройте базовые модели управления ЭСЭТТ-системами и дайте им характеристику.
4. Классифицируйте методы управления, определите последовательность и суть эволюции управленческих парадигм.
5. Дайте развернутую характеристику базовой модели управления таможенными органами. Сравните ее с типовыми кибернетическими моделями.
6. Определите последовательность процесса управления таможенной системой.
Методологические
Подходы к управлению
Таможенным делом
Сущность и содержание главного методологического принципа управления. Методологические подходы к решению проблем управления. Сущность процессного, системного и ситуационного подходов. Краткая характеристика модели бизнес-процесса, методологических процедур системного и ситуационного подходов.
Вопросы
5.1. Главный методологический принцип управления.
5.2. Методологические подходы к решению проблем управления.
5.3. Процессный подход.
5.4. Системный подход.
5.5. Ситуационный подход.
5.6. Целостно-эволюционный подход.
Выводы.
Контрольные вопросы.
Рекомендуемая литература
1. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М: Дело,
2005.
2. Виханский О. С., Наумов Л. И. Менеджмент: учебник. - М.:
Экономистъ, 2006.
3. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. - М.: РИО РТА,
2006.
4. Букатова И. Л., Макрусев В. В. Теория целостно-эволюционной интеллектуализации социальных систем. - СТИ МГУС, 2004.
5. Букатова И. Л., Макрусев В. В. Современные информационные технологии управления. - М.: РИО РТА, 2003.
6. Беляцкий Н. П. Интеллектуальная техника менеджера: учебное пособие. - М.: Новое знание, 2001.
Главный методологический
Принцип управления
Таможенная система во всех ее проявлениях: институт, организация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного органа), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал - все и всегда это объект управления.
Поэтому прежде чем начать изучение менеджмента, необходимо сначала усвоить, что такое таможенная система и почему ею нужно управлять.
Существуют различные трактовки термина «таможенная система». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов таможенной организации во времени и пространстве. Такое истолкование близко к понятию «организовывать».
Во многих других случаях таможенная система рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В ней сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.
Не менее важен взгляд на таможенную систему как на группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели[25] или целей.
Таможенная система как объект управления представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна структурируемость и целенаправленность функционирования и развития.
Для того чтобы таможенная система могла добиться своих целей, ее функции и задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому существенным направлением деятельности таможенных органов является управление. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой деятельности таможенных органов, которая в той или иной степени нуждается в координации.
Исторически сложилось так, что управленческая наука базировалась на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Более того, в процессе развития происходило взаимное дополнение, взаимообогащение концепций и методов различных дисциплин. С одной стороны, естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин в методологические
основы современною менеджмента. С другой стороны, теория и практика менеджмента в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.
Приведем главный методологический принцип исследования и подготовки управленческого решения в таможенных органах России (как и в любой организации): таможенную систему необходимо рассматривать как целое, как систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины проблем, возникающих у организации, их возможные последствия. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом весь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен.
Возможность реализации такого принципа в полной мере зависит от выбираемого методологического подхода к исследованию или созданию организации. Выбор методологии инвариантен и носит ситуационный характер.
Методологические подходы
|