Алгоритм теоретической модели Таможенного менеджмента
Алгоритмическая последовательность регулирования внешнеэкономической деятельности определяется исходным состоянием сферы ВЭД, этапами (направлениями) решения проблемы регулирования и условиями перехода между ними.
В исходном устойчивом состоянии сфера внешнеэкономической деятельности характеризуется:
• целями ВЭД: общемировой - Zm, государства - Zs и деятельности таможенной службы (ТС) - Zt;
• системой финансово-товарных потоков - G с соответствующим набором показателей их эффективности: системы финансово-товарных потоков мировой торговли - Gm = <Sm,Wm>, государства - Gs = <Ss,Ws>, таможенной службы - Gt = <St,Wt>, где S - структура финансово-товарных потоков, W - система показателей эффективности торговли или таможенной деятельности;
• информационно-аналитическим обеспечением внешнеэкономической деятельности - I и информационными каналами взаимодействия сфер ВЭД- R,Р,М;
• составом и структурой механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности: межгосударственного - Mm, государственного - Ms и ТС - Mt;
• стратегией регулирования ВЭД (алгоритмом целенаправленной реструктуризации системы финансово-товарных потоков и ее мониторинга): общемировой - Rm, государства - Rs, ТС - Rt;
• - рассматриваемым интервалом времени.
Наличие критического рассогласования между целями и результатами ВЭД рассматривается как проблема, решение которой осуществляется на основе имеющегося информационно-аналитического обеспечения по таким направлениям, как: анализ системы финансово-товарных потоков; адаптация существующей или синтез более эффективной модели такой системы; реструктуризация механизма регулирования внешнеэкономической деятельности; корректировка существующей или формирование новой стратегии регулирования ВЭД; локальная или глобальная реструктуризация системы финансовых или товарных потоков (рис. 44).
На этапе анализа реализуется процедура идентификации и анализа проблемной ситуации в системе финансово-товарных потоков, формулируется проблема в сфере ВЭД Р = <Pm, Ps, Pt>. Анализ проблемной ситуации представляет собой качественную или количественную оценку результатов воздействия существующего механизма регулирования на экономические или другие показатели внешнеэкономической деятельности.
Процедура корректировки модели финансово-товарных потоков сводится к ее параметрической оптимизации, синтез же связан с формированием новой модели и ее структурно-параметрической оптимизацией.
Реструктуризация механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представляет собой процедуру создания нового механизма, обеспечивающего реализацию модели финансово-товарных потоков. В результате такой процедуры формируются:
а) на международном уровне:
• принципы международного права, отраслевые принципы международного экономического права, двусторонние и многосторонние договора по регулированию внешнеэкономической деятельности и др.;
• комплекс методов обоснования рациональных стратегий регулирования в мировой сфере ВЭД и рекомендации по их применению;
• система информационного мониторинга мировой сферы внешнеэкономической деятельности, включающая средства сбора данных, их таможенного менеджмента и подготовки решений по регулированию ВЭД;
• система правовых основ межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
б) на государственном уровне (для России):
• система мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России, система таможенных режимов;
• комплекс методов обоснования рациональных стратегий регулирования внешнеэкономической деятельности России и рекомендации по их применению:
• состав институтов и организаций государственного регулирования;
• система информационного мониторинга ВЭД России, включающая средства сбора данных, их таможенного менеджмента, прогноза и принятия стратегических решений;
• система правовых основ регулирования внешнеэкономической деятельности России;
в) на уровне таможенного администрирования:
• система мер регулирования внешнеэкономической деятельности России таможенными методами;
• комплекс научно-методического обеспечения для обоснования рациональных методов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности России;
• комплекс таможенных процедур и технологий;
• система таможенной информации о ВЭД России, включающая средства оперативного мониторинга, системного и статистического анализа и прогноза;
• система правовых основ регулирования внешнеэкономической деятельности России таможенными средствами.
Корректировка или формирование новой стратегии регулирования ВЭД реализуется в виде процедуры локальных изменений в системе финансово-товарных потоков или процедуры синтеза стратегии, обеспечивающей глобальные структурно-параметрические изменения системы.
Реализация стратегии регулирования представляет собой процедуру непосредственного или опосредованного воздействия механизма регулирования на систему финансово-товарных потоков.
На каждом этапе реализации алгоритма формируется некоторая совокупность моделей, инструментов, данных и знаний, а в целом - система знаний о сфере ВЭД, о внешнеэкономической и таможенной деятельности.
В данном случае предметом рассмотрения является, прежде всего, идеальная парадигма внешнеэкономической деятельности. Отметим при этом, что в случае решения проблемы эффективного регулирования ВЭД России требуется учитывать также исходные (главные) факторы,
определяющие структуру и параметры ее финансово-товарных потоков: облик российской государственности и ее стабильность, экономическую модель хозяйственного устройства страны и степень ее развития, интересы России в сфере ВЭД, существующий уровень информационно-аналитического обеспечения и информационных коммуникаций в такой сфере.
|