Тема 1.3. Малые группы и групповые коммуникации как решающий фактор микровлияния на потребительское поведение
Понятие "малая группа" и классификация групповой принадлежности потребителя по трем критериям: членство, тип контакта, привлекательность.
Понятие о "референтной группе" как о социальной общности, с которой потребитель соотносит себя как с эталоном. Первичные и вторичные группы, группы устремления и диссоциативные группы. Формальные и неформальные группы.
Влияние референтных групп на поведение потребителя: информационное, нормативное, идентификационное (ценностно - экспрессивное).
Маркетинговые стратегии, основанные на влиянии референтных групп. Ролевая теория и ее маркетинговое использование.
Характеристики межличностной коммуникации "из уст в уста". Типы коммуникации и модели процессов персонального влияния: просачивание, двушаговый поток и мультистадийное взаимодействие.
Понятие о "лидерах мнений" и исследовательские методы их выявления: социометрический метод, метод ключевого информанта, метод самоопределения. Личностные особенности и мотивация "лидеров мнений".
Использование персонального влияния в маркетинговой стратегии.
Диффузионный процесс инноваций и поведение потребителей. Факторы и виды инноваций на потребительском рынке. Основные типы потребителей инноваций: ранние новаторы, поздние новаторы, раннее и позднее большинство, консерваторы, ретрограды.
Тема 1.4. Домохозяйство и семья как первичный внешний фактор поведения потребителя
. Домохозяйство и семья как основная единица потребления разнообразных товаров и услуг. Основные характеристики домохозяйства, их учет в маркетинговой деятельности. Жизненный цикл домохозяйства.
Распределение ролей среди членов домохозяйства в процессе принятия решения о покупке. Инструментальные (выбор финансовой трансакции и выбор условий покупки) и экспрессивные роли (эмоциональная поддержка членом семьи принятия решения о покупке). Классификация ролей по принятию домохозяйством решения о покупке.
Домохозяйство как основная среда формирования будущего потребителя в процессе потребительской социализации. Потребительская социализация как процесс усвоения потребителем социального опыта. Содержание и методы потребительской социализации: инструментальный тренинг, моделирование, посредничество.
Раздел 2. Внутренние факторы поведения потребителей
Тема 2.1. Восприятие информации как основа механизма принятия решения о покупке
Характеристика механизма принятия решения потребителем о покупке. Понятие восприятия потребителем информации о товаре.
Понятие об экспозиции и внимании как элементах процесса восприятия потребителем информации.
Интерпретация потребителем информации как элемент процесса восприятия. .
Память и восприятие информации.
Процесс восприятия информации потребителем и маркетинговая стратегия организации.
Тема 2.2. Мотивация и личность потребителя как основа управления потребительским поведением
Понятие мотивации потребителя. Модель мотивации потребительского поведения как взаимодействия трех факторов: личность, мотив, эмоции. Мотивационные теории: Д. МакКлеланда, А. Маслоу, Ф. Герцберга. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия. Методы исследования мотивации. Мотивационные механизмы потребительского поведения, основанные на множественных мотивах и мотивационном конфликте.
Проявление личности потребителя как совокупности устойчивых реакций на стимулы внешней среды. Характер личности и ее самосознание. Основные теории личности и поведения потребителя: психоанализ (3. Фрейд), социальная теория (неофрейдизм - А. Адлер, К. Хорни), теория исследова ния личностных черт (Р. Кэттел, Л. Фестингер).
Теория "Я - концепции "(самоконцепцни) и поведение потребителя. Рассогласование реальной и идеальной (желаемой) самоконцепции потребителя как детерминанта покупательского поведения. Роль самооценки в поведении потребителя. Самооценка и имидж торговой марки.
Понятие об эмоциях и чувствах как психических процессах личности. Типы эмоций и эмоционально-волевая среда потребительского поведения.
Тема 2.3. Персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы как личностные факторы поведения потребителей
Понятие о персональных ценностях (ценностных ориентациях) личности как о разделяемых ею социальных ценностях, выступающих в качестве жизненных целей и средств их достижения. Характеристика основных персональных ценностей человека. Терминальные и инструментальные ценности личности по Д. Рокичу.
Концепция и модели жизненного стиля потребителей: AIO, VALS и VALS - 2, геостили и международные стили. Французская модель (авантюристы, активисты, эгоцентристы, рационалисты, ригористы). Характеристика признаков: новое качество жизни, самоограничение.
Характеристика ресурсов потребителей: экономические, временные, когнитивные ресурсы.
Тема 2.4. Роль информированности и отношения потребителей к
Товару в процессе формирования покупательского поведения
Понятие об уровне информированности потребителей о товаре, условиях его приобретения и использования.
Методы измерения информированности потребителей о товаре. Характеристика социологического метода, метода семантического дифференциала, метода сравнительной оценки восприятия потребителем различия марок товара.
Понятие об "отношении потребителя к товару". Количественный, аффективный и поведенческий компонент отношения потребителя к товару.
Раздел 3. Процесс принятия потребителями решения о покупке
Тема 3.1. Факторы ситуационного влияния на процесс принятия
Решения о покупке
Характеристика типов ситуаций: коммуникационные ситуации, ситуации покупки и ее использования. Коммуникационная ситуация как уровень информированности потребителя о покупке через личные и неличные коммуникации. Понятие о ситуации покупки. Структура ситуации покупки: информационная среда, среда розничного магазина, временные аспекты покупки. Ситуация использования покупки.
Характеристика факторов ситуационного влияния: физическое окружение, социальное окружение, временная перспектива, цель потребительского поведения, предшествующие состояния.
Матрица анализа ситуационного влияния на принятие потребителем решения о покупке.
Тема 3.2. Характеристика процесса принятия потребителем решения о покупке
Сущность потребительского решения о покупке как оценка утилитарных, функциональных атрибутов продукта, a также гедонических предпочтений.
Этапы процесса потребительского решения: осознание потребности, поиск информации, предпокупочная оценка альтернатив, покупка, потребление, послепокупочная реакция.
Классификация типов решения о покупке по двум критериям: степень сложности проблемы и уровень вовлеченности в процесс покупки. Характеристика трех типов решений о покупке: привычное решение, ограниченное решение, расширенное решение. Понятие об импульсивной покупке.
|