Раздел 2. Внутренние факторы поведения потребителей.
Тема семинара № 4 "Мотивационные модели поведения потребителей"
1. Даниел Старч и его теории;
2. Теория нужд по Дэвиду Макклеланду.
3. Теория потребительских ценностей Шета-Ньюмана-Гросса.
4. Шкала ценностей по М.Рокичу.
5. Психологическая структура личности по К.К. Платонову.
Тема семинара № 5 "Специальные модели поведения потребителей"
1. Теория Зигмунда Фрейда;
2. Аналитическая психология Юнга;
3. Индивидуальная психология Адлера;
4. Неофрейдистские течения Хорни, Фромма, Райха;
5. Психологическое воздействие на потребителя.
Тема семинара № 6 "Модели жизненного стиля потребителей"
1. Концепция жизненного стиля потребителей;
2. Характеристика модели VALS;
3. Характеристика модели VALS2;
4. Экономические и временные ресурсы потребителей;
5. Когнитивные ресурсы потребителей;
Тема семинара № 7 " Информация – необходимый компонент формирования покупательского поведения "
1. Концепция системы маркетинговой информации;
2. Вторичны и первичные данные информации;
3. Модель процесса выбора потребителя и стадии обработки информации;
4. Методы измерения информированности потребителей о товаре;
5. Количественный, аффективный, и поведенческий компонент отношения потребителя к товару;
Раздел 3. Процесс принятия решения потребителями.
Тема семинара № 8 " Процесс принятия решения о покупке "
1. Структура ситуации покупки: информационная среда, среда розничного магазина;
2. Ситуация использования покупки;
3. Оценка емкости рынка;
4. Характеристика "входных барьеров" на рынок;
5. Модель принятия решения о покупке
Тема семинара № 9 " Осознание потребности и потребительское решение "
1. Компенсационные правила решения о покупке;
2. Некомпенсационные правила решения о покупке;
3. Внутримагазинные факторы покупки;
4. Характеристика покупателей;
5. Социальная технология "КОМПАС".
Раздел 4. Поведение потребителей: организации и общество.
Тема семинара № 10 "Организационные потребители"
1. Три основных типа рынков организационных покупателей.
2. Факторы организационного стиля
3. Референтная инфраструктура организационного покупателя.
4. Типы закупочных ситуаций
5. Модель организационного поведения покупателя.
6. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Определение понятий "потребитель", "Потребительское поведение", "общество массового потребления".
2. Маркетинговая стратегия как современный подход к работе с потребителем.
3. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей как условия макро- и микросреды.
4. Концепция культуры, ее структура.
5. Классификация культурных ценностей потребителя.
6. Кросс-культурные и глобальные маркетинговые стратегии.
7. Понятие "Социальная стратификация общества" и концепция социального класса.
8. Детерминанты социального класса и социального статуса потребителя.
9. Понятие "малая группа" и классификация групповой принадлежности потребителя.
10. Понятие "Референтная группа" и ее значение для потребительского поведения.
11. Определение межличностной коммуникации "из уст в уста". Типы коммуникаций.
12. Сущность "влиятелен" как лидеров мнений.
13. Домохозяйство и семья как основная единица потребления товаров и услуг.
14. Классификация ролей по принятию домохозяйством решения о покупке.
15. Механизм принятия потребителем решения о покупке.
16. Восприятие и обработка информации потребителем как основа механизма принятия решения о покупке.
17. Понятие об "экспозиции" как основы процесса восприятия информации потребителем.
18. Характеристика процесса внимания как элемент экспозиции.
19. Структура памяти как психического процесса личности потребителя.
20. Понятие о личности, ее внешняя и внутренняя структура.
21. Мотивация потребителя. Основные мотивационные теории.
22. Характеристика эмоциональной сферы поведения потребителя. Понятие об иррациональном поведении потребителя.
23. Понятие о персональных ценностях потребителя (ценностных ориентациях).
24. Концепция и модели жизненного стиля потребителя. Классификация основных моделей.
25. Понятие об уровне информированности (знаниях) потребителя о товаре, условиях его приобретения и его использования.
26. Понятие об "отношении потребителя к продукту" и его структуре.
27. Характеристика типов ситуаций: коммуникационная ситуация, ситуации покупки и ее использования.
28. Характеристика факторов ситуационного влияния на потребительское поведение.
29. Сущность потребительского решения о покупке как оценка различных атрибутов продукта.
30. Классификация типов решений потребителя о покупке.
31. Характеристика процесса осознания потребителем потребности в товаре (услуге).
32. Сущность стадии информационного комплекса потребителя.
33. Процесс оценки и формирование потребителем альтернатив (вариантов) покупки.
34. Маркетинговое применение правил потребителем, его решение о покупке.
35. Показатели выбора источника и предмета покупки.
36. Внутримагазинные факторы покупки: экспозиция, планировка магазина, атмосфера магазина, торговый персонал, цена товара, ситуация отсутствия товара.
37. Характеристика основных послепокупочных социальных процессов.
38. Формирование оценки потребителем сделанной покупки.
39. Повторные покупки и формирование приверженности потребителя конкретной торговой фирме.
40. Понятие об "организационном покупателе".
41. Модель "организационного поведения покупателя".
42. Факторы организационного стиля.
43. Маркетинговое поведение продавца-коммерсанта как основа эффективной продажи товара.
44. Задачи и роли "Закупочного центра" в коммерческой организации.
45. Типы закупочных ситуаций.
46. Развитие консъюмсристских движений в мире и в России: сходство и отличие.
47. Рост социальной ответственности коммерческих организаций за результаты своей деятельности.
Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению
В соответствии с учебным планом ПИ (Ф) РГТЭУ по дисциплине "Поведение потребителей" студент самостоятельно выполняет одну контрольную работу. Цель работы - получение навыков в решении определенных вопросов по данному курсу, уметь достаточно полно и обоснованно высказывать свою точку зрения.
А) Тема работы должна соответствовать номеру обучаемого в журнале учета занятий
№ в журнале
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариант
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| № в журнале
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вариант
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б) Общий объем контрольной работы 20-24 страницы. Количество страниц дополнительных приложений к работе не ограничивается.
В) Работа должна быть оформлена согласно имеющимся требованиям.
Г) Список используемой литературы дается в соответствии с библиографическими правилами в конце работы.
Темы контрольных работ
Тема 1: Понятия «потребление», «потребительское поведение» как социально-экономические категории.
Основные вопросы к контрольной работе
1. Понятие «потребление» в социально-экономической литературе.
2. Понятие «потребительское поведение» и его анализ в отечественной и зарубежной специальной литературе.
3. «Общество массового потребления»: понятие и логика функционирования.
Тема 2: Поведение потребителей в системе маркетинга.
Основные вопросы контрольной работы
1. Маркетинговая ориентация коммерческой организации - ориентация на потребителя.
2. Особенности обмена в поведении индивидуальных и индустриальных потребителей: маркетинг отношений-
3. Стратегия маркетинга и поведение потребителей.
Тема 3: Культура общества как внешний фактор макровлияния на поведение потребителей.
Основные вопросы контрольной работы
1. Концепция культуры: культурные ценности и функционирование культуры.
2. Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях.
3. Кросс - культурные и глобальные маркетинговые стратегии.
Тема 4: Социальная стратификация общества и социальный статус личности как внешние факторы поведения потребителей.
Основные вопросы контрольной работы
1. Концепция социального класса, его основные детерминанты.
2. Социальная структура США и России.
3. Понятие социального статуса личности и его измерение.
4. Социальная стратификация и маркетинговая стратегия коммерческой фирмы.
5. Сегментация рынка: особенности покупочных решений социальных классов.
Тема 5: Малые группы и групповые коммуникации как решающий фактор микровлияния на потребительское поведение.
Основные вопросы контрольной работы
1. Понятие о «малой группе» как о социальной общности. Классификация «малых групп»: первичные и вторичные, группы устремления и диссоциативные группы и т.д.
2. Характеристика межличностной коммуникации «из уст в уста». Основные модели персонального влияния на потребительское поведение.
3. Понятие о «лидерах мнений» и исследовательские методыих выявления: социометрический метод, метод ключевого информанта метод самоопределения.
4. Диффузионный процесс инноваций и поведение потребителей: факторы инноваций и основные типы потребителей.
Тема 6: Понятие «референтной группы» и ее роль в формировании сознания потребителя.
Основные вопросы контрольной работы
1. Понятие «референтной группы» и виды ее влияния на поведение потребителя.
2. Типы референтных групп.
3. Маркетинговые стратегии, основанные на влиянии «референтных групп» на потребительское поведение.
4. Характеристика межличностной коммуникации «из уст в уста».
Тема 7: Семья и домохозяйство и семья как первичный внешний фактор поведения потребителя.
Основные вопросы контрольной работы
1. Семья (домохозяйство) и его типы.
2. Жизненный цикл домохозяйства.
3. Решение семьи о покупке, распределение ролей.
4. Потребительская социализация.
Тема 8: Восприятие и обработка информация как основа механизма принятия потребителем решения о покупке.
Основные вопросы контрольной работы
1. Характеристика механизма принятия решения о покупке
2. Структура процесса восприятия потребителем информации о товаре. Понятия об экспозиции и внимании как элементах процесса восприятия.
3. Интерпретация потребителем информации о товаре как элемент процесса восприятия.
4. Память как психический процесс. Процесс восприятия потребителем информации и маркетинговая стратегия торговой фирмы.
Тема 9: Мотивация и личность потребителя как основа эффективного управления потребительским повелением.
Основные вопросы контрольной работы
1. Понятие о мотивации и модель мотивации потребительского поведения
2. Личность потребителя как совокупность биологических и социальных качеств Акцентуации характера личности и основные личностные теории: психоанализ, бихевиоризм, теория личностных черт и др.
3. Теория «Я - концепции» (самоконцепции) и поведение потребителя. Рассогласование реальной и идеальной самоконцепции потребителя. Самооценка, уровень притязаний потребителя, имидж торговой марки.
4. Понятие об эмоциях и чувствах как психических .процессах личности. Типы эмоций и структура эмоционально - волевой сферы потребителя.
Тема 10: Основные мотивационные теории поведения потребителей.
Основные вопросы контрольной работы
1. Теории мотивации А. Маслоу и Ф. Герцберга.
2. Теория мотивации Д. Мак Клеланда.
3. Теория мотивации 3. Фрейда.
4. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия коммерческой фирмы.
Тема 11: Персональные ценности и жизненный стиль как внутренние факторы поведения потребителей:
Основные вопросы контрольной работы
1. Персональные ценности потребителя.
2. Концепция жизненного стиля потребителя.
3. Характеристика моделей жизненного стиля: AIQ, VALS, VALS-2, LOV, геостили и международные стили жизни.
Тема 12: Характеристика ресурсов потребительского поведения.
Основные вопросы контрольной работы
1. Экономические ресурсы потребителя.
2. Временные ресурсы.
3. Когнитивные ресурсы: роль внимания и способность потребителя собрать, организовать и обработать информацию.
Тема 13: Информированность и отношение потребителей к товару как внутренние факторы потребительского поведения.
Основные вопросы контрольной работы
1. Содержание и организация знаний потребителя о продукте покупке и использовании продукта.
2. Понятие «отношение потребителя к товару»; его структура и взаимосвязь отдельных элементов.
3. Характеристика когнитивного элемента отношения потребителя и его динамика.
4. Характеристика и динамика аффективного элемента отношения потребителя к товару.
5. Характеристика поведенческого (волевого) компонента отношения потребителя к товару и его динамика.
Тема 14: Факторы ситуационного влияния на процесс принятия потребителем решения о покупке
Основные вопросы контрольной работы
1. Ситуационные факторы и процесс потребительского решения о покупке.
2. Характеристика различных типов ситуаций: коммуникативные, ситуации покупки, ситуации использования покупки.
3. Характеристика факторов ситуационного влияния: физическое и социальное окружение, временная перспектива.
Тема 15: Характеристика процесса принятия потребителем решения о покупке
Основные вопросы контрольной работы
1. Сущность и механизм принятия потребителем решения о покупке.
2. Характеристика этапов процесса потребительского решения о покупке.
3. Классификация типов решений потребителей о покупке: привычное, ограниченное и расширенное решение.
4. Сущность импульсивной покупки и личностные особенности покупателя, склонного к данному типу покупки.
Тема 16: Характеристика процессов осознания потребителями потребности в товаре и сущность информационного поиска.
Основные вопросы контрольной работы
1. Сущность процесса осознания потребителями потребности в товаре.
2. Задачи маркетинговой деятельности торговой формы по изучению процесса принятия потребителями решения о покупке.
3. Характеристика процесса внутреннего и внешнего поиска потребителей информации о товаре.
Тема 17; Оценка и формирование потребителем альтернатив покупательского решения о покупке.
Основные вопросы контрольной работы
1. Характеристика процесса оценки и формирование альтернатив покупательского решения.
2. Формирование правил решения как моделей (стратегий) потребительского выбора из нескольких альтернатив покупки.
3. «Некомпенсационные» правила решения о покупке: совместное и раздельное правило, «элиминирование» по аспектам и др. «Компенсационные» правила решения потребителей о покупке.
4. Маркетинговое использование правил потребительского решения о покупке.
Тема 18: Покупка как завершающая стадия покупочного решения и основные послепокупочные процессы.
Основные вопросы контрольной работы
1. Характеристика покупочных намерений и типов покупок.
2. Выбор источника и предмета покупки.
3. Внутримагазинные факторы покупки.
4. Характеристика послепокупочных процессов: послепокупочный диссонанс, потребление, избавление, оценка покупки.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Определение понятий "потребитель" и "потребительское поведение".
2. Маркетинговая стратегия как современный подход к работе с потребителем.
3. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей как условия
макро- и микросреды.
4. Концепция культуры, ее структура.
5. Классификация культурных ценностей потребителя.
6. Кросс - культурные и глобальные маркетинговые стратегии.
7. Понятие "Социальная стратификация общества" и концепция социального класса.
8. Детерминанты социального класса и социального статуса потребителя.
9. Понятие "малая группа" и классификация групповой принадлежности потребителя.
10. Понятие "Референтная группа" и ее значение для потребительского поведения.
11. Определение межличностной коммуникации "из уст в уста". Типы коммуникаций.
12. Характеристика "влиятелей" как лидеров мнений.
13. Домохозяйство как основная единица потребления товаров и услуг.
14. Классификация ролей по принятию домохозяйством решения о покупке.
15. Механизм принятия потребителем решения о покупке.
16. Восприятие и обработка информации потребителем как основа механизма принятия решения о покупке.
17. Понятие об "экспозиции", внимании и памяти как элементах процесса восприятия информации о потребителе.
18. Процесс внимания как элемент экспозиции.
19. Структура памяти как психического процесса личности потребителя.
20. Понятие о личности, ее внешняя и внутренняя структура.
21. Мотивация потребителя. Основные мотивационные теории.
22. Характеристика эмоциональной сферы поведения потребителя. Понятие об иррациональном поведении потребителя.
23. Понятие о персональных ценностях потребителя (ценностных ориентациях).
24. Концепция и модели жизненного стиля потребителя. Классификация основных моделей.
25. Понятие об уровне информированности (знаниях) потребителя о товаре, условиях его приобретения и использования.
26. Понятие об "отношении потребителя к продукту".
27. Характеристика типов ситуаций: коммуникационная ситуация, ситуации покупки и ее использования.
28. Характеристика факторов ситуационного влияния на потребительское поведение.
29. Сущность потребительского решения о покупке как оценка различных атрибутов продукта.
30. Классификация типов решений потребителя о покупке.
31. Характеристика процесса осознания потребителем потребности в товаре (услуге).
32. Сущность стадии информационного комплекса потребителя
33. Процесс оценки и формирование потребителем альтернатив (вари антов) покупки.
34. Маркетинговое применение правил потребителем, его решение о покупке.
35. Показатели выбора источника и предмета покупки.
36. Внутримагазинные факторы покупки: экспозиция, планировка магазина, атмосфера магазина, торговый персонал, цена товара, ситуация отсутствия товара.
37. Характеристика маркетингового поведения продавца-коммерсанта в рыночных условиях.
38. Характеристика основных послепокупочных социальных процессов.
39. Повторные покупки и формирование приверженности потребителя конкретной торговой фирме.
40. Понятие об "организационном покупателе".
41. Модель "организационного поведения покупателя".
42. Факторы организационного стиля.
43. Задачи и роли "покупочного центра" в коммерческой организации.
44. Типы закупочных ситуаций.
45. Понятие "консъюмеризма" как общественного движения в защиту прав потребителя.
46. Рост социальной ответственности коммерческих организаций за результаты своей деятельности.
|