Тема 7. Анализ доходности предприятия Экономическая целесообразность функционирования любого предприятия определяется получением дохода. При этом предприятие стремится к выработке и принятию управленческих решений, направленных на обеспечение эффективности своей деятельности. Результативность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия определяется по абсолютным и относительным показателям его доходности.
Понятие дохода – абсолютного показателя доходности – в обобщенном виде отражает результаты процесса хозяйствования. По существу он показывает экономический эффект использования живого и овеществленного труда. В соответствии с МСФО «доход – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, что приводит к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале» [2].
Значение дохода в настоящее время существенно возросло, поскольку именно по этому показателю судят об успешном решении триединой задачи процесса хозяйствования – что производить, как производить и для кого производить. Получение дохода и его рост является целью функционирования любого предприятия, поскольку доход – это основной источник дальнейшего производственного и социального развития хозяйствующего субъекта.
Роль дохода в деятельности предприятия обуславливается функциями, которые он выполняет. Среди нескольких функций дохода можно назвать два основных, посредством которых он выступает как элемент хозяйствования, – это, во-первых, источник пополнения государственного бюджета, во-вторых, источник производственного и социального развития предприятия. В функциях дохода взаимообусловлено выражаются экономические интересы государства, каждого работника и предприятия в целом.
Таким образом, доход является одним из важнейших показателей, используемых для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, поскольку по нему определяется степень его деловой активности, уровень отдачи ресурсов, доходность вложений в активы и в целом финансовое благополучие предприятия.
Вместе с тем, одинаковая абсолютная сумма дохода, выражающая экономический эффект от использования ресурсов, может быть получена в результате разных по величине вложений в капитал и различного масштаба деятельности. Поэтому по величине дохода нельзя оценить эффективность использования вложенных средств. Для этих целей используются относительные показатели доходности (рентабельности), которые рассчитываются с использованием финансового результата деятельности предприятия за определенный период. Финансовый результат выражается массой прибыли или убытка, рассчитанного как разность между доходом от реализации продукции и оказанием услуг и их себестоимостью.
Одним из показателей рентабельности является коэффициент рентабельности продаж, определяемый отношением прибыли предприятия к доходу от реализации продукции и оказания услуг. Он показывает, сколько прибыли приходится в расчете на один тенге реализованной продукции и оказанных услуг. Снижение уровня этого коэффициента свидетельствует о падении спроса на производимую предприятием продукцию и оказываемые услуги (при прочих равных условиях).
Другой показатель – коэффициент рентабельности всех активов – показывает эффективность использования всего имущества предприятия и рассчитывается как отношение прибыли к стоимости всех активов. При прочих равных условиях, сравнительное снижение этого коэффициента свидетельствует о перенакоплении предприятием своих активов.
Следующий показатель рентабельности – коэффициент рентабельности капитала рассчитывается как отношение прибыли к стоимости капитала предприятия и показывает эффективность его использования. Изменения этого коэффициента в динамике, при прочих равных условиях, оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия.
В зависимости от поставленных целей и задач рассчитываются и используются в финансовом анализе ряд других коэффициентов рентабельности, показывающих эффективность использования ресурсов и отдачу средств. Например, показатель рентабельности затрат, который рассчитывается отношением прибыли к себестоимости реализованной продукции и оказанных услуг. Рост этого показателя, при прочих равных условиях, свидетельствует о повышении эффективности использования вложенных в производство и реализацию продукции средств.
Роль и значение показателей доходности в оценке результатов деятельности предприятия определяет следующие основные задачи их анализа:
-изучение абсолютной величины дохода и динамику его изменений;
-определение и измерение влияния факторов на изменение дохода;
-изучение направлений использования дохода;
-изучение абсолютной величины валовой прибыли и факторов, влияющих на ее изменение;
-изучение взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли;
-определение и изучение изменений различных коэффициентов доходности;
-выявление резервов роста дохода и повышения доходности предприятия.
В процессе анализа доходности предприятия детально рассматриваются и оцениваются также другие аспекты его деятельности, связанные с получением дохода, его распределением и использованием. Изучаются также другие виды доходов предприятия, в частности, доходы от финансирования, маржинальный доход, который рассчитывается как разность между доходом от реализации продукции и переменными затратами. На основе определения маржинального дохода, представляющего собой количественную оценку вклада дополнительно выпущенной продукции в величину прибыли, рассчитывается предельный объем выпуска продукции, уравновешивающий доход от ее реализации и затраты, т.е. точку безубыточности производства.
Управление производственно-финансовой деятельностью предприятия в современных условиях невозможно без постоянного изучения изменения себестоимости, цен, объема производства и реализации продукции, поскольку формирование прибыли и в целом эффективность работы предприятия складываются под влиянием этих показателей. В финансовом менеджменте известен один из самых доступных методов решения внутренних управленческих задач – это использование внутреннего (операционного) анализа.
Операционный анализ, или анализ критической точки, или анализ взаимосвязи «себестоимость – объем продаж – прибыль» основывается на данных учета затрат, организованного по системе «директ-костинг» (или учета по усеченной себестоимости) с определением величины маржинального дохода (прибыли). Сущность и одна из отличительных особенностей системы учета «директ-костинг» заключается в разделении всех производственных затрат на постоянные и переменные расходы.
В практике бухгалтерского учета зарубежных стран постоянными затратами считаются затраты, которые не распределяются между различными видами производимой продукции, а относятся прямо на финансовый результат. Переменными затратами считаются прямые затраты, величина которых меняется в зависимости от роста или снижения объема производства. В связи с этим требует более пристального изучения и контроля изменение величины переменных затрат, поскольку постоянные затраты остаются более стабильными в силу того, что они не зависят от изменений объемов производства. Более того, рост объемов производства при прочих равных условиях приводит к относительному их снижению, т.е. чем больше производится продукции, тем меньше приходится постоянных затрат в расчете на единицу продукции.
Подразделение расходов на переменные и постоянные, хотя и имеет некоторые недостатки из-за условности такого деления, тем не менее «усиливает контрольные и аналитические возможности учета, способствует принятию оптимальных решений» [13]. Посредством операционного анализа решаются такие управленческие задачи как оценка результатов начального этапа деятельности нового предприятия, определение цены на новую продукцию, разработка наиболее оптимального ассортимента производимой продукции, возможность оценки предпринимательского риска и другие. Изучение взаимосвязи затрат, объема и прибыли позволяет использовать данные, необходимые для прогнозирования цены продукции, выбора поставщика сырья и материалов, решения вопроса – производить или покупать.
В Казахстанском стандарте бухгалтерского учета (КСБУ) 3 «Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности» в принципе предусмотрено ведение учета затрат по системе «директ-костинг», поскольку здесь постоянные затраты выделены в расходы периода. Сюда отнесены общие и административные расходы, расходы на финансирование, прочие расходы, которые не относятся к производственной себестоимости и списываются с валовой прибыли предприятия. Это свидетельствует о том, что в формах финансовой отчетности имеются необходимые данные (с некоторыми оговорками) для использования операционного анализа.
Другой особенностью системы «директ-костинг», подчеркивающая ее значимость с точки зрения операционного анализа, является возможность определения на основе данной системы пороговых значений показателей деятельности предприятия, характеризующих его доходность. К таковым относятся показатели критического объема производства и реализации продукции, порога рентабельности и запаса финансовой прочности, которые в свою очередь являются элементами операционного анализа. Расчет этих показателей и их использование в анализе связаны с определением показателя маржинального дохода (маржинальной прибыли).
Маржинальная прибыль, по существу, является валовой прибылью, поскольку маржинальная прибыль определяется как разность между доходом от реализации продукции и оказания услуг и переменными затратами, за величину которых с некоторой долей допущения можно использовать величину себестоимости реализованной продукции и оказанных услуг. С другой стороны, маржинальная прибыль рассчитывается посредством сложения суммы постоянных расходов и суммы прибыли от продолжаемой деятельности. Ее величина по определению должна покрывать сумму постоянных расходов, в противном случае можно утверждать, что деятельность предприятия убыточна.
В случае, когда величина маржинальной прибыли равна нулю, то доход от реализации покрывает только переменные затраты и предприятие несет убытки в размере постоянных затрат. Если сумма маржинальной прибыли равна сумме постоянных расходов, то доход от реализации покрывает и переменные и постоянные затраты, при этом прибыль равна нулю. Если же величина маржинальной прибыли больше суммы постоянных расходов, то в этом случае из дохода от реализации покрываются не только все затраты, но также образуется прибыль.
Рассмотрим методику анализа взаимосвязи затрат, объема и прибыли. Для удобства осуществления необходимых расчетов данные представим следующим образом:
1.Доход от реализации продукции и оказания услуг – 38700 тыс. тг.
2.Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг (переменные затраты) – 28100 тыс. тг.
3. Валовая прибыль (маржинальная прибыль) – 10600 тыс. тг.
4. Постоянные расходы – 6775 тыс. тг.
5.Прибыль от продолжаемой деятельности – 3825 тыс. тг.
Величина маржинальной прибыли 10600 тыс. тенге определена как разность между доходом и переменными затратами (себестоимостью), т.е. 38700 – 28100 = 10600, или как сумма постоянных расходов и прибыли от продолжаемой деятельности, т.е. 6775 + 3825 = 10600. Из этих расчетов видно, что величина прибыли напрямую зависит от изменений переменных расходов и дохода от реализации продукции и оказания услуг. Используя эти данные, можно определять различные значения объема производства и затрат, прогнозировать сумму ожидаемой прибыли.
Другими словами, можно определить такую величину объема производства или другого показателя (постоянных расходов, цены реализации), превышая которую возможно достижение положительного либо отрицательного финансового результата. Определенные таким образом значения показателей являются предельно допустимыми или барьерными значениями, на основе которых возможно установление запаса финансовой устойчивости предприятия. Под запасом финансовой устойчивости предприятия понимается тот объем производства, который превышает уровень безубыточности и обеспечивает определенный уровень устойчивости финансового состояния, а при достижении его уровня начинается снижение величины дохода от реализации продукции и образование убытков.
Значение объема производства, при котором нет ни прибыли и ни убытка, т.е. величина полученной прибыли равна нулю, называется критической точкой объема производства (или порогом безубыточности производства, или «мертвой» точкой, или точкой равновесия). Для расчета критической точки объема производства воспользуемся уравнением, показывающим взаимосвязь между объемом производства(Q), себестоимостью(Z) и прибылью(P), следующего вида:
Q = Z + C + P (1), где
С – постоянные затраты.
Если стоимость произведенной продукции Q представить в виде q*p, а сумму затрат Z – в виде q*z, то значение объема производства, при котором не будет ни прибыли, ни убытка, можно представить следующим образом:
q*p = q*z + С (2), где
q – количество единиц произведенной продукции;
p – цена реализации единицы продукции;
z – переменные затраты на единицу продукции.
Преобразуя уравнение (2), определяем критическую точку объема производства продукции в натуральном выражении, т.е. точка безубыточности (Qk) будет равна:
Qk = С / (p – z) = С / m (3), где
m – маржинальная прибыль на единицу продукции, которая по определению представляет собой разницу между ценой реализации единицы продукции и переменными затратами на единицу продукции, т.е. p – z.
Таким образом, для расчета критического объема производства продукции в натуральном выражении достаточно сумму постоянных расходов разделить на величину маржинальной прибыли, определенной в расчете на единицу продукции.
Предельно допустимое значение постоянных расходов, при котором обеспечивается безубыточность производства, можно определить на основе уравнения (3) – Qk = С / (p – z). Отсюда, С = Qk*(p – z), или
С = Qk * m (4).
Следовательно, предельно допустимый уровень постоянных расходов предприятия определяется как произведение критического объема производства продукции и маржинальной прибыли, приходящей на единицу продукции. С другой стороны, зная, например, уровень маржинальной прибыли в процентах (i%) к цене продукции, можно также рассчитать величину постоянных расходов, т.е. С = Qk*(p* i% / 100).
Величину цены реализации продукции, при которой обеспечивается безубыточность производства, можно определить на основе уравнения (2) – q*p = q*z + С. Отсюда, p = (q*z + С) / q = (q*z) / q + (С / q), или
p = z + С / q (5).
По существу, эта запись свидетельствует, что величина предельно допустимой цены реализации должна быть не ниже суммы переменных и постоянных затрат в расчете на единицу продукции.
Используя уравнение (3), используемой для определения критической точки объема производства Qk = С / (p – z), можно рассчитать необходимую величину дохода от реализации продукции и оказания услуг. Для этого преобразуем данное уравнение следующим образом:
q*p = С * p / (p – z), отсюда Q = С * p / m (6).
Теперь, зная величину дохода от реализации продукции, не сложно рассчитать уровень маржинальной прибыли в процентах к доходу, т.е.
m в % к Q = С / Q * 100 (7).
Показатель запаса финансовой устойчивости определяется в виде коэффициента безопасности (Кб), рассчитываемого как отношение разности между доходом от реализации (Q) и дохода в точке критического объема производства (Qk) к величине дохода от реализации продукции (Q), т.е. Кб = (Q – Qk) / Q.
Данный коэффициент выступает как измеритель производственного риска: чем он выше, тем безопаснее, т.е. чем ниже точка безубыточности, тем меньше степень риска производственной деятельности.
Таким образом, вышеизложенная методика изучения взаимосвязи показателей, характеризующих объем производства продукции, доход от ее реализации, себестоимость и прибыль, позволяет определить их критические уровни, при которых обеспечивается безубыточность предприятия.
На основе данных анализируемого предприятия продемонстрируем применение этой методики и интерпретацию ее результатов. Допустим, производственный потенциал, технологические возможности и наличие ресурсов позволяют данному предприятию осуществлять выпуск 9000 единиц изделий одного вида. В этом случае переменные затраты на единицу изделия составят 3122 тенге, цена реализации – 4300 тенге, постоянные затраты – 6775 тыс. тенге. По этим данным необходимо определить критический объем производства изделий, т.е. точку безубыточности.
В уравнение (3) подставим соответствующие цифровые значения и определим точку безубыточности: Qk = С / (p – z) = 6775 / (4300 – 3122) = 5750 ед. изделий.
Полученный результат означает, что при производстве 5750 единиц изделий предприятие имеет возможность покрытия общей суммы расходов, поскольку в точке безубыточности величина дохода составляет 24683 тыс. тенге (4300 * 5750), которая полностью покрывает сумму переменных (3122 * 5750 тыс. тг.) и постоянных (6775 тыс. тг.) затрат. Если предприятие будет производить и реализовывать продукцию меньше этого объема, то не сможет покрыть все расходы и потерпит убытки. Наоборот, производство и реализация продукции в объеме большем, чем предельно допустимое количество, приведет к прибыльной деятельности предприятия. К примеру, если предприятие будет выпускать и продавать продукцию в объеме 9000 единиц изделий, то абсолютная величина прибыли составит 3827 тыс. тенге [(4300 * 9000) – (6775000 + 3122 * 9000)]. Отсюда следует другой вывод, что выпуск и реализация продукции в диапазоне от 5750 единиц до 9000 единиц изделий обеспечивает предприятию при прочих равных условиях безубыточность деятельности. Разницу в 3250 единиц (9000 – 5750) принято называть зоной (полем) безопасности.
Теперь рассмотрим изменение порога безубыточности вследствие изменений других показателей – цены продукции, переменных и постоянных затрат. При прочих равных условиях снижение цены реализации приводит к увеличению объема выпуска и реализации продукции. Допустим, в нашем примере цена единицы изделия с 4300 тенге снизилась до 4000 тенге, тогда порог безубыточности будет иметь место при выпуске 7716 единиц изделий. Это означает, что при таком положении сокращается зона безопасности и предприятие, чтобы получать прибыль, вынуждено выпускать и реализовывать большее количество единиц изделий.
Предположим, что цена реализации изделий увеличилась с 4300 тенге до 5000 тенге, тогда порог безубыточности будет иметь место при выпуске 3607 единиц изделий, т.е. рост цены способствует снижению критического объема производства. Реализация меньшего объема продукции за счет повышения цены выгодна предприятию при неизменных затратах.
Между тем изменение переменных затрат в расчете на единицу продукции оказывает прямое влияние на величину объема производства в критической точке. Допустим, в нашем примере переменные затраты на единицу изделия увеличились с 3122 тенге до 3500 тенге, тогда порог безубыточности будет иметь место при выпуске 8469 единиц изделий [6775000 / (4300 – 3500)]. Это приводит к сокращению зоны безопасности и невыгодно предприятию с точки зрения получения маржинальной прибыли, поскольку незначительный рост переменных затрат обуславливает значительное повышение порога безубыточности. Так, в нашем примере темп роста переменных затрат составил 112,1%, тогда как темп повышения критического объема производства – 147,3%, а величина маржинальной прибыли снизилась на тот же процент (147,3%) и составила 800 тенге на единицу изделия.
Изменение постоянных затрат в любую сторону приводит к такому же изменению критического объема производства. Для безубыточной деятельности предприятия при росте постоянных затрат необходимо выпустить и продать дополнительное количество продукции и, наоборот, сокращение постоянных расходов способствует снижению объема производства в критической точке, укрепляя тем самым запас финансовой устойчивости.
Однако влияние переменных и постоянных затрат на величину маржинальной прибыли при изменении объема производства неодинаково. Это связано с действием так называемого эффекта операционного (производственного) рычага, эффект которого проявляется в том, что любое изменение дохода от реализации продукции приводит к более интенсивному изменению финансового результата (прибыли или убытка).
Действие операционного рычага основывается на определении превышения маржинальной прибыли (дохода) над прибылью за период от продолжаемой деятельности. Степень воздействия операционного рычага определяется как отношение маржинального дохода к прибыли, и чем выше это соотношение, тем больше риска в предпринимательской деятельности данного предприятия. Степень воздействия операционного рычага будет снижаться в том случае, если величина постоянных расходов в общих затратах уменьшается.
Снижение доли постоянных расходов в общей суммы затрат достигается при преодолении так называемого порога рентабельности (Rp), который определяется отношением величины постоянных расходов (С) к коэффициенту маржинальной прибыли (Km). Коэффициент маржинальной прибыли показывает ее долю в сумме дохода от реализации продукции и оказания услуг. В формализованном виде данные отношения можно представить следующим образом: Rp = C / Km (8), Km = m / Q.
Как и выше приведенный показатель запаса финансовой устойчивости (коэффициент безопасности), показатель степени воздействия операционного рычага является объективным фактором, который выступает измерителем предпринимательского риска в деятельности предприятия.
Таким образом, изучение взаимосвязи затраты – объем – прибыль позволяет выявить и оценить предельно допустимые величины названных параметров, служить основой принятия управленческих решений по определению ассортимента выпускаемой продукции, их объема, ценовой политике и др., т.е. по достижению в сложившихся условиях возможной величины прибыли.
Для успешного развития экономики любого предприятия необходимо изучать соотношение объема производства (реализации) продукции с издержками и доходами.
В процессе анализа решаются следующие основные задачи: рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат предприятия, т.е. уровень («точка»)безубыточности:
Исчисляется объем реализации, обеспечивающий, при прочих равных условиях, получение необходимой предприятию суммы прибыли;
дается аналитическая оценка объема реализации, при котором предприятие может быть конкурентоспособно на рынке, т.е. расчет зоны безопасности.
Главная факторная цепочка, формирующая доход от реализации, может быть представлена схемой:
Затраты → Объем производства → Доход
Общие затраты на производство (Z) состоят из двух частей: постоянной (Zс) и переменной (Zv), что отражается уравнением:
Z = Zс + Zv,
или в расчета затрат на одно изделие
Z = (С0 + С1 ) Х,
где Х – объем производства (количество единиц изделия);
С0 – постоянные затраты на единицу изделия (продукции);
С1 – переменные затраты на единицу изделия.
Степень реагирования издержек производства на изменения объема продукции может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат, который вычисляется по формуле:
К = ΔZ / ΔN
где К – коэффициент реагирования затрат на изменения объема производства;
ΔZ – изменения затрат за период, в %;
ΔN – изменения объема производства, в %.
Анализ безубыточности – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне переменных и постоянных затрат.
Основные этапы анализа:
1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
3. Расчет величины исследуемых показателей.
4. Сравнительный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, и чем она больше, тем прочие финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж, и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обоснования управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать.
Расчет точки безубыточности производится следующим образом:
Тб = Постоянные затраты / Цена ед. продукции - Переменные издержки на ед. прод.
Анализ точки безубыточности необходим для:
- определения критической производственной программы предприятия;
- оценки состояния предприятия;
- выработки стратегии его развития.
Анализ безубыточности позволяет определить следующее:
- требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение не
обходимого дохода;
- зависимость дохода предприятия от изменений торговой цены, переменных и
постоянных издержек;
- значения каждого продукта в доле покрытия общих затрат.
Точка безубыточности позволяет рассчитать диапазон безопасности , являющийся одним из показателей риска.Чем меньше значение резерва безопасности, тем выше риск попадания в область убытков. Значение уровня резерва прибыльности (УРП) как доли от планируемого объема продаж составит:
УРП = Прогнозный объем реал. – Объем реализации, соответствующий точке безубыточности / Прогнозный объем реализации
Расчет точки безубыточности для многопродуктового производства предусматривает два этапа:
1) определяется доля каждого продукта в общей реализации;
2) рассчитывается суммарный взвешенный доход.
|