Тема 1. Структура методической службы ОО. Изучение документации, регламентирующей методическую работу в ОО Методическая практика
ДНЕВНИК
Студента (Ф.И.О.) _____________________________________________________________
Курс, группа __________________________________________________
Сроки практики_____________________________________________________
База практики _____________________________________________________________
Адрес________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя практики __________________________________
Руководитель методического объединения учителей начальных классов________________________
Область применения программы методической практики
В ходе методической практики у студентов формируется представление о деятельности педагогических работников ОО, формируются следующие профессиональные компетенции:
ПК 1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся.
ПК 2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов и др.
ПК 5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Цели и задачи программы методической практики – требования к результатам освоения программы производственного обучения
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы практики производственного обучения должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов и др.) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;
- участия в создании предметно - развивающей среды в кабинете;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
- анализировать образовательные стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание младших школьников;
- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся;
- создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
Документация по практике
1. Индивидуальный план практики с отметкой о его выполнении (в дневнике).
2. Дневник педагогической практики.
3. Отчет о практике.
4. Материалы по проведению методической работы с учителями (содержание заседания методического объединения и др.).
5. Материалы к заседанию методического объединения.
6. Презентация (отчет) выполненных заданий, презентация проекта.
По завершению практики студенты предоставляют отчетную документацию, оценка – дифференцированный зачет. Виды работ соответствуют требованиям «уметь», «иметь практический опыт» с ориентацией на компетенцию.
План методической практики (временной режим занятий)
День
| Дата
| Время практики
| Место практики
| 1 часть практики
| 1 день
| 08.12.2014
| 12-00
15-00
| МКОУ ИМЦ
БПК
| 2 день
| 09.12.2014
| 13-00
| СОШ №4, №21
| 3 день
| 10.12.2014
| 8-00
12-00
| СОШ №4, №21
| 4 день
| 11.12.2014
| 9-00
13-00
| СОШ №4, №21
| 5 день
| 12.12.2014
| 13-00
| СОШ №4, №21
| 6 день
| 13.12.2014
| 9-00
| БПК
| 2 часть практики
| 1 день
|
| 10-00
13-00
| СОШ №4, №21
| 2 день
|
| 9-00
13-00
| БПК
| 3 день
|
| 9-00
13-00
| СОШ №4, №21
| 4 день
|
| 9-00
13-00
| СОШ №4, №21
| 5 день
|
| 9-00
13-00
| СОШ №4, №21
| 6 день
|
| 9-00
| БПК
|
СОДЕРЖАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
Тема
| Задание
| Дата, место и время выполнения
| Отметка о выполнении
| 1. Структура методической службы. Изучение документации, регламентирующей методическое обеспечение образовательного процесса
| 1. Беседа с методистом территориального подразделения областной методической службы о целях и задачах работы подразделения ОМС, уровнях взаимодействия с ОО.
2.Беседа с руководителем и работниками информационно-методического центра о направлениях деятельности ИМЦ. Анализ требований к методической работе учителя.
3.Беседа с заместителем директора школы по учебной работе о структуре методической службы школы, основных направлениях деятельности педагогического совета школы, методического совета школы, методического объединения учителей.
4.Изучение документации, регламентирующей методическое обеспечение образовательного процесса в школе.
|
|
| 2. Методическое объединение учителей начальных классов
| 1.Изучение основных направлений деятельности методического объединения, плана работы на год.
2.Анализ тематики заседаний методического объединения (по годовому плану) и материалов одного из них (протокол, тематическое выступление, форма организации, решения).
3.Изучение методического фонда ОО: наличие и способы систематизации дидактических материалов и пособий, методических рекомендаций, материалов из опыта работы, педагогической литературы, технических средств обучения
4.Участие студента в заседании методического объединения и его рефлексии.
|
|
| Тема 3. Методическое сопровождение профессионального развития учителя начальных классов
| 1.Изучение маршрута профессионального развития учителя, включающего образовательные линии инвариантной и вариативной направленности и учитывающего направленность программы развития ОО, единую методическую тему и годовые задачи, встроенные в ООП.
2.Изучение направлений деятельности учителя в рамках реализации плана по самообразованию: разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса, обобщение собственного опыта педагогической деятельности, участие в системе школьной методической службы, взаимообучение, обучение на курсах повышения квалификации.
3.Составление индивидуального плана методической работы практиканта и утверждение его.
|
|
| Тема 4. Изучение передового педагогического опыта
| 1.Ознакомление с методами выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
2.Беседа с руководителем методического объединения учителей начальных классов и анализ материалов обобщения опыта.
3.Изучение педагогического портфолио личных достижений учителя начальных классов.
4.Презентация педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.
|
|
| Тема 5. Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов
| 1.Изучение предметно-развивающей среды кабинетов 1, 2, 3, 4 классов, анализ соответствия принципам построения.
2.Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения методического оснащения.
3.Участие студента в создании предметно-развивающей среды (пополнение методического оснащения).
4.Проектирование предметно-развивающей среды кабинета начальных классов (возраст детей по выбору студента).
|
|
| Тема 6. Планирование обучения и воспитания младших школьников
| 1.Ознакомление с ООП НОО школы, порядком работы над ООП в течение учебного года.
2.Составление алгоритма по разработке проекта рабочих программ по учебным дисциплинам НОО.
3.Разработка календарно-тематического планирования по учебной дисциплине (по выбору студентов).
4.Ознакомление с нормативно-правовым регулированием использования учебников и учебных пособий в образовательном процессе.
5.Анализ методического комплекта и дидактических пособий для образовательной деятельности учителя начальных классов.
6.Анализ современных образовательных технологий: продуктивного чтения, проблемно-диалогической, оценивания образовательных достижений, проектной, ИКТ-технологии.
7.Разработка учебно-методических материалов с учетом особенностей класса и отдельных обучающихся.
8.Составление плана-сетки «Система воспитательных мероприятий» для начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
9.Разработка плана воспитательной работы учителя начальных классов с учетом особенностей класса и отдельных обучающихся (на одну четверть).
|
|
| Отчет по выполнению индивидуального плана практики
Задание
| Необходимая дата сдачи материалов
| Реальная дата
сдачи материалов
| Подпись
методиста
| 1 часть
| Задание 1.1
| 08.12.2014
| | | 1.2
| 08.12.2014
| | | 1.3
| 09.12.2014
| | | 1.4
| 09.12.2014
| | | Задание 2.1
| 09.12.2014
| | | 2.2
| 09.12.2014
| | | 2.3
| 09.12.2014
| | | Задание 3.1
| 10.12.2014
| | | 3.2
| 10.12.2014
| | | 3.3
| 10.12.2014
| | | Задание 4.1
| 11.12.2014
| | | 4.2
| 11.12.2014
| | | 4.3
| 11.12.2014
| | | 4.4
| 11.12.2014
| | | Задание 5.1
| 12.12.2014
| | | 5.2
| 12.12.2014
| | | 5.3
| 12.12.2014
| | | Задание 5.4
| 13.12.2014
| | | 2 часть
| Задание
|
| | | |
| | | | .2015
| | | Задание
|
| | | | .2015
| | | | .2015
| | | | .2015
| | | Задание
| .2015
| | | |
| | | |
| | | | | | | | | | |
Тема 1. Структура методической службы ОО. Изучение документации, регламентирующей методическую работу в ОО
Цель. В процессе бесед с руководителями ОО, методистами, изучения документации развивать аналитические умения.
Методические рекомендации для студентов:
- Помните, что методическая работа определяется как деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.
Задание 1.1.
|