Тема 4. Изучение передового педагогического опыта Цель:развитие аналитических и исследовательских умений.
Методические рекомендации для студентов:
Работа с передовым педагогическим опытом – одно из основных направлений деятельности школьной методической службы, обеспечивающее создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество образования. Цель – повышение качества образования. Предполагаемый результат – совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
Задание 4.1. Ознакомление с методами выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта
Изучите следующий материал.
ППО – передовой педагогический опыт. ШМО – школьное методическое объединение. МС – методический совет. АПО – актуальный педагогический опыт.
Работа с ППО ведётся на различных уровнях:
- на уровне учителя. Она связана с самообразованием, самоанализом, самооценкой учителем своего опыта работы. Деятельность по самообразованию предполагает постоянное ознакомление с современными научными исследованиями учёных в области педагогики, методики преподавания, изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков, ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и др. Самообразование направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствования уровня предметной подготовки учителей;
- на уровне руководителей ШМО;
- на уровне руководителей кафедры;
- на уровне творческой группы.
Работа с ППО прослеживается в выступлениях учителей на заседаниях ШМО, МС, педагогического совета и конференциях, при подготовке творческих отчётов, составлении описания собственного опыта.
Тематическая направленность формирования банка адресов ППО: управление образованием; педагогика;методика преподавания.
Внедрение, распространение, отслеживание результатов внедрения ППО прослеживается в организации и проведении работы по участию педагогических работников в различных творческих конкурсах, педагогических чтениях, конференциях и др. мероприятий.
Рекомендации по обобщению опыта:
1.Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
2.Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
3.Постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и в работе ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной и оформить её как можно конкретнее.
4.Определите форму обобщения: доклад, статья, систематизация методических материалов (карточки, схемы, упражнения).
5.Краткий план темы (3-4 основных вопроса), составление тезисов. Поместите в план факты, которые можно использовать как основание для выводов. Определите основную идею и логику изложения темы.
6.Написание доклада. Создание черновика.
7.Оцените свой практический опыт. Определите недостатки, трудности, ошибки.
8.Материал излагайте кратко, просто, логично, стройно, без повторов.
9.Оформите приложения (схемы, карты, таблицы и др.).
10.Помните, что вы выполняете общественную обязанность, способствуете улучшению процесса образования детей.
Целостное описание опыта:
1.Тема.
2.Сведения об авторе: ФИО, образование, педстаж.
3.Сущность опыта:
–проблема массовой практики, решаемая автором;
- основная идея опыта и средства её реализации;
- опора на современные педагогические теории;
- заимствование новаторских систем или их элементов;
- творческие находки автора;
- параметрические характеристики опыта.
4. Продуктивность (какими становятся учащиеся, чем они отличаются).
5. Условия функционирования опыта (тип ОО, нагрузка педагога, кружковая работа, материальная база, профессиональный уровень педагога).
6. Доступность (возможность воспроизведения в других условиях).
7. Педагогическая технология:
Система работы педагога, последовательность действий при осуществлении образовательного процесса, используемые формы урочной и внеурочной работы, преобладающие виды учебной деятельности, приёмы стимулирования, организации, контроля, алгоритмы решения конкретных педагогических ситуаций, фрагменты педагогической практики для подтверждения вышесказанного.
8. Перспективы применения опыта в массовой практике.
Критерии актуального педагогического опыта (АПО):
1. Актуальность (соответствие потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, городской, региональной, и федеральной образовательной политике).
2. Новизна:
- в комбинации элементов известных методик
- в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда
- в преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.
3. Высокая результативность:
- в уровне обученности учащихся
- в личностном развитии учащихся
- в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
4. Оптимальность (достижение более высоких результатов при экономной затрате сил и времени.
5. Стабильность:
- подтверждение эффективности опыта при некотором изменении условий
- достижение устойчивых положительных результатов в течение трёх лет.
6. Научность (соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, методики).
7. Возможность использования опыта в массовой практике, возможность творческого применения опыта.
Решение о внесении актуального педагогического опыта в школьный банк принимает методический совет. Представляются: описание опыта, приложения, рецензия, профессиональная карта учителя. Материалы по АПО являются авторскими.
Задание 4.2. Беседа с руководителем методического объединения учителей начальных классов и анализ материалов обобщения опыта
Задайте вопросы руководителю методического объединения о работе по обобщению передового опыта.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проанализируйте материалы обобщения педагогического опыта на уровне МО.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4.3. Изучение педагогического портфолио личных достижений учителя начальных классов
В ходе беседы с учителем заполните таблицу:
Подготовительная работа.
|
| Самоанализ как часть портфолио.
|
| Тема самообразования.
|
| Технологические находки.
|
| Методическое исследование.
|
| Разделы портфолио.
|
| Новые формы портфолио.
|
|
На основании данных о работе учителя заполните один из разделов портфолио.
Задание 4.4. Презентация педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений
Изучите советы по подготовке устного сообщения и творческого отчёта учителя. Подготовьте сообщение по теме выпускной квалификационной работы.
|