Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 6. Социальное партнерство на рынке труда

Эффективным социальным механизмом регулирования рынка труда, обеспечения баланса интересов работодателей, наемных работников и властных структур является социальное партнерство.

Основная цель социального партнерства на рынке труда заключается в перераспределении рабочей силы по территориям, отраслям и организациям с учётом потребностей экономики и интересов работников в обеспечении социальной адаптации населения с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

Основные задачи, стоящие перед государством и социальными партнерами по регулированию рынка труда:

- достижение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, при которой обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения и сохраняются эффективные стимулы и мотивы к труду;

- формирование профессионально-образовательной, профессионально-отраслевой и географической мобильности трудовых ресурсов как необходимых условий повышения эффективности национальной экономики;

- усиление гибкости рынка труда путем повышения амплитуды колебаний цены рабочей силы в зависимости от спроса и предложений на нее;

- индивидуализация трудовых отношений, распространения различных форм занятости, призванных повышать эффективность использования рабочей силы и удовлетворять общественную потребность в различных формах, режимах и условиях труда. Одновременно повышение гибкости рынка труда становится средством содействия занятости и противодействия безработице.

Рынок труда является своего рода социальной средой распределения и обмена рабочей силы. Успешность функционирования такой среды во многом зависит от того, станут ли его субъекты взаимовыгодными партнерами.



Субъектами рынка труда являются:

- работодатели и их представители, с одной стороны;

- наемные работники и их представители, с другой стороны;

- органы государственной власти (как представители государства); органы местного самоуправления, посреднические организации.

На рынке труда выделяются несколько групп интересов социальных партнеров:

- интерес служб занятости состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда, успешной реализации программ трудоустройства безработных, в удовлетворении запросов работодателей и соискателей рабочих мест;

- интерес работодателей к системе социального партнерства состоит в привлечении на работу профессионально подготовленной рабочей силы в целях повышения конкурентоспособности своей организации;

- интерес органов образования и учебных заведений состоит в повышении качества подготовки своих выпускников в соответствии с требованиями рынка труда и конкретных работодателей;

- интерес к системе социального партнерства у профессиональных союзов и различных объединений трудящихся состоит в повышении благосостояния и социальной защищенности трудящихся;

- интересы государства, как одного из социальных партнеров, значительно шире, выходят за рамки ведомственных интересов и направлены на улучшение благосостояния всех слоев населения.

Основные направления совместной деятельности социальных партнеров по регулированию рынка труда:

- рациональное сочетание рыночного саморегулирования с административным и общественным регулированием;

- сочетание децентрализации и централизации в регулировании;

- системность и согласованность экономических и социальных целей;

- солидарность и согласование интересов социальных партнеров.

Наибольшее влияние на развитие отношений социальных партнеров оказывают положение в сфере занятости и на рынке труда, а также социально – правовая среда. Практика показывает, что именно партнерские отношения позволяют оперативно решать проблемы регулирования занятости и рынка труда.

Солидарность и согласованность интересов социальных партнеров оформляется в виде соглашений между представителями работодателей, объединением профсоюзов и представителями органов власти на принципах социального партнерства.

На заседаниях Федеральной и региональных комиссий, координационных комитетов содействия занятости регулярно обсуждаются проблемы создания и сохранения рабочих мест, трудоустройства молодёжи, инвалидов, беженцев и переселенцев, профессиональной подготовки и переподготовки населения, демобилизованных военнослужащих и другие проблемы.

Социальные партнеры принимают активное участие в региональных комиссиях по предотвращению критических ситуаций на рынке труда. Деятельность этих комиссий направлена на решение вопросов создания новых и сохранения перспективных рабочих мест, повышения качества рабочей силы на рынке труда, социальной защиты и трудоустройства персонала предприятий в условиях массового высвобождения работников.

На большинстве территорий страны действуют соглашения по регулированию социально – трудовых отношений между администрацией, профсоюзами и объединением работодателей, а службы занятости активно участвуют в выполнении мероприятий раздела «Обеспечение занятости и регулирование рынка труда».

Социальное партнерство на рынке труда осуществляется в формах:

· взаимных консультаций и переговоров по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

· коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров и соглашений;

· участия партнеров в реализации политики занятости и регулирования рынка труда;

· участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров;

· участия партнеров в осуществлении мероприятий по профориентации, обучению и содействию занятости населения.

Социальное партнерство как механизм согласования интересов работников и работодателей становится одним из основных звеньев реализации государственной политики занятости и регулирования рынка труда, играет стабилизирующую роль, способствует социальной и экономической устойчивости общества.

В этих условиях, чтобы решать проблему занятости и противодействия безработице, надо расширять поле социальных переговоров в регионах, использовать регулирующие функции института социального партнерства, повышать роль региональных служб занятости как активных субъектов социального партнерства.

В целях выработки согласованных решений по осуществлению политики занятости на региональном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных органов.

Координационные комитеты содействия занятости являются основным организационным звеном социального партнёрства на рынке труда. На заседаниях комитетов регулярно рассматриваются насущные вопросы выработки согласованных решений реализации государственной политики занятости населения, развития профессионального образования молодежи, внутрифирменного обучения персонала, содействия предпринимательству, обучения и трудоустройства безработных граждан и др.

 

Приложение 2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.