Методические указания для преподавателей
Контроль знаний студентов может осуществляться в традиционной форме (опрос по домашнему заданию), а также с использованием иных способов и приемов. Так, например, одной из наиболее удачных форм является тестирование по соответствующим темам. Подготовка к тестированию побуждает студентов детально изучать и анализировать законодательство, закреплять полученные знания. Преподаватель может проверить тесты непосредственно на занятии и обсудить ошибки, разъяснить сложные моменты. В курсе «Социальная защита населения в РФ» успешно используются тесты по темам «Пособия по временной нетрудоспособности», «Правовые средства обеспечения занятости населения в РФ» и др.
Для проверки домашней подготовки теоретических вопросов могут быть применены также мини-контрольные работы, задания к которым включают в себя вопросы на знание законодательства, определений важнейших понятий и т. д. На контрольных работах могут быть предложены также несложные задачи, которые студенты могут решить без использования нормативного материала.
Своеобразной формой работы на практических занятиях, которая позволяет не только проверить домашнюю подготовку студентов, но и активизировать их мыслительную деятельность, нацелить на обсуждение проблемных вопросов, является так называемый «опрос-мячик». Преподаватель должен заранее подготовить вопросы и казусы, задачей студентов является ответить на вопросы быстро и полно. Преимущества такой формы заключаются также и в том, что, как правило, удается задействовать всю группу.
Дает хорошие результаты и работа с текстами нормативных актов на практических занятиях. Это позволяет привить студентам навыки поиска правовых норм, их анализа, толкования и применения. Особую актуальность эта форма работы имеет применительно к социальному законодательству, которое изобилует коллизиями и зачастую является довольно сложным для восприятия.
Интересна и такая форма проведения практических занятий, как «брейн-ринги». Они могут проводиться как с предварительной подготовкой, так и без нее. В первом случае (практика показывает, что такой вариант является предпочтительным) команды могут приготовить друг для друга проблемные вопросы и задачи и обменяться ими непосредственно на занятии. Это усиливает заинтересованность студентов в изучении соответствующих тем или разделов курса. В учебной мотивации появляется момент состязательности, что побуждает студентов более полно использовать свой творческий потенциал. Подготовка к брейн-рингу предполагает заблаговременное объявление темы и разъяснение порядка проведения соревнования.
Группа делится на две команды с приблизительно равным числом участников. В каждой команде выбирается капитан, организующий ее работу. Формируется группа экспертов (если уровень подготовки студентов достаточно высок, можно назначить одного эксперта). Задачей экспертов является дача заключения по ответу команды, в необходимых случаях – исправление ошибок и недочетов в ответах. Назначается студент, ответственный за соблюдением регламента проведения соревнования. Он должен контролировать подготовку ответов в течение времени, отведенного преподавателем. Ответы команд оценивает жюри, которое, как правило, возглавляет преподаватель. В состав жюри могут входить также студенты, имеющие соответствующий уровень подготовки. В этом случае им необходимо разъяснить методику оценки выступлений команд. Следует учитывать время, затраченное на подготовку вопроса или ответа, которые оцениваются отдельно. За дополнительные минуты начисляются «штрафные» очки. Отдельно учитываются выступления экспертов. Окончательные итоги обсуждаются в группе.
Цели формирования у студентов необходимых практических навыков могут быть достигнуты посредством проведения деловых (имитационных) игр. Деловые игры могут проводиться как с предварительной подготовкой, так и без таковой. Не требуют подготовки, к примеру, деловые игры по типу «Юридическая консультация». Их особенностью является то, что за основу берутся фабулы домашних задач, которые студенты разыгрывают в ролях. Как правило, эти игры проводятся в форме диалога между юристом и гражданином-посетителем. На начальном этапе работы в группе можно предлагать выступить в роли юриста нескольким студентам. Затем можно усложнять методику проведения такого рода игр. В частности, после решения домашней задачи можно предложить студентам сформулировать и задать дополнительные вопросы. Интересен также и такой вариант проведения игры, при котором посетитель сам определяет, к кому на прием он пришел – к судье, адвокату, прокурору, юрисконсульту предприятия и т. д. Это в определенной степени усложняет задачу «юриста», но вместе с тем существенно повышает эффективность использования такой методики за счет применения норм различных отраслей права и более полной оценки практической ситуации.
Деловые игры, требующие предварительной подготовки, могут проводиться в форме судебного рассмотрения спора. Это требует от студентов знания норм не только материального, но и процессуального права. При этом обязательным является составление соответствующих процессуальных документов. Студентам следует разъяснить необходимость оформления соответствующих документов. В заключении следует подвести итоги игры. Сначала надо предложить студентам назвать допущенные ошибки и недочеты и исправить их. Затем преподаватель проводит разбор игры: оценивается предложенная студентами фабула дела, порядок проведения игры, ошибки и т. д.
6.5. Методические указания для студентов
При изучении курса следует внимательно знакомиться с основной и дополнительной литературой, анализировать рекомендованный нормативный материал, который может иметь разноотраслевой характер. Задания к практическим (семинарским) занятиям разработаны в соответствии с программой спецкурса. Студенты получают брошюры с программой спецкурса и заданиями к практическим занятиям, в которых приводятся планы занятий, перечень литературы по темам спецкурса, основной и дополнительный нормативный материал
Студентам рекомендуется задания к практическим занятиям выполнять в отдельной тетради. Подготовка к занятию предполагает изучение теоретического материала, нормативных актов и решение задач. При решении задач рекомендуется всесторонне анализировать условия, формулировать решение четко и грамотно, давая ссылки на соответствующие правовые нормы. В целях более полного усвоения материала и лучшей подготовки к будущей профессиональной деятельности необходимо стремиться изменять условия задачи с тем, чтобы выбрать наилучший вариант разрешения конкретной жизненной ситуации. Особое внимание следует обратить на составление письменных документов: в тех случаях, когда вопрос задачи сформулирован соответствующим образом, выполнение такого рода работы является обязательным.
Обсуждение теоретических проблем и задач на практических занятиях требует активного участия всей группы, поэтому желательно формулировать вопросы по задачам не только в процессе их обсуждения, но и при домашней подготовке к занятию.
Уровень профессиональной подготовки правоведа в немалой степени определяется наличием навыков публичного выступления, поэтому надо стремиться докладывать условие задачи, при необходимости обращаясь к тексту задачника.
Вопросы к зачету
1. Законодательство об охране здоровья граждан: понятие и структура.
2. Медицинское право как комплексная отрасль права.
3. Международное медицинское право: понятие, принципы.
4. Всемирная организация здравоохранения: понятие, цели и формы деятельности.
5. Понятие и принципы охраны здоровья граждан.
6. Ограничение курения табака.
7. Ограничение потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
8. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, местного самоуправления в области здравоохранения.
9. Управление здравоохранением.
10. Финансовое обеспечение здравоохранения.
11. Платные медицинские услуги.
12. Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.
13. Лицензирование медицинской деятельности.
14. Понятие, виды и субъекты медицинского страхования.
15. Обязательное медицинское страхование.
16. Добровольное медицинское страхование.
17. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
18. Иммунопрофилактика инфекционных болезней.
19. Меры в отношении больных инфекционными болезнями.
20. Предупреждение распространения туберкулеза в РФ.
21. Правовое регулирование фармацевтической деятельности.
22. Гарантии лекарственного обеспечения граждан.
23. Испытания новых лекарственных средств.
24. Производство и изготовление лекарственных средств.
25. Конституционное право граждан на охрану здоровья: содержание и гарантии.
26. Право на медико-социальную помощь.
27. Права пациента.
28. Врачебная тайна.
29. Освидетельствование граждан на наличие вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
30. Права и социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
31. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
32. Медицинская экспертиза: понятие, виды и значение.
33. Экспертиза временной нетрудоспособности.
34. Медико-социальная экспертиза.
35. Военно-врачебная экспертиза.
36. Экспертиза качества медицинской помощи.
37. Судебно-медицинская экспертиза.
38. Судебно-психиатрическая экспертиза.
39. Патолого-анатомические вскрытия.
40. Понятие и виды психиатрической помощи.
41. Порядок оказания психиатрической помощи.
42. Права лиц, страдающих психическими расстройствами.
43. Организация наркологической помощи в РФ.
44. Охрана репродуктивного здоровья граждан.
45. Искусственное прерывание беременности.
46. Искусственное оплодотворение.
47. Медицинская стерилизация.
48. Правовые проблемы суррогатного материнства.
49. Донорство крови и ее компонентов: правовые вопросы.
50. Трансплантация органов и тканей человека.
51. Генно-инженерная деятельность и правовые проблемы защиты генетического достоинства человека.
52. Правовые и этические проблемы клонирования.
53. Профессиональная подготовка медицинских работников и допуск к профессиональной деятельности.
54. Аттестация медицинских работников и порядок присвоения квалификационных категорий.
55. Особенности правового регулирования труда работников здравоохранения: общая характеристика.
56. Врачебная этика.
57. Частная медицинская практика и народное целительство.
58. Социальная защита медицинских работников.
59. Особенности пенсионного обеспечения медицинских работников.
60. Общая характеристика ответственности учреждений здравоохранения и медицинских работников за вред, причиненный здоровью гражданина.
61. Уголовная ответственность медицинских работников.
62. Возмещение вреда, причиненного при оказании медицинской помощи.
63. Административная ответственность за нарушение прав граждан в области охраны здоровья.
64. Дисциплинарная ответственность медицинских работников.
65. Обязанности и ответственность пациента.
66. Врачебные ошибки, ятрогенные заболевания и несчастные случаи при оказании медицинской помощи.
|