В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков. Сигматизм — недостатки произношения свистящих (с, с', з, з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.
Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р'.
Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л'.
Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к'; гаммацизм — звуков г и г'; хитизм — звуков х и х'; йотацизм — звука й.
Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б—п, д—т, в—ф, з—с, ж—ш, г—к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.
Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, д'—д, п'—п, р'—р и т.д. (тота — тётя, Анута — Анюта, пат — пять).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Принципы формирования правильного звукопроизношения — это те общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.
В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы:
этиопатогенетический (т.е. учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства);
комплексность воздействия на все компоненты речевой системы;
Дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии.
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи.
Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий — с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период. Известно, что до 4—5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому целенаправленные логопедические занятия по устранению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет.
Коррекционным занятиям по формированию правильного звукопроизношения предшествует обследование фонетической стороны речи в целях определения не только количества неправильно произносимых звуков, но и характера их нарушения.
ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Обследование состояния звукопроизношения включает:
обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;
обследование звукопроизношения;
Обследование фонематического слуха.
При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.
В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений:
открыть и закрыть рот;
удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);
облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);
произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;
удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2—3 сек.);
пощелкать языком (3—5 раз);
пощелкать языком («погонять лошадок»);
вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза);
вызвать вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»;
надуть щеки;
имитировать языком положение «трубочки»;
Произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.
При выполнении вышеперечисленных упражнений надо обратить внимание на:
четкость артикуляционных движений;
быстроту и плавность их воспроизведения;
Умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.
3. При обследовании фонематического слуха выясняется, как дети на слух различают фонемы родного языка. Используются приемы, направленные на:
узнавание, различение и сравнение простых фраз;
выделение и запоминание заданных слов в ряду сходных по звуковому составу;
различение отдельных звуков в звуковом ряду, в слогах, словах;
Запоминание и повторение слоговых рядов, состоящих из 2 — 4 элементов.
Исследуется способность к восприятию ритмических структур различной сложности, воспроизведению ритмических рисунков и
Особое внимание обращается на различение свистящих — шипящих, шипящих — аффрикат, глухих — звонких пар звуков.
Анализ всех полученных данных позволит определить характер и причину дислалии и обозначить направление исправления дефектов звукопроизношения.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПРИ ИСПРАВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Система работы по формированию фонетической стороны речи включает в себя несколько этапов:
подготовительный;
этап постановки отсутствующих звуков;
этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;
Этап дифференциации звуков.
Каждый из перечисленных этапов отличается по содержанию и приемам логопедической работы.
Подготовительный этап предусматривает систему упражнений, направленных на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно разделить на 2 группы.
Я группа — массаж артикуляционного аппарата, целью которого является выработка подвижности губ, языка, способности переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
С этой целью можно предложить ребенку, имеющему ограниченную подвижность органов артикуляции, следующие задания:
высунуть язык, положить его на нижнюю губу; аккуратно большим и указательными пальцами правой и левой руки слегка пощипывать боковые края языка;
широкий язык положить на нижнюю губу и в это время большим пальцем очерчивать круговые движения посередине языка, как бы разминая его;
слегка покусывать переднюю часть языка при небольшом оскале зубов;
пощипывать пальцами верхнюю и нижнюю губы;
Вытянуть губы, зажать ими карандаш и перекатывать его круговыми движениями.
|