Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.

Сигматизм — недостатки произношения свистящих (с, с', з, з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.

Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р'.

Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л'.

Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к'; гаммацизм — звуков г и г'; хитизм — звуков х и х'; йотацизм — звука й.

Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б—п, д—т, в—ф, з—с, ж—ш, г—к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.

Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, д'—д, п'—п, р'—р и т.д. (тота тётя, Анута Анюта, пат пять).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Принципы формирования правильного звукопроизношения — это те общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы:

этиопатогенетический (т.е. учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства);



комплексность воздействия на все компоненты речевой системы;

Дифференцированный подход при коррекции различных видов дислалии.

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи.

Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий — с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период. Известно, что до 4—5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому целенаправленные логопедические занятия по устранению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет.

Коррекционным занятиям по формированию правильного звукопроизношения предшествует обследование фонетической стороны речи в целях определения не только количества неправильно произносимых звуков, но и характера их нарушения.

ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Обследование состояния звукопроизношения включает:

обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;

обследование звукопроизношения;

Обследование фонематического слуха.

При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, нёба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений:

открыть и закрыть рот;

удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2—3 сек.);

пощелкать языком (3—5 раз);

пощелкать языком («погонять лошадок»);

вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза);

вызвать вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»;

надуть щеки;

имитировать языком положение «трубочки»;

Произвести 2-3 движения из перечисленных попеременно.

При выполнении вышеперечисленных упражнений надо обратить внимание на:

четкость артикуляционных движений;

быстроту и плавность их воспроизведения;

Умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.

3. При обследовании фонематического слуха выясняется, как дети на слух различают фонемы родного языка. Используются приемы, направленные на:

узнавание, различение и сравнение простых фраз;

выделение и запоминание заданных слов в ряду сходных по звуковому составу;

различение отдельных звуков в звуковом ряду, в слогах, словах;

Запоминание и повторение слоговых рядов, состоящих из 2 — 4 элементов.

Исследуется способность к восприятию ритмических структур различной сложности, воспроизведению ритмических рисунков и

Особое внимание обращается на различение свистящих — шипящих, шипящих — аффрикат, глухих — звонких пар звуков.

Анализ всех полученных данных позволит определить характер и причину дислалии и обозначить направление исправления дефектов звукопроизношения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПРИ ИСПРАВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Система работы по формированию фонетической стороны речи включает в себя несколько этапов:

подготовительный;

этап постановки отсутствующих звуков;

этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;

Этап дифференциации звуков.

Каждый из перечисленных этапов отличается по содержанию и приемам логопедической работы.

Подготовительный этап предусматривает систему упражнений, направленных на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно разделить на 2 группы.

Я группа — массаж артикуляционного аппарата, целью которого является выработка подвижности губ, языка, способности переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

С этой целью можно предложить ребенку, имеющему ограниченную подвижность органов артикуляции, следующие задания:

высунуть язык, положить его на нижнюю губу; аккуратно большим и указательными пальцами правой и левой руки слегка пощипывать боковые края языка;

широкий язык положить на нижнюю губу и в это время большим пальцем очерчивать круговые движения посередине языка, как бы разминая его;

слегка покусывать переднюю часть языка при небольшом оскале зубов;

пощипывать пальцами верхнюю и нижнюю губы;

Вытянуть губы, зажать ими карандаш и перекатывать его круговыми движениями.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2025 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.