НЕДОСТАТКИ В ПРОИЗНЕСЕНИИ НЁБНЫХ ЗВУКОВ Звуки ККЬ, ГГЬ, ХХЬ опускаются детьми: ОША сидит на ООШЕ (Кошка сидит на окошке). У-СИ, У-СИ, А-А-А (Гуси, гуси, га-га-га).
Звуки ККЬ, ГГЬ, ХХЬдети могут произносить искаженно, с боковым призвуком, так как при их произнесении не образуется смычка боковых краев языка с верхними боковыми зубами. Между ними появляется щель, через которую проходит воздушная струя.
Звуки ККЬ, ГГЬ, ХХЬ заменяются звуками ТТЬ, ДДЬи ЙОТ:
Тоша сидит на отоште. (Кошка сидит на окошке.)
Тутушта тутует: ту-ту, ту ту. (Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку.)
Дода забивает дол. (Гога забивает гол.)
Кобот, тобот (хобот), калва, талва (халва).
ИСПРАВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ НЁБНЫХ ЗВУКОВ
Звук К можно вызвать методом подражания, показав артикуляцию звука; при этом следует обратить внимание на толчкообразный характер воздушной струи.
Если этот способ не увенчается успехом, то устранить дефекты произношения звуков Г, К, Xможно используя в качестве базовых сочетаний слоги ТА-ТА-ТА или ДА-ДА-ДА. Во время их произношения нужно нажать шпателем или зондом на переднюю часть языка и продвинуть его в глубь рта. Сначала появится слог КЬ, затем, по мере продвижения кончика языка дальше, в глубь рта, слышится слог К А,
По мере усвоения этой артикуляции появляется возможность самостоятельно, без механической помощи произносить звук Л' или Г (в зависимости от того, какой воспроизводится базовый слог).
При звуке Xтребуется еще дальше продвинуть кончик языка или в качестве опорного слога произносить сочетание СА (если звук С сохранный).
ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НЁБНЫХ ЗВУКОВ

Ком, какао, кубок, мука, кофе, канава, мак, бок, кубик, конь, бак, бык.


ЙОТАЦИЗМ
Неправильное произношение звука Й носит название «йотацизм». Замена йотированных звуков на ЛЬназывается парайотацизмом.
Исправление йотированных звуков
При постановке звука Йрекомендуется предложить ребенку произносить сочетания ИА-ИА-ИА, постепенно ускоряя темп, или длительно произносить звук И, затем большим пальцем нажимать на корень языка, ритмично его поднимая: ИЙИИИЙ.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Обучение правильной речи требует систематических занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию правильного произношения рассчитаны на 10—15 минут, после чего делается небольшой перерыв, который заполняется введением подвижной игры, речевой зарядки и т.д. При проведении подобного занятия необходимо соблюдать общедидактические требования:
доступность предлагаемого лексического материала, что способствует сознательному отношению детей к процессу работы;
определенная последовательность формирования и предъявления материала;
постепенное усложнение коррекционных упражнений;
опора на разнообразный, красочно оформленный наглядный материал;
Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта и возрастных особенностей.
Определяя содержание занятия по формированию произносительной стороны речи, необходимо правильно подобрать лексический материал.
Планируя коррекционные занятия, важно помнить о том, что на протяжении всего процесса у детей должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается тем, что на занятии широко используются игровые фрагменты, выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети. На протяжении занятия у детей воспитывается умение слушать, слышать и оценивать как собственную речь, так и речь окружающих. Важно включить серию тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками. Смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.
|