Не придумывайте ответ – проведите «разведку» Два типа риторики
Первый тип – классическая – искусство красоречия
Второй тип – агональная (агон – спор, соревнование) – искусство убеждения – получила стремительное развитие в США в 1-ой половине ХХ века.
Другими словами:
агональная риторика – искусство управлять поведением пациента с помощью слова
Агональная коммуникация является современной речевой технологией, искусством воздействия на чужое сознание. Сложившись в античности, эта традиция в последующем была продолжена в США, затем получила широкое теоретическое обоснование в Европе.
Дискурс - высказывание с заложенной в нем стратегией поведения адресата.
Дискурс – центральное понятие риторики. В агональной риторике дискурсом называется высказывание, образующее коммуникативное событие.
Реклама часть культуры ХХ века. По своим текстовым характеристикам реклама представляет собой разновидность современного мифа.
(Миф – сказание, передающее представление людей о мире и месте человека в нем)
Специалисты по современной мифологии выделяют четыре типа мифов, характерных для нашего сознания:
- политический (система идеологий);
- товарный(система рекламы);
- сциентический (соединяющий науку с магией, например, астрология, хиромантия);
- культурный (система верований в незыблемость и абсолютность культурных ценностей).
В основе любого мифологического текста лежат – мифемы, сюжетные единицы - эпизоды, имеющие как предметное, так и символическое значением. Рекламные тексты обращены к логике и чувствам потребителя.
Реклама – это «притворяющееся» высказывание. Во-первых, говоря о фактах, реклама имеет в виду ценности; во-вторых, заявляя о свойствах товара, она подразумевает не натуральные свойства, а образы; в-третьих, декларируя свободу выбора, реклама ориентирует на строго направленное действие (приобретение товара).
Основания агональной коммуникации
Человек, подвергающийся АК не должен об этом знать, а именно - о начале и ее завершении. В этом случае воздействие происходит на бессознательном уровне
Клиент всегда прав, задача убедить его в этом
Наряду с реальными мотивами есть квазиреальные мотивы, которые будучи внедренными в сознание, действуют как реальные. К реальным мотивам относятся – голод, жажда, усталость
человек слышит не то, что ему говорят, а то, что он хочет слышать.
Следует помнить, что Вы не единственный, кто оказывает воздействие на пациента. Умение разрушить чужой стереотип – один из важнейших принципов успешной агональной коммуникации.
Принцип относительности. Агональное высказывание допускает одновременную истинность и ложность противоположных суждений.
Агональная риторика превращает общепринятые мнения (доксы) в парадоксы – высказывания, противоречащие очевидностям, но имеющие свою область смыслов
Агональная риторика рассматривает не алгоритмический способ создания суждений), но решение изобретательской задачи - не имеющей строгого алгоритма решения ибазирующейся на:
1. либо на скрытом условии
2. либо на необходимости дополнительного условия
3. либо на необходимости смены названия.
Скрытое высказывание, предполагающее действие
Известна притча о греческом посланнике, который во дворце персидского царя был обязан поклонится, но как свободный человек не мог этого сделать. Введя новый знак – перстень, который падает с руки посла на пол, посол решает задачу. Персидский царь видит поклон, но не зная первопричину, предполагает, что этот поклон в его честь, а посол наклоняется, чтобы поднять перстень.
Агональная коммуникация не проясняет смысл высказывания, но придает любому высказыванию возможность различной расшифровки.
Несовпадение денотата и коннотата.
Например: разведчик – шпион. Или: «Мы –группа» - оценивается положительно и «Они –группа» - оценивается отрицательно
Оппозиция суггестии (внушения) и рационализации (снятия внушения).
Особенно часто используется в судопроизводстве (бабушка с чайником и Плевако)
Если в логическом смысле агональная коммуникация использует резервы парадоксального мышления, то в лингвистическом смысле она обращается к двусмысленностям языка
Cорушriter (США, конец XIX в.) - «писатель текстов».
В профессиональном рекламном агентстве копирайтер - это стержень команды рекламистов.
Маркетинговый анализ, перечень продающих моментов, стратегия и идея рекламы. Совместно с арт-директором - компоновка рекламы, идеи иллюстраций и графики.
В текстовых проектах (тендерные предложения, материалы для переговоров, пресс-релизы и т.д.) копирайтер сам форматирует текст
Рекламный текст
- «Продающий» текст, несет информацию о продающих моментах и побуждает людей к покупке.
- Информационный текст - технические характеристики и прочие детали.
- Пустые и/или вредные слова- ничего не продают, не несут никакой информации, занимают много места.
Хороший рекламный текст - это разумное сочетание продающего и информационного текста, без словесного мусора.
Кому продаете?
Что за люди? Если B2B, то кто принимает решение?
Можно ли обозначить средний возраст?
Мужчины или женщины?
Положение в обществе?
Как проходит их день? Чем занимаются?
Какие у них проблемы?
О чем мечтают?
На что или кого злятся?
Есть ли у них специальный язык, сленг?
Какой тип мышления – аналитический или творческий?
Не придумывайте ответ – проведите «разведку»
Зайдите на форум
Распросите знакомых
|