Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ ПРИЕМЛЮТ ОШИБОК

 

Если родители не приемлют ошибок, дети реагируют на свои промахи нездоровым образом. Ниже я привожу четыре типичные реакции детей, когда им внушают, что ошибки — это не нормально:

 

1. Скрывают свои ошибки и не говорят правду.

2. Ставят для себя планку слишком низко и не хотят рисковать.

3. Защищаются, оправдывая свои ошибки или сваливая вину на других.

4. Демонстрируют заниженную самооценку и склонность к самоуничижению.

 

Этих четырех реакций можно избежать, если ясно давать ребенку знать, что совершать ошибки — нормально. Дети приходят в мир с врожденной способностью любить своих родителей, но они не умеют любить и прощать себя. Ребенок учится любить себя на основании отношения к нему родителей и родительской реакции на его ошибки. Когда ребенка не стыдят и не наказывают за ошибки, он узнает: для того чтобы тебя любили, вовсе не обязательно быть безупречным. Малыш постепенно постигает важнейшее жизненное искусство — способность любить себя и принимать свое несовершенство.

 

Ребенок учится любить себя на основании отношения к нему родителей и на основании родительской реакции на его ошибки.

 

Когда родители просят прощения за свои ошибки, дети без колебаний прощают их. Дети изначально запрограммированы на то, чтобы прощать своих родителей, — но не себя. Если отец и мать не совершают ошибок и не извиняются, ребенок не научится прощать. Когда же родители совершают ошибки, но не извиняются, ребенок винит себя. Если не предоставлять ребенку возможность прощать родителей, он не учится прощать себя.

Простить себя — значит рассеять тьму вины. Ребенок может научиться этому, если у него есть возможность вновь и вновь видеть, что родители совершают ошибки, но тем не менее по‑прежнему любимы. Если малыш видит, что отец и мать несовершенны, но все‑таки любимы, то в возрасте десяти лет, когда в нем внезапно пробудится самоосознание, а следовательно и осознание собственного несовершенства, ребенок не будет слишком суров по отношению к себе.



Приблизительно в девятилетнем возрасте малыш вдруг начинает смущаться, когда родители делают вещи, с точки зрения ребенка неуместные, — например, когда мама напевает в супермаркете. Когда в ребенке усиливается самоосознание, он вдруг начинает больше заботиться о том, что могут подумать люди. Если же ребенка воспитывали в атмосфере прощения, он легче прощает себе собственные недостатки. Давайте более подробно рассмотрим четыре типичные реакции ребенка на нетерпимое отношение родителей к ошибкам.

 

РЕБЕНОК СКРЫВАЕТ СВОИ ОШИБКИ И НЕ ГОВОРИТ ПРАВДЫ

 

Если ребенок боится, что за ошибку его накажут или лишат любви, он учится скрывать свои ошибки. Чтобы избежать наказания, ребенок старается скрыть свои проступки в надежде, что его не разоблачат. Это порождает ложь. Такая склонность скрывать ошибки постепенно приводит к внутренней расщепленности. Малышу приходится жить сразу в двух мирах. В одном мире родители дарят ему любовь, а в другом таится его ошибка, и ребенок полагает, что если родители раскроют ее, то лишат его любви. Это приводит к тому, что ребенок отрицает даже ту любовь, которую получает.

Если ребенок сделал что‑то плохое и скрыл это от родителей, какая‑то часть его существа чувствует, что он недостоин родительской любви. Даже если родители любят ребенка, восхищаются им, поддерживают его и признают его успехи, тоненький внутренний голосок говорит малышу: «Да‑да, однако если бы вы знали, что я сделал, то не говорили бы этого». Это чувство, что он не достоин хорошего отношения, приводит к тому, что ребенок отталкивает любовь и поддержку, которые дарят ему родители. Да, они его любят и ценят, — но он неспособен принять этот дар. Чем больше ребенок скрывает свои ошибки, тем больше он обесценивает любовь и поддержку родителей.

 

Когда ребенок скрывает свои ошибки, какая‑то часть его существа не позволяет ему принять любовь, которую дарят родители.

 

Чтобы ощущать силу и уверенность в себе, детям необходима поддержка родителей. Не получая этой поддержки, ребенок чувствует себя все более неуверенно. Когда кто‑то говорит малышу: «Только не рассказывай об этом маме с папой. Пусть это будет нашей маленькой тайной», — это очень ранит ребенка. Если ребенок боится рассказывать родителям о своих и чужих ошибках, между ним и отцом с матерью вырастает стена, которая мешает малышу получать необходимую поддержку.

Еще хуже, если один из родителей требует, чтобы ребенок скрывал что‑то от другого. Это может быть на первый взгляд безобидное замечание, вроде: «Ладно, я куплю тебе мороженое, но не говори об этом папе». Таким образом ребенок становится слишком близок к матери и отдаляется от отца.

Хуже всего, если просьба сохранить что‑то втайне подкреплена угрозой наказания. Например, отец не проследил за соблюдением режима дня ребенка и говорит: «Смотри, если ты скажешь об этом маме, я тебе всыплю». Если ребенок не расскажет обо всем маме, то укрывательство принесет ему еще больше вреда, чем само нарушение режима. Ошибки периодически случаются, и их можно исправить, но если ребенок чувствует, что не может быть совершенно открытым в отношениях с родителями, то исправить ничего не удастся.

 

ДЕТИ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

 

Дети разведенных родителей нередко не имеют возможности свободно делиться с отцом и матерью своими чувствами и опытом. Если ребенок бывает в доме и у отца, и у матери, нужно дать ему понять, что беседовать о том, что творится в обоих домах, — нормально. Если же о чем‑то говорить нельзя, в сознании ребенка происходит расщепление: бывая у матери, ребенок может делиться одной частью своего опыта, а бывая у отца — другой.

Ребенок очень быстро схватывает, что маме лучше поменьше рассказывать об отце, потому что она сердится или ревнует, — и наоборот. Когда дочь рассказывает маме, как весело было гулять с папой по ярмарке, мать начинает злиться оттого, что отец не заставил ребенка сделать домашнее задание. Девочка чувствует эти негативные настроения и просто перестает делиться. Вдобавок ко всему мать звонит своему бывшему мужу и делает ему выговор. И в следующий раз, когда дочка будет гулять где‑то с отцом, тот может прямо попросить ее не рассказывать об этом матери.

В таких случаях бывает очень трудно сделать так, чтобы ребенок без опасения рассказывал о подробностях своей жизни. Если отец или мать проявляет неодобрение, негативные эмоции или относится ко всему слишком критично, ребенок просто перестает о чем‑либо рассказывать. В результате не только ребенок начинает чувствовать себя все более неуверенно, но и родители утрачивают часть своей власти.

Чем более непринужденно ребенок или подросток может рассказывать вам о своей жизни, не боясь ни за себя, ни за других, тем более охотно он с вами сотрудничает. Помните: если ребенок не боится быть собой, стремление к сотрудничеству пробуждается у него непроизвольно. Чтобы укрепить свое влияние на подростка, родители должны воздерживаться от строгих суждений и готовых решений, — и тогда ребенок будет вновь и вновь приходить к ним, чтобы поделиться своим миром.

 

РЕБЕНОК СТАВИТ ДЛЯ СЕБЯ ПЛАНКУ СЛИШКОМ НИЗКО И НЕ ХОЧЕТ РИСКОВАТЬ

 

Когда детей стыдят за ошибки, они часто просто боятся ошибаться. Чтобы защитить себя от болезненных последствий своих промахов, застраховаться от неудач и ни в коем случае не разочаровать маму с папой, они стараются играть наверняка. Вместо того чтобы ставить перед собой сложные задачи, которые могут оказаться непосильными, они делают только то, что предсказуемо и надежно. Живя в пределах зоны комфорта, эти дети не только развивают в себе заниженную самооценку, но и скучают, поскольку им не приходится преодолевать препятствия.

 

Живя в пределах зоны комфорта, дети не только развивают в себе заниженную самооценку, но и скучают.

 

Другие дети, наоборот, изо всех сил стараются добиться выдающихся успехов, чтобы их не стыдили. Такому ребенку слишком больно не оправдать ожидания родителей или разочаровать их, поэтому он старается больше, чем нужно. Он может добиться высоких результатов, но не испытает при этом радости. Такие дети не бывают довольны достигнутым и никогда не считают себя достаточно хорошими. Нередко случается, что такой ребенок учится на пятерки и, получив одну четверку в табеле, слышит дома горький упрек: «А почему тут у тебя четверка?»

Отец может сказать своему сыну — лучшему футболисту в команде: «Если бы ты принял этот последний пас, твоя команда выиграла бы». Родители часто не обращают внимания на позитивное и сосредоточиваются на негативном поведении. Эти негативные замечания, запомнившиеся с детства, очень часто всплывают в кабинетах психологов, работающих с людьми, страдающими от тревог и депрессии. В большинстве случаев дело вовсе не в том, что в детстве этих людей не любили родители. Просто их отцы и матери не знали другого способа выразить свою любовь. Многие просто заблуждались, считая, будто таким образом они дают своим детям здоровое побуждение работать еще настойчивее.

 

Многие родители придерживаются ошибочного мнения, будто, стыдя своих детей, они помогают им достичь большего.

 

Если ребенок чувствует, что совершать ошибки небезопасно, он склонен уклоняться от здорового риска в жизни. Для нормального развития ребенку нужно рисковать. Если же ребенок считает, будто совершать ошибки — ненормально, он уклоняется от риска и часто даже не понимает почему. Ему нужна страховочная сетка. Даже те дети, которые добиваются высоких результатов, например в учебе, очень неохотно рискуют в других сферах жизни.

Не ощущая внутренней уверенности, что совершать ошибки нормально, ребенок может просто сказать: «Я не люблю вечеринки», — но за нелюбовью к вечеринкам кроется просто страх быть отвергнутым сверстниками. Не желая рисковать оказаться не таким, как нужно, и испытать боль от этого, такой ребенок предпочтет— остаться дома и не попытается проявить себя в новой обстановке. За рассуждениями таких детей кроется страх потерять то, что у них есть, если они вдруг окажутся неадекватны ситуации или потерпят неудачу.

Причиной сопротивления не всегда бывает именно страх или неуверенность. Некоторые дети застенчивы от природы, им труднее завязывать отношения с людьми, и они неохотно рискуют. Например, восприимчивые дети обычно застенчивы и сопротивляются переменам. Сенситивные дети сильнее боятся быть отвергнутыми и поэтому им нужно больше времени, чтобы открыться по отношению к потенциальным друзьям. Естественно, эти тенденции усиливаются, если ребенок чувствует, что совершать ошибки не нормально.

 

Естественная застенчивость детей с определенным темпераментом усиливается, если ребенок не живет в атмосфере прощения.

 

Чтобы избежать боли неодобрения, некоторые дети просто перестают обращать внимание на мнения и чувства отца и матери. Нередко именно в этом состоит причина того, что подросток ничего не рассказывает своим родителям. Он привык к тому, что всю жизнь его критиковали и поправляли. Теперь, когда он стал свободнее и меньше нуждается в родителях, он ищет поддержки и признания у друзей. Он восстает против родителей и гордится тем, что больше не нуждается в их одобрении. За этой тенденцией стоят годы необходимости таиться и сдерживаться ради того, чтобы заслужить признание старших.

Независимо от того, как много боли причинили родители ребенку в прошлом, они могут в любом возрасте исправить положение, используя пять методов позитивного воспитания и донося до ребенка пять позитивных принципов. Родителям следует помнить, что они сами тоже имеют полное право на ошибки. Все родители делают лучшее, на что они способны, используя имеющиеся у них ресурсы.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.