На базе среднего (полного) общего образования Экологическое право
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900.62 юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Воронеж
Авторы:
Згонников П.П., к.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия;
Згонников А.П., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия.
Рецензенты:
Сырых В.Е., д.ю.н., профессор, зам. заведующего кафедрой земельного и экологического права;
Андреев Ю.Н., д.ю.н., профессор, судья Воронежского областного суда;
Передирин С.В., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой трудового права Воронежского государственного университета.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Одобрен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № от ___ _________ 2012 года)
Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия от__________________, протокол №
© Российская академия правосудия, 2012
© Згонников П. П.
© Згонников А. П. СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………...………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………..…………8
Тематические планы……………………………………………………….………9
Программа курса……………….…………………………..……………………..13
Планы семинарских занятий………………….…………………………….....…18
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов..……………………………………..………..…74
Контрольные задания…………………………………………………………….98
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля..…………116
Литература………………………………………….……………………………118
Вопросы для подготовки к зачету….………………………………………..…136
Введение
Учебно-методический комплекс дисциплины «Экологическое право» подготовлен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и определяет содержание и структуру дисциплины.
Изучение курса экологического права базируется на знаниях средней школы, положениях Конституции Российской Федерации, на изучении иных отраслей отечественного законодательства, а также на ратифицированных Россией международно-правовых соглашениях об охране окружающей природной среды. Курс тесно связан с такими юридическими дисциплинами как: административное, гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, налоговое, градостроительное право, а также гражданско-арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.
Отсутствие в нашей стране Экологического кодекса РФ и в связи со значительными регулярными корректировками экологической политики, сопровождающимися постоянными внесениями изменений и дополнений в экологическое законодательство, предполагает больше внимание уделять семинарским занятиям, развитию активных и интерактивных форм обучения (семинары в диалоговом режиме, дискуссии, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, игровой судебный процесс и т.д.), чтобы студенты четко ориентировались в правоприменительной практике как в сфере реализации природоохранительного, так и природоресурсного законодательства, умели правильно составлять основные процессуальные документы, решения, договоры.
Экономическое развитие, расширение сферы применение наиболее разрушительных для здоровья человека производств, связанных с радиоактивными, химическими, бактериологическими веществами и отходами, резко вторгается в сферу конституционных прав, в том числе в сферу конституционного права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), поэтому одной из наиболее актуальных проблем в экологическом праве является проблема защищенности личности. Реформирование экологического законодательства приводит к созданию таких институтов как: институт государственного экологического контроля, институт оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, институт экономического регулирования экологических отношений, институт нормирования качества окружающей среды, институт мониторинга окружающей природной среды, институт экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов и т.д., реализация норм которых, направлена на защиту окружающей среды от неблагоприятного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Конституция РФ устанавливает и судебный порядок возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
Основная цель преподавания дисциплины состоит в подготовке для судебных органов специалистов, изучающих экологическое законодательство для дальнейшего применения его в практической деятельности.
В соответствии с этой целью основными задачами курса являются: 1) привить студентам глубокие и систематические знания теории экологического права; 2) сформировать у студентов устойчивые навыки применения экологического законодательства в процессе осуществления экологического управления и контроля, производства экологической экспертизы, осуществления экологического нормирования и мониторинга, в сфере исполнения экологических требований в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также правового режима особо охраняемых природных территорий; 3) сформировать у студентов высокий уровень правосознания в области экологического права, умение эффективно бороться со всеми видами экологических правонарушений.
В результате изучения дисциплины выпускники должны знать:
- содержание понятия «экологическое право» и отличия экологического права от смежных отраслей права;
- систему источников экологического права;
- содержание и специфику основных институтов экологического права;
- международные договоры и конвенции;
- проблемы, возникающие в сфере правового регулирования экологических правоотношений
уметь:
- оперировать понятиями и категориями экологического права;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
-правильно составлять и оформлять юридические документы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Экологическое право» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):
- в нормотворческой деятельности: способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности человека (ПК-1);
- в правоприменительной деятельности: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способность применять нормативные правовые акты, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
- в правоохранительной деятельности: готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, экологической безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать экологические права человека и гражданина (ПК-9); способность выявлять, пресекать и раскрывать экологические преступления (глава 26 УК РФ), административные правонарушения (глава 8 Коап РФ) и иных правонарушений (ПК-10);
- в экспертно-консультационной деятельности: способность принимать участие в проведении экологической экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере экологических отношений (ПК-14); способность толковать нормативные правовые акты в области экологических отношений (ПК-15); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере экологического права (ПК-16);
- в педагогической деятельности: способность преподавать курс экологического права на высоком теоретическом и методическом уровне кроме высших учебных заведений (ПК-17); способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
владеть:
- экологической терминологией;
- навыками работы с экологическими правовыми актами;
-навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и экологических правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; реализации экологических норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты экологических прав человека и гражданина.
Структурно дисциплина состоит из 8 взаимосвязанных тем.
Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану)
| Количество часов по формам обучения
| на базе среднего
(полного) общего
образования
| на базе среднего
профессионального
образования
| Общая
Трудоемкость
| 3 з.е.-108 ч.
| 3 з.е.-108 ч.
| Переаттестовано
| -
|
| Всего аудиторных занятий: из них
|
|
| Лекций
|
|
| Семинарские
(практические занятия)
|
|
| Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС
|
|
| Форма итогового контроля
| Зачет
|
Тематический план
для студентов очной формы обучения
на базе среднего (полного) общего образования
№ № п/п
| Разделы (темы) дисциплины[1]
| Количество часов по видам учебных занятий
(по учебному плану)
| Лекции
| Семинары
| С/р
| 4 семестр
|
| Тема №1.Понятие, предмет, система, источники и принципы экологического права.
|
|
(из них 2 часа интер. форма зан.)
|
|
| Тема №2.Правовые формы использования природных ресурсов. Экологическое управление и контроль: понятие, виды, органы, осуществляющие экологическое управление и контроль и их полномочия.
|
|
(из них 2 часа интер. форма зан.)
|
|
| Тема №3.Экологическая экспертиза. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.
|
|
(из них 2 часа интер. форма зан.)
|
|
| Тема №4.Нормирование в области охраны окружающей среды. Государственный экологический мониторинг. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
|
|
(из них 2 часа интер. форма зан.)
|
|
| Тема №5.Правовая охрана окружающей среды при строительстве хозяйственных и иных объектов. Охрана окружающей среды городских и сельских поселений
|
|
|
|
| Тема №6.Правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов: земель, вод, воздуха, недр, лесов и животного мира
|
|
(из них 4 часа интер. форма зан.)
|
|
| Тема №7.Охрана территорий с особым эколого-правовым режимом
|
|
(из них 2 часа интер. форма зан.)
|
|
| Тема №8.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
|
|
|
| | Форма итогового контроля
| зачет
| | Всего за 4 семестр
|
|
|
| | Итого по курсу
|
|
|
|
Тематический план
для студентов очной формы обучения
|