Тема №8 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Занятие №1. Понятие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, его принципы и объекты.
1. Понятие международного экологического права.
2. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
3. Объекты и механизмы международной охраны окружающей среды.
Литература
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002. №2. Ст.133
3. Резолюция 236 (2007) изменение климата: подходы на местном и региональном уровне: [Четырнадцатая сессия (пленарная сессия, Страсбург, 30 мая - 1 июня 2007 г.] / Конгресс местных и региональных властей Европы // Государственная власть и местное самоуправление : практический и информационный журнал .— М., 2008 .— № 7 .— С. 31-33.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) с протоколами (20 марта 1952 г., 16 сентября 1963 г., 22 ноября 1984 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
5. Декларация Рио- де- Жанейро по окружающей среде и развитию (принята в Рио- де- Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т.3. – М.: Московский независимый институт международного права. 1997. С. 687- 692; Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.
Основная:*
1. Бринчук М.М. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / М.М. Бринчук .— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005 .— 670 с. (Глава 20 - 21).
2. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Люббе-Вольфф .— М. : Эксмо, 2005 .— 768 с. (Раздел 2).
3. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик.— М. : Проспект, 2005 .— 584 с.
4. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008 .— 688 с.
5. Ерофеев Б.Е. Экологическое право России [Текст] : учебник для студентов учреждений СПО / Б.Е. Ерофеев .— 2-е изд. — М. : Форум : Инфра-М, 2005 .— 320 с.
6. Ерофеев Б.Е.Экологическое право России [Текст] : учебник для студентов вузов / Б.Е. Ерофеев .— 11-е изд., перераб. и доп. — М. : Профобразование, 2003 .— 656 с.
Дополнительная:
1. Нурмухаметова Э.Ф. Способы воздействия на государства с целью вовлечения их в договоры в области охраны окружающей среды / Э.Ф. Нурмухаметова // Государство и право. — 2005 .— №2 .— С. 50-58 .
2. Лю Хун Янь. Современное китайское экологическое законодательство и тенденции его развития / Хун Янь Лю // Государство и право. — 2005 .— №2 .— С. 67-75 .
3. Аленов М.А. Значение судебной практики для охраны окружающей среды Республики Казахстан // Экологическое право. - 2002. - № 2.
4. Бернд Шунеман. Уголовное законодательство в постмодернистском обществе, принципы, касающиеся экологического права (на примере ФРГ и США) // Экологическое право. - 2003. - № 2.
5. Боголюбов СА Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы // Журнал российского права. - 2003. - № 6.
6. Васильев СВ. Доказывание и доказательства в делах о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием природной среды в гражданском процессе Украины // Государство и право. - 2000. - № 10.
Занятие №2. Понятие и виды источников международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Международные природоохранительные организации.
1. Источники международного права окружающей среды.
2. Международные природоохранительные организации.
Литература
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002. №2. Ст.133
3. Резолюция 236 (2007) изменение климата: подходы на местном и региональном уровне: [Четырнадцатая сессия (пленарная сессия, Страсбург, 30 мая - 1 июня 2007 г.] / Конгресс местных и региональных властей Европы // Государственная власть и местное самоуправление : практический и информационный журнал .— М., 2008 .— № 7 .— С. 31-33; Декларация Рио- де- Жанейро по окружающей среде и развитию (принята в Рио- де- Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т.3. – М.: Московский независимый институт международного права. 1997. С. 687- 692.
Основная:*
1. Бринчук М.М. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов вузов / М.М. Бринчук .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2005 .— 670 с. (Глава 20 - 21).
2. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Люббе-Вольфф .— М. : Эксмо, 2005 .— 768 с. (Раздел 2).
3. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик .— М. : Проспект, 2005 .— 584 с.
4. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008 .— 688 с.
5. Ерофеев Б.Е. Экологическое право России [Текст] : учебник для студентов учреждений СПО / Б.Е. Ерофеев .— 2-е изд. — М. : Форум : Инфра-М, 2005 .— 320 с.
6. Ерофеев Б.Е.Экологическое право России [Текст] : учебник для студентов вузов / Б.Е. Ерофеев .— 11-е изд., перераб. и доп. — М. : Профобразование, 2003 .— 656 с.
Дополнительная:
1. Вылегжанина Е.Е. Природопользование и сохранение окружающей среды в Европейском Союзе: новые правовые подходы // Право и политика. - 2003. - № 2.
2. Высторобец Е.А. Экологический правопорядок и европейская интеграция // Журнал российского права. - 2003. - № 4.
3. Ганс-Вернер Ренгелинг. Европейский кодекс окружающей среды: утопия или действительность? // Экологическое право. - 2003. - № 3.
4. Круглов В.В. Законодательство Европейского Сообщества в сфере охраны окружающей среды в промышленности / В.В. Круглов // Экологическое право. — 2005 .— №2 .— С. 42-46.
5. Воронцова А.А. Экологические права граждан в международных документах о правах человека и гражданина / А.А. Воронцова // Экологическое право. — 2005 .— №1 .— С. 96-99 .
6. Соловей Ю.В. Гражданско-правовая ответственность при осуществлении деятельности, связанной с выбросами и поглощением парниковых газов / Ю.В. Соловей // Юрист. — 2005 .— №5 .— С. 43-46 .
7. Воронцова А.А. Экологические права граждан в международных документах о правах человека и гражданина / А.А. Воронцова // Экологическое право. — 2005 .— №1 .— С. 96-99.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
Указанная дисциплина изучается на протяжении одного семестра со сдачей итогового зачета. В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.
В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:
––изучить нормативно-правовые акты;
—изучить рекомендованную учебную литературу;
—дополнить конспекты лекций;
—изучить и законспектировать первоисточники по теме;
—подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).
В ходе изучения курса «Экологическое право» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций.
При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории экологического права. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у студентов знания по смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ГОУ ВПО РАП. Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, студент должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам.
Интерактивное общение в учебной аудитории проводится и в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании, что позволяет не только усвоить методику работы участников гражданского судопроизводства с противоположными процессуальными интересами, но и связано с необходимостью принятия какого-либо процессуального решения, а также составления соответствующего документа как в ходе игры, так и по ее окончании. При подготовке к ролевой игре студентам необходимо обстоятельно проанализировать фабулу гражданского дела, определить процессуальный статус каждого участника судебного процесса, составить проекты гражданско-процессуальных актов.
Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает использование ранее накопленных студентом теоретических знаний и навыков в области гражданского, административного, гражданско-процессуального и др. отраслей права к их практическому применению в конкретных судебных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение предложенной фабулы гражданского дела, выявление проблемной ситуации, анализ законодательных вариантов ее решения, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной проблемы, обозначенной в предлагаемой судебно ситуации. Необходимо обратить внимание на возможность использования не только экологического законодательства, но и судебной практики рассмотрения и разрешения конкретных гражданских дел, а также личного опыта практической деятельности студента по юридической специальности.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 89 % часовот объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не уясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного материала.
Кроме того, учебным планом бакалавриата предусмотрено выполнение контрольных заданий, которые также представляют собой форму самостоятельной работы студента. Контрольные задания должны представляться на кафедру в электронном виде. Проверка будет осуществляться на сайте филиала Академии с проставлением результата в электронной ведомости. Каждое задание содержит несколько вариантов, которые определяются для каждого студента индивидуально преподавателем, ведущим дисциплину. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой гражданского права.
При изучении темы №1 «Понятие, предмет, система, источники и принципы экологического права» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:
Основные понятия:
-окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
-природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
-компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
-природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
-природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
-антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
-естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
-природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
-природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;
-охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
-качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
-благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
-негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Основные понятия сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и др.
Кроме того, в юридической литературе не сложилось единого подхода к определению экологического права, его предмета и метода.
Всовременной научной юридической литературе является общепризнанным подход, согласно которому «признаками любой отрасли права, дающими основание выделить ее из системы права в отдельную отрасль права, служат наличие государственной и общественной потребности в ней, специфического предмета, метода (способа), принципов правового регулирования родственных общественных отношений, обособленного законодательства и особых источников права»[4]. По поводу самостоятельности экологического права как отрасли права, а также его предмета правового регулирования и места в системе права России, существует несколько точек зрения.
Так, по мнению Казанцева Н.Д., в системе права с 1960-х годов существует природоресурсовое право - как новая самостоятельная интегрированная отрасль права, включающая на автономных началах земельное, горное, лесное, водное и природоохранительное право[5].
Точка зрения Боголюбова С.А., Бринчука М.М., Игнатьевой И.А. и ряда других ученых заключается в том, что в системе российского права существует самостоятельная комплексная отрасль права - экологическое право, которая представляет собой совокупность природоохранительного и приро-доресурсового отраслей права, а также включает экологизированные нормы иных отраслей права.[6]
Голиченков А.К. в своих трудах предложил компромиссный подход к определению экологического права. По его мнению, экологическое право можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле экологическое право - это система правовых норм и возникающих в процессе их реализации правоотношений, регулирующих общественные отношения по охране окружающей природной среды; в широком - регулирующих не только названные отношения, но и отношения по использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека и других объектов.[7]
Разнообразие подходов к определению экологического права, признанию его самостоятельности в системе права России обусловило и дискуссионный характер определения его предмета правового регулирования, то есть того круга отношений, которые урегулированы нормами данной отрасли. Так, Петров В.В. полагал, что предметом экологического права являются две группы отношений - отраслевые (земельноохранительные, лесоохранительные и т.д.) и комплексные (охрана природных территорий и комплексов).[8]
Бринчук М.М. отмечал, что предмет современного российского экологического права образуют отношения: собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию; по охране окружающей среды от разных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.[9]
Наиболее аргументированной, на наш взгляд, является точка зрения, что экологическое право – это самостоятельная и комплексная отрасль права, представляющая собой систему общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, охраняемых государством и регулирующих отношения по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности общества[10].
В предмет экологического права входят отношения по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности общества. Какой точки зрения придерживаетесь Вы и почему?
Дайте определение метода правового регулирования. Какие методы применяются в экологическом праве?
При рассмотрении вопросов об источниках экологического права не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Следует заострить внимание на определении источников экологического права, их признаках, осветить первые попытки кодификации экологического законодательства. Это рекомендуется и при рассмотрении вопросов о принципах экологического права.
Сформулируйте понятие нормы экологического права, ее признаки. При характеристике каждого вида норм экологического права, обратите внимание на процессуальные нормы экологического права. В чем заключается значение «стимулирующих» норм в экологическом праве?
Определите особенности экологических правоотношений и их видов. Обратите внимание на то, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
а) земли, недра, почвы;
б) поверхностные и подземные воды;
в) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
г) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников. Экологические права и обязанности сформулированы не только в Конституции РФ (ст.ст. 42, 58 и др.), но и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Так, ст. 11 данного закона устанавливает:
а) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
б) граждане имеют право:
-создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
-направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
-принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
-выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
-оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
-обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
-предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
-осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
в) граждане обязаны:
-сохранять природу и окружающую среду;
-бережно относиться к природе и природным богатствам;
-соблюдать иные требования законодательства.
При изучении темы №2 «Правовые формы использования природных ресурсов. Экологическое управление и контроль: понятие, виды, органы, осуществляющие экологическое управление и контроль и их полномочия» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:
Обратите внимание на право природопользования в объективном смысле, то есть как правовой институт и право природопользования в субъективном смысле.
Изучение этой темы играет огромную роль, так как формирует у студентов представления не только о специальном природопользовании, но и общем природопользовании.
Общее природопользование не связано с использованием природных ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности, поэтому осуществляется на природных объектах РФ (например, водоемах рек, озер, прудах и т. д.) свободно и не требует оформления имущественных прав природопользователей на конкретные природные ресурсы (не требуется лицензия или договор). Вступая в публичные отношения природопользования, граждане не только осуществляют право общего природопользования, но и несут определенные обязанности: сохранять используемые природные ресурсы и не причинять им вреда.
Например, согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Следует отметить, что общий перечень федеральных органов исполнительной власти определяет Президент России по представлению Председателя Правительства РФ (ст. 112 Конституции РФ). В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Можно выделить следующие межотраслевые органы специальной компетенциив области охраны окружающей среды: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство экономического развития РФ.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Следует обратить внимание на то, что в числе основных видов (направлений) государственного экологического контроля Российской Федерации можно выделить:
а) контроль за состоянием природных объектов: земель (особенно земель сельскохозяйственного назначения); лесов; вод; атмосферного воздуха; животного мира; недр.
б) контроль за состоянием природных комплексов на территориях ООПТ, в исключительной экономической зоне, континентальном шельфе, внутренних морских водах и в территориальном море и т.д.
в) контроль за соблюдением экологических требований в отдельных сферах деятельности: в промышленности, в сфере обращения с отходами, при уничтожении химического оружия, контроль за радиационной обстановкой и т.д.
Важно понять и то, что функция контроля за состоянием окружающей среды в той или иной мере присуща нескольким федеральным органам исполнительной власти. Наиболее обширные, на наш взгляд, полномочия в данной сфере имеются у двух федеральных органов: Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (находится в ведении МПР России). Так, например, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет надзор и контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов и т.д.
При изучении темы №3 «Экологическая экспертиза. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:
При изучении вопросов об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) не стоит ограничиваться только ее определением (дефиницией) и подробным изложением ее значения. Следует заострить внимание на стадиях проведения оценки воздействия на окружающую среду и четко усвоить куда направляются материалы ОВОС.
Следует обратить внимание на то, что если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Осуществление процедуры ОВОС предусмотрено и иными международными документами. Так, в 1997г. вступила в силу Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду, разработанная Европейской Экономической Комиссией ООН (ЕЭК ООН). Обязательность проведения ОВОС отмечалась и участниками Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро, которые, в частности, подчеркивали, что участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду является одной из предпосылок для достижения устойчивого развития (п. 23.2 Повестки дня на XXI век).
Вопросы экологической экспертизы излагаются не только на основании теоретических (концептуальных) положений, но и в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
Обратите внимание на то, что федеральными специально уполномоченными органамив области экологической экспертизы являются: а) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (находится в ведении МПР России). Субъекты Российской Федерации не вправе проводить государственную экологическую экспертизу. Разделение полномочий между федеральными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы и их территориальными органами определяется статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» на основании масштаба и значенияхозяйственных объектов (видов деятельности).
При рассмотрении вопросов об экономическом регулировании в области охраны окружающей среды, следует исходить из того, что анализ российского экологического законодательства позволяет выделить следующие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды:
-разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
-разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
-разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
-установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
-установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
-проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
-проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
-предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
-возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
-иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
При изучении темы №4 «Нормирование в области охраны окружающей среды. Государственный экологический мониторинг. Юридическая ответственность за экологические правонарушения» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:
В чем смысл нормирования, которое представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы,позволяющий рассчитывать на непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам.
Следует иметь в виду, что экологическое нормирование можно рассматривать в трех аспектах: а) как правовую меру или инструмент охраны окружающей среды, б) как правовой институт и в) как функцию государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Какую классификацию экологических нормативов Вы знаете? Сопоставьте содержание понятий «нормативы качества окружающей среды» и «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду». Дайте общую характеристику каждому виду экологических нормативов. В каком соотношении находятся экологические нормативы и технические регламенты?
При подготовке ответов на вопросы по данной теме, рекомендуем изучить ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой закрепляются основы нормирования в области охраны окружающей среды. Вот ее текст: нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормирование в области охраны окружающей среды регулируется не только Федеральным законом «Об охране окружающей среды», но и другими законами. Так, в соответствии со ст. 9
|