Примерный перечень курсовых и дипломных работ - Возможности права в обеспечении экологической безопасности человека, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
- Управление охраной окружающей природной среды и природопользования.
- Компетенция федеральных государственных органов в сфере экологического управления.
- Система специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды.
- Правовые основы экологического мониторинга.
- Государственный экологический контроль.
- Особенности негосударственного экологического контроля.
- Юридическая ответственность за нарушение природно-ресурсного и экологического законодательства.
- Эффективность эколого-правовой ответственности.
- Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.
- Правовой режим природных заповедников.
- Правовой режим природных заказников
- Правовой режим национальных и природных парков.
- Правовой режим курортных и рекреационных зон.
- Правовой режим экологически неблагополучных территорий.
- Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды.
- Платежи в сфере природопользования.
- Правовое регулирование охраны и использования лесов.
- Новеллы лесного законодательства.
- Правовой режим охраны и использования лесов.
- Леса как объект использования и охраны.
- Ответственность за нарушение лесного законодательства.
- Правовое регулирование водных отношений: новеллы законодательства.
- Правовой режим охраны и использования вод.
- Правовой режим охраны и использования животного мира.
- Животный мир как объект охраны и использования.
- Ответственность за нарушение законодательства о животном мире.
- Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа РФ.
- Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации.
- Право пользования недрами.
- Управление в сфере охраны и использования недр.
- Система органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов: правовое регулирование и проблемы взаимодействия.
- Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий (на примере Архангельской области).
- Проблемы, возникающие при возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением.
- Эколого-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности за совершение правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Материалы текущего и итогового контроля
Материалы текущего и итогового контроля способствуют более глубокому усвоению материала студентами по дисциплине. Текущий контроль позволяет проконтролировать самостоятельную работу студентов. Итоговый контроль предназначен для проверки знаний студентов по материалам изученной дисциплины.
Формы текущего контроля:
1. для студентов очной формы обучения:
· Формы самостоятельной работы студентов см. ниже.
2. для студентов заочной формы обучения:
– на базе среднего образования
· контрольная работа.
– на базе среднего профессионального образования
· контрольная работа.
– на базе высшего профессионального образования
· контрольная работа.
Самостоятельная работа студентов
(формы текущего контроля)
для студентов очной формы обучения
В процессе изучения курса «Экологическое право» для более полного и четкого усвоения учебного материала студентам необходимо в течение семестра выполнять самостоятельную работу, которая может осуществляться в различных формах.
Выполнение заданий для самостоятельной работы (по избранной студентом тематике) является обязательным и служит основанием (наряду с подготовкой к семинарским занятиям) для допуска студента к сдаче экзамена.
Формы самостоятельной работы студентов*
Конспект –краткое связное изложение содержания источника без собственной оценки.
Тезисы– отдельные идеи и положения, не связанные по смыслу, необходимые для понимания проблемы или источника в целом.
Эссе –аргументированное доказательство идеи в собственной интерпретации.
Аннотация –краткое изложение общих положений источника.
Аннотированная библиография – краткое изложение общих положений источников, подобранных в качестве списка литературы по обозначенной теме.
Рецензия –критическое изложение понимания явления с определенной позиции.
Реферат –краткое связное изложение основного содержания по проблеме с авторской позиции.
Логические структуры –графическоеизложение содержания в таблицах и схемах.
Мультимедийная презентация – изложение определенной темы курса в виде конспекта, таблиц или схем с использованием компьютерной программы Power Point.
*перечень не является исчерпывающим
Задания
для самостоятельной работы студентов (текущего контроля)
На 2009-2010 учебный год
для студентов очной формы обучения
1.Составьте мультимедийные презентации по следующим темам (для исключения дублирования тематику необходимо предварительно согласовать с преподавателем):
«Принципы экологического права»
«Источники экологического права»
«Виды экологической экспертизы»
«Виды экологического контроля»
«Ответственность за совершение экологических правонарушений в Российской Федерации»
2. Составьте конспект одного из источников дополнительной рекомендованной для изучения литературы.
- Составьте таблицы по следующим темам:
«Право собственности на природные ресурсы и объекты в Российской Федерации».
«Полномочия специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов».
«Сравнительный анализ норм Лесного кодекса 1997 г. и Лесного кодекса 2006 г.»
«Сравнительный анализ норм Водного кодекса 1995 г. и Водного кодекса 2006 г.»
- Напишите рефераты по следующим темам:
«Механизмы защиты экологических прав граждан»
«Управление охраной окружающей природной среды и природопользования».
«Животный мир как объект охраны и использования».
«Правовое регулирование водных отношений: новеллы законодательства».
«Новеллы лесного законодательства Российской Федерации».
«Правовой режим лесопользования в России»
«Правовые формы возмещения экологического вреда».
5. Напишите рецензию на одну из статей, представленных в списке рекомендованных для изучения источников (выбрать из предложенного перечня статей, опубликованных в 2006-2009 гг.).
- Напишите аннотации на три статьи, представленных в списке рекомендованных для изучения источников (выбрать из предложенного перечня статей, опубликованных в 2006-2009 гг.).
- Напишите эссе по следующим темам:
«Реализация права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды».
«Право на благоприятную окружающую среду в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина».
«Реализация принципа «загрязнитель платит» в Российской Федерации».
«Экологическая безопасность Российской Федерации».
8. Составьте тест по курсу «Экологическое право» (не менее 40 вопросов). Необходимо использовать материал всех изучаемых тем. Возможных вариантов ответов на каждый из поставленных вопросов – должно быть не менее четырех. Ответы должны быть развернутыми и исключать однозначную трактовку «да» или «нет». Необходимо приложить ключ (ответы) теста.
9.Решите задачи(см. ниже). Самостоятельное письменное решение ситуативных задач должно быть четко аргументированным с обязательными ссылками на действующее российское законодательство.
Задачи
Задача 1.
На территории национального парка «Междуреченский» по решению администрации Н-ской области была начата разработка полезных ископаемых. Решение администрацией было принято без проведения государственной экологической экспертизы.
По инициативе общества охраны природы была проведена общественная экологическая экспертиза, по результатам которой было вынесено отрицательное заключение. Предъявлен иск о возмещении ущерба, причиненного гражданам вследствие утраты возможности пользоваться национальным парком.
Решите дело.
Задача 2.
По многолетним наблюдениям, урожайность сельскохозяйственных культур на земельных угодьях сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, расположенных в зоне действия выбросов металлургического комбината, на 25% ниже, чем в других хозяйствах данного района.
Опираясь на эти данные, местная администрация вынесла решение об ограничении экологически вредной деятельности завода (о закрытии участка литейного цеха). Завод отказался выполнить это решение, пояснив, что выброс вредных веществ в атмосферу им осуществляется в пределах, установленных ему органами охраны окружающей среды.
Какие меры защиты интересов природопользователей предусмотрены законодательством?
Задача 3.
Для сохранения живописных природных ландшафтов, памятников природы и культуры в сочетании с организацией активного отдыха населения, туризма, спортивной охоты и любительского рыболовства один из проектных институтов разработал проект организации особо охраняемой природной территории. Проект предполагал решение двух задач: сохранение природной среды и организацию активного отдыха и туризма населения.
Определите категорию особо охраняемой природной территории, режим которой был бы оптимален для решения поставленных задач. Ответ обоснуйте.
Задача 4.
Дирекция городского ботанического сада передала в аренду несколько павильонов, расположенных на территории сада, для организации магазина по продаже саженцев садовых деревьев, семян, иного посадочного материала, а также цветов.
Часто территории, примыкающей к павильонам, была огорожена для устройства стоянки автомашин и иной техники, принадлежащих торгующей фирме.
Обоснуйте Ваше мнение по данному вопросу ссылками на законодательство.
Задача 5.
Октябрьским ГОВД Алтайского края в отношении Иванова В.В., без лицензии произведшего отстрел лося, было возбуждено уголовное дело по п. 1 ст. 258 УК.
Может ли Иванов быть привлечен к уголовной ответственности?
Что следует понимать под «причинением крупного ущерба» по статье 258 УК?
Ответ обоснуйте.
Для студентов заочной формы обучения текущий контроль в виде контрольной работы.
Контрольная работа является важной формой изучения студентами дисциплины «Экологическое право», а также контроля и оценки их знаний. При написании контрольной работы студентам необходимо использовать нормативно-правовые акты, учебную литературу и материалы из периодических (юридических) изданий.
Особое внимание следует обратить на оформление контрольной работы.
Контрольная работа состоит из двух частей – теоретической и практической. Контрольная работа обязательно должна быть написана на листах формата А4. Текст должен быть оформлен шрифтом 14 Times New Roman с полуторным межстрочным интервалом. Страницы обязательно должны быть пронумерованы. В работе должны быть сноски на использованные источники (нумерация постраничная) и список использованных источников.
Задания для выполнения контрольных работ
по дисциплине «Экологическое право»
для студентов заочного отделения
Юридического факультета
На 20010/11 учебный год
Контрольная работа состоит из двух заданий:
1. Теоретический вопрос (вариант выбирается по начальной букве фамилии студента).
Объем теоретической части работы до 15 страниц (14 шрифт, 1,5 интервал), обязательно наличие плана (содержания) работы с введением и заключением, списка использованных источников, а также сносок (примечаний) в тексте работы.
2. Практическое задание - задача (вариант выбирается по последней цифре зачетной книжки студента).
При решении задачи ссылки на нормативно-правовые акты обязательны. Ответы должны быть четко аргументированы, а не только перечислены конкретные нормы законов.
Варианты теоретического задания
по дисциплине "Экологическое право"
Вариант контрольной работы
| Начальная буква фамилии
| Тема контрольной работы
| 1.
| А
| Правовое регулирование экологической экспертизы в Российской Федерации
| 2.
| Б
| Право собственности на природные ресурсы и объекты и право природопользования.
| 3.
| В
| Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей и специальной компетенции в данной сфере.
| 4.
| Г
| Экологические обязанности и права граждан и общественных экологических организаций и движений.
| 5.
| Д
| Виды юридической ответственности за совершение экологических правонарушений в РФ
| 6.
| Е
| Экологический контроль в РФ: виды, задачи, значение
| 7.
| Ж
| Экономический механизм охраны окружающей среды в РФ
| 8.
| З
| Правовой режим охраны и использования земель.
| 9.
| И
| Правовой режим охраны и использования недр
| 10.
| К
| Правовой режим охраны и использования вод
| 11.
| Л
| Правовой режим охраны и использования лесов
| 12.
| М
| Правовой режим охраны и использования животного мира.
| 13.
| Н
| Правовая охрана атмосферного воздуха.
| 14.
| О
| Правовой режим особо охраняемых природных территорий (на примере заповедников, заказников, памятников природы).
| 15.
| П
| Правовой режим особо охраняемых природных территорий (на примере национальных и природных парков)
| 16.
| Р
| Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон.
| 17.
| С
| Правовые меры охраны окружающей среды городов и других населенных пунктов.
| 18.
| Т
| Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
| 19.
| У
| Экологическое страхование и экологический аудит.
| 20.
| Ф
| Экологические требования к хозяйственной деятельности
| 21.
| Х
| Правовой режим обращения с отходами производства и потребления.
| 22.
| Ц, Ч
| Система источников экологического права РФ. Правотворчество субъектов в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (на примере Архангельской области)
| 23.
| Ш, Щ
| Экологическое право Европейского Союза
| 24.
| Э, Ю, Я
| Международное экологическое право и экологическое право зарубежных стран.
|
Варианты практического задания
(задачи)
по дисциплине "Экологическое право"
Вариант 1
При рассмотрении дел об охране окружающей природной среды районные и городские суды N-ской области постоянно испытывали затруднения с решением следующих вопросов:
- по каким статья УК РФ следует квалифицировать деяние, выразившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребления властью или служебным положением, халатности либо совершения другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам и одновременно произошло загрязнение или засорение вод или загрязнение атмосферного воздуха?
- что понимать (с юридической точки зрения) под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха?
- каковы юридические критерии, при наличии которых сброс (выброс) веществ следует квалифицировать как преступление или административное правонарушение?
- что понимать под «причинением существенного вреда здоровью людей», являющимся квалифицирующим признаком по статье, предусматривающей уголовную ответственность за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха?
|