Обратная связь
|
Распоряжение (предоставление и изъятие природных объектов). Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления предоставляют участки природной среды, находящиеся в их собственности, в пользование или в собственность юридическим и физическим лицам. Кроме того, государственные органы исполнительной власти выдают разрешения на осуществление вредных воздействий на окружающую среду. В случаях, установленных законодательством, предоставленные в пользование или собственность природные объекты могут изыматься, а разрешения на воздействия могут аннулироваться.
В экологическом праве нет унифицированной процедуры предоставления и изъятия участков природных объектов, особенности распоряжения регламентированы отраслевым экологическим законодательством.
Общее для всех видов деятельности в области использования природных объектов – это предмет воздействия – окружающая среда и ее отдельные компоненты, независимо от характера воздействия. Это может быть эксплуатация природных ресурсов (например, земли), изъятие природного вещества (забор воды, добыча полезных ископаемых и др.), привнесение в окружающую среду отходов (выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов, иные вредные физические, в том числе радиационное, воздействия), преобразование окружающей среды (проектирование, размещение, строительство объектов различного назначения), а также деятельность, прямо не связанная с воздействиями на окружающую среду, но предполагающая возможность причинения экологического вреда (например, транспортировка, хранение, утилизация опасных веществ и отходов, деятельность некоторых производственных объектов).
Еще одной общей чертой процедуры наделения правом воздействия на природные объекты является заявительный порядок. Процедура получения разрешения инициируется лицом, имеющим намерение заниматься определенной деятельностью в области природопользования.
Среди оснований, предусмотренных в законодательстве в качестве правопрекращающих фактов, можно выделить те, которые характерны для всех видов пользования, удостоверенного специальным разрешением. К ним относятся истечение сроков, смерть гражданина или ликвидация юридического лица, добровольный отказ от пользования. Общими по форме будут и действия (бездействие), связанные с нарушением условий пользования, указанных в правоустанавливающих документах, или нарушение норм законодательства. В то же время и условия, указанные в правоустанавливающих актах, и устанавливающие права и обязанности участников экологических отношений нормы различаются не только по подотраслям экологического права, но и в зависимости от вида пользования даже одним природным объектом (например, обязанности лица, которому недра предоставлены для добычи полезных ископаемых иные, чем обязанности того, кому они переданы для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых). Правовая база указанной функции достаточно обширна и представлена как законами, так и подзаконными актами.
Лицензирование (выдача разрешений) в отношении воздействий на окружающую среду в некоторых случаях имеет принципиальное отличие от «неэкологического» лицензирования, именно поэтому ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001 г.) в ст. 1 указано, что сфера применения закона не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира. В то же время, например, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; деятельность, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подпадают под действие норм ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001 г.).
Студенты должны знать особенности процедуры предоставления отдельных видов природных объектов в пользование или в собственность гражданам и юридическим лицам.
Задачей экологического контроля является проверка соответствия деятельности участников экологических отношений требованиям экологического законодательства либо выявление случаев самовольного пользования природными объектами. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» трактует экологический контроль как систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Проведение экологического контроля должно соответствовать и нормам ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (2008 г.).
Различают государственный федеральный экологический контроль, государственный экологический контроль, осуществляемый субъектами РФ, муниципальный общественный и производственный экологический контроль. В отдельных подотраслях экологического права (например, в земельном, лесном праве) выделяется муниципальный контроль.
Студенты должны изучить ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.), в которой дан перечень правомочий государственных инспекторов вы области охраны окружающей среды.
Государственная регистрация прав на некоторые природные объектыпредусмотрена ст. 131 и 164 ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (1997 г.), иными нормативными правовыми актами. Виды же недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, указаны в ст. 130 ГК РФ. Это функция представляет собой процедуру закрепления и удостоверения вещных прав на природные объекты, проверку законности совершения сделок по поводу некоторых природных объектов и удостоверению возникших прав, регистрацию ограничений и обременений прав владельцев природных объектов. Данная функция в большинстве случаев тесно связана с кадастровой функцией и функцией предоставления и изъятия участков природной среды. Государственная регистрация прав на некоторые природные объекты, с одной стороны, есть удостоверение возникновения или прекращения имущественных прав, с другой, представляет собой процесс, направление деятельности органов исполнительной власти, т.е. функция управления. Кроме того, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество является документом, содержащим определенные сведения, касающиеся природных объектов и поэтому его можно отнести к документальной форме, в которой объективируется экологическая информация.
Сбор платежей за пользование природными объектами, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, основывается на экологическом, налоговом и бюджетном законодательстве, устанавливающими принцип платности природопользования, виды платежей, их содержание, порядок их сбора.
Студенты должны изучить ст.ст. 13 и 15 Налогового кодекса РФ, устанавливающего систему налогов и сборов за пользование окружающей средой к соответствующим главам ч. 2 Налогового кодекса, а также к Бюджетному кодексу.
Студенты должны знать, что в настоящее время действуют следующие налоги и сборы, а также неналоговые платежи, устанавливаемые за пользование природными объектами:
сбор за пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
водный налог, иные платежи за пользование водными объектами;
налог на добычу полезных ископаемых;
плата за использование лесов;
земельный налог;
плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Необходимо иметь в виду, что сбор платежей как функция управления представляет собой деятельность уполномоченных органов (администраторов доходов). В большинстве случаев – это Федеральная налоговая служба. В отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду администратором доходов выступает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Одним из принципов охраны окружающей среды ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) называет организацию и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.
В целях реализации этого принципа закон предусматривает установление системы всеобщего и комплексного экологического образования, включающую в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Координационная функцияможет выступать как самостоятельная функция и эта ее роль по мере изменения соотношения внеэкономических и экономических методов управления будет усиливаться в пользу последних. Вместе с тем координационная функция обеспечивает реализацию других функций, например, планирования (на этапе формирования целевых программ), экологического контроля (организация комплексных проверок), экологической экспертизы (привлечение экспертов-специалистов из различных организаций и учреждений) и т.д.
Международное сотрудничество, являясь одним из принципов охраны окружающей среды и направлением деятельности, в том числе и органов исполнительной власти, базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ.
Основные направления международного сотрудничества в данной области отношений формируются, исходя из глобального характера экологических проблем, приоритетов, определяемых мировым сообществом на международных конференциях.
|
|