Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методические рекомендации для преподавателя

Дисциплина «Экологическое право» является основополагающейдля дисциплин профессионального цикла. Она преподается студентам четвертого курса, обладающим достаточным набором знаний и навыков по изученным дисциплинам, поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам определить основные, характерные для данной дисциплины особенности, как отличающие ее от других дисциплин, так и позволяющие найти выявить общие черты.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия.

При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.



Серьезное внимание необходимо уделить первому вводному занятию, которое должно раскрыть содержание пяти составных элементов: ознакомительного, организационного, методического, информационного и заключительного.

В ознакомительной части преподаватель представляет себя, свои фамилию, имя и отчество, место основной работы и должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), рассказывает, в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т.д.) он принимает участие, какой вклад вносит в разработку или совершенствование экологического права и законодательства, а также учебных и учебно-методических материалов, в работе каких научных эколого-правовых форумов текущего (или предыдущего) года принимал участие и что может быть эффективно использовано для преподавания дисциплины «Экологическое право». Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.

В организационной части преподаватель:

а) доводит до студентов информацию о тенденциях развития учебной дисциплины «Экологическое право» в Академии и особенностях ее изучения;

б) напоминает о необходимости строгого соблюдения установленного в вузе учебного распорядка, правил поведения на занятиях и вне аудиторий, об уважительном отношении к преподавателям и вспомогательному персоналу, о бережном отношении к имуществу Академии;

в) кратко знакомит с основными разделами дисциплины «Экологическое право» и формами промежуточного и итогового контроля знаний по проведенным занятиям;

г) сообщает о формах проведения лекционных и семинарских занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности по ним.

В методической части основное внимание преподаватель обращает:

а) на ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины «Экологическое право»: с примерными темами рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к экзамену;

б) на знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;

в) на наиболее типичных ошибках, которые совершали их предшественники при работе с законодательством на практических (семинарских) занятиях (например, при определении характера возможных экологических правонарушений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании, при составлении основных типовых документов), при сдаче экзамена, при разработке курсовых работ и подготовке рефератов;

г) на необходимость повторения тех разделов общеправовых фундаментальных дисциплин («Теория государства и права», «Гражданское право», «Финансовое право», «Трудовое право», «Административное право», «Уголовное право» и др.), знание которых является важным для успешного усвоения дисциплины «Экологическое право».

Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:

а) касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы по экологическому праву, правовых информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки Академии;

б) об особенностях работы в читальном интернет-зале Академии и отделе правовой информации Российской государственной библиотеки;

в) о порядке поиска зарубежных источников информации по экологическому праву.

Заключительная часть вводного занятия должна включать:

а) подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины «Экологическое право»;

б) доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;

в) заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и семинарских (практических) занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и т.д.

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Экологическое право» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по политико-правовой проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным политико-правовым темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Экологическое право» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а главное – недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Самостоятельная работа является одним изосновных видов работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Особое внимание следует обратить на выполнение курсовой работы.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Экологическое право» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.

Затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Для приобретения навыков исследовательской деятельности по дисциплине (в первом семестре) предусмотрена подготовка студентами рефератов. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания на практике.

Для студентов очной и очно-заочной форм обучения предусмотрено выполнение домашнего контрольного задания по темам раздела II. Каждое домашнее контрольное задание рассчитано на четыре часа самостоятельной работы.

Изучение курса «Экологическое право» должно сформировать у студентов позитивные знания, представления, взгляды и потребности использования возможностей экологического права и законодательства для обеспечения корректного поведения природопользователей по отношению к природным ресурсам, сознательного и адекватного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, рациональному использованию ее богатств и, в конечном итоге, к пониманию важности обеспечения правовой охраны земель России. Это требует от студентов сознательного отношения к приобретению эколого-правовых знаний, ответственного подхода к своей будущей работе в сфере экологического права, уважения к экологическому законодательству и готовности неукоснительно его соблюдать и требовать этого от других.

Студент имеет право принимать участие в обсуждении организационно-методических форм преподавания дисциплины «Экологическое право» на вводном занятии. Студент обязан добросовестно учиться и овладевать знаниями, выполнять в установленные преподавателем сроки все виды заданий по экологическому праву, предусмотренных настоящей программой и учебно-методическими материалами.

Поскольку лекционное занятие готовится преподавателем с учетов разнообразной учебной, научной и публицистической литературы, с использованием междисциплинарных связей, полноценное знание экологического права возможно только при посещении занятий и конспектировании основного содержания лекции. Так как лекция пишется в быстром темпе и некоторые слова сокращаются или недостаточно осмысливаются, необходимо по возвращении домой вдумчиво прочитать ее, а еще лучше – выучить. Практика показывает, что данный метод является эффективным средством крепкого запоминания пройденного накануне лекционного материала. Более основательное запоминание лекции достигается при повторном изучении материала накануне семинарского (практического) занятия, опрос на котором является обязательным элементом учебного процесса. По результатам семинарских опросов, а также по активности участия студентов в решении учебных дел (задач) ведется накопительная ведомость, по итогам которой будет выставлена семестровая оценка, оказывающая, наряду с показателем посещаемости занятий, серьезное влияние на итоговую оценку. В эту же ведомость будут заноситься оценки за знания, выставленные по результатам двух письменных коллоквиумов, проводимых по окончании соответственно общей и особенной частей экологического права, которые также будут учитываться при итоговой сессионной оценке знаний студента. На обращение лектора к студентам в конце занятия: «Есть ли вопросы по представленной лекции?» – при необходимости следует задать вопросы и получить разъяснения.

Объем предлагаемых часов лекционных занятий в силу объективных обстоятельств является ограниченным и рассчитан на то, что студенты уже обладают соответствующими базовыми знаниями по фундаментальным общеправовым и отраслевым правовым дисциплинам. Поэтому к началу изучения дисциплины «Экологическое право» студенты обязаны повторить следующие разделы этих дисциплин:

- по «Теории государства и права»: механизм государства и государственные органы, политическая система общества, основы и источники права, правовые нормы и правовые отношения, многообразие форм собственности, основные социальные и экономические права человека и гражданина, конституционные основы организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и прокуратуры, толкование норм права и механизм правового регулирования, юридическая ответственность и др. (например, Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. – М. : Юристъ, 2009);

- по «Истории государства и права»: государство и право России в конце XX – начале XXI вв., правовое развитие России во второй половине XX в. (например, Исаев И. А. История государства и права России : учебник. – М. : Проспект, 2009);

- по «Гражданскому праву»: основания возникновения, прекращения и изменения гражданских правоотношений, право собственности и другие вещные права, наследственное право, регулятивные обязательства, гражданско-правовой договор, защита права собственности и других вещных прав, гражданско-правовая ответственность (например, Гражданское право : учебник / под ред. А. А. Суханова и др. – 3-е изд. – М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2008);

- по «Гражданскому процессуальному праву»: подведомственность и подсудность гражданских дел, судебное доказывание и доказательства, производство по делам, возникшим из публичных правонарушений, третейское судопроизводство (например, Гражданское процессуальное право : учебник / под ред. Л. В. Тумановой. – М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2010);

- по «Финансовому праву»: налоговые правонарушения, система налогов и сборов Российской Федерации, правовая охрана налоговых отношений, государственный и муниципальный кредит, правовое регулирование страхования (например, Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник. – М. : Норма, 2009);

- по дисциплине «Правоохранительные органы»: судебная власть и система органов, ее осуществляющих, прокурорский надзор и органы прокуратуры, органы внутренних дел, таможенные органы, органы по правовому обеспечению и правовой помощи, органы обеспечения правовой безопасности в РФ (например, Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы : учебник / под ред. К. Ф. Гуценко. – М. : Зерцало-М, 2010);

- по «Уголовному праву»: экологические преступления, преступления против собственности, преступления против прав и свобод человека и гражданина, преступления против жизни и здоровья (например, Журавлев М. П. Уголовное право России: части Общая и Особенная / под ред. А. И. Рарога. – М. : Проспект, 2010);

- по «Административному праву»: состав административного правонарушения, понятие основания административной ответственности, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, управление в области природопользования и охраны окружающей среды (например, Бахрах Д. Н. Административное право России. – М. : Эксмо, 2008);

- по «Трудовому праву»: дисциплина труда (например, Трудовое право / под ред. О. В. Смирнова. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008);

- по «Нотариальному праву»: удостоверение сделок; оформление наследственных прав; выдача нотариальных свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов (например,
Черемных Г. Г., Черемных И. Г. Нотариальное право : учебник / под ред.
Ю. А. Дмитриева. – М. : Эксмо, 2006).

Перечисленный выше далеко не полный перечень тематических вопросов общеправовых и отраслевых дисциплин, знаниями которых должен располагать студент, изучающий курс «Экологическое право», свидетельствует о том, что данная дисциплина многими видимыми и невидимыми нитями в комплексе интегрирует и поддерживает междисциплинарные связи со многими другими отраслями права. И это не случайно, поскольку «Экологическое право» является глубоко социальной отраслью права, ориентированной на правовое обеспечение соблюдения основного права человека и гражданина — права на жизнь и здоровье в благоприятной окружающей среде, право на достаточное количество качественных продуктов питания, произведенных на «здоровой земле».

Такие весьма серьезно подвергающие опасности жизнь и здоровье человека негативные факторы современной жизни, как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление климата, генно-модифицированное продовольствие и др., представляющие серьезную угрозу биологическим основам выживания общества, являются объектами изучения экологического права. Поэтому никакая другая отрасль права не может конкурировать с экологическим правом во влиянии на настоящее и будущее общества и человечества. Более того, с возрастанием эколого-правового неблагополучия, что, к сожалению, является закономерным процессом, и эта озабоченность уже проявляется во всевозрастающем внимании ООН и лидеров развитых стран к проблемам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на своих саммитах, роль экологического права будет непременно возрастать.

По итогам изучения дисциплины, рассчитанного на один семестр, студенты сдают экзамен.

Подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данной программе. Необходимо тщательно изучить формулировку каждого вопроса, понять его сущность, в соответствии со смыслом вопроса составить план ответа.

План ответа должен включать в себя теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, отражение данной проблемы в нормативно-правовых актах, а также анализ практики применения положений нормативно-правовых актов (в том числе судебной практики).

К экзамену допускаются только студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносимым на групповые занятия.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Общая часть

Раздел I. Понятие, содержание и история экологического права






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.