Обратная связь
|
Определение оптимальной величины обжатия по углу захвата, мощности привода, прочности валков
Одной из важнейших технологических характеристик обжимного стана является максимальный угол захвата. Основными факторами, определяющими захват слитка являются:
- условия трения на контактной поверхности валков и металла;
- окружная скорость валков; скорость подачи раската в валки; ширина раската; форма калибра.
Удельные силы контактного трения в свою очередь зависят от шероховатости валков и свойства окалины.
Насечка, наварка, накатка валков, а также сетка разгара обеспечивают при небольших окружных скоростях захват раската при углах, достигающих 27 – 30° и выше.
Толстый слой печной окалины на поверхности слитка при прокатке на гладкой бочке (1 калибр) снижает предельный угол захвата по сравнению с вторичной (воздушной) окалиной на 6 – 7° .В последующих калибрах прокатывают с защемлением, что способствует повышению угла захвата. С увеличением ширины раската при прокатке в одном и том же калибре захватывающие способности валков возрастают вследствие повышения степени защемления раската.
Решающее влияние на условия захвата оказывает окружная скорость валков VB; с повышением скорости угол захвата a снижается.
Надежный захват слитка или раската имеет очень важное значение для обеспечения высокопроизводительной работы блюминга, поэтому, как правило, загрубление калибров выполняют даже в тех случаях, когда величина применяемых обжатий ниже расчетных. На основании исследований А.П.Чекмарев рекомендовал для рядовых марок стали угол захвата принимать 25-27° (в среднем 26°), если исходить из среднего обжатия за всю прокатку слитка в готовое сечение блюма. При прокатке специальных сталей средний угол захвата 24 – 25°. Величина среднего обжатия
, (2.1)
где: (2.2)
Dk – катающий диаметр валков, мм;
hp – высота ручья, мм;
предварительно для первого калибра блюминга hp задают в следующих пределах:
Таблица 2.1. Глубина вреза (ручья) на валках блюминга
Номинальный диаметр валков блюминга D0 , мм
| 2 hp ,
Мм
| 900-1000
1150-1200
| 110-180
140-180
165-220
|
– коэффициент учитывающий способ восстановления рабочей поверхности валков (наплавка, переточка), для валков блюминга .
Б.П. Бахтинов рекомендовал пользоваться непосредственной зависимостью обжатия от коэффициента трения между полосой и валками, минуя определение угла захвата. Такую зависимость дает формула В.Е. Грум - Гржимайло:
(2.3)
или по упрощенной формуле Б.П. Бахтинова:
, (2.4)
где n1 – коэффициент учитывающий уменьшение катающего радиуса валка ввиду переточек (для блюминга – 0,9);
n2 – коэффициент учитывающий уменьшение максимального обжатия для обеспечения устойчивости захвата (при прокатке легированных сталей 0,92– 0,95; при прокатке углеродистых конструкционных сталей 0,97 – 0,95);
– коэффициент трения металла о валки, который рассчитывают по формуле Экелунда:
, (2.5)
где – коэффициент учитывающий влияние состояния поверхности и материал валков; для сальных валков , для чугунных ;
– коэффициент, учитывающий влияние скорости прокатки;
Таблица 2.2. - Определение
Скорость
м/сек
| 0-2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,93
| 0,76
| 0,67
| 0,57
| 0,5
| 0,41
| 0,39
| – коэффициент, учитывающий химический состав стали;
Низкоуглеродистая (например Ст1) 1,0
Ледебуритная (Р18) 1,1
Перлитно-мартенситная (ШХ15, 4Х13) 1,24 - 1,3
Аустенитная (Х13Н10Т) 1,4
Ферритная (1Х17ЮА) 1,55
Аустенитная с карбидами (Х15Н60) 1,6
– коэффициент, учитывающий форму калибра; для ящичного калибра валков блюминга =1.
t – средняя температура прокатки, °С.
Таблица 2.3. – Допустимые углы (град) захвата при прокатке на блюминге
Характеристика
валков
| при Vв , м/сек
|
| 0,5
| 1,0
| 1,5
| 2,0
| 2,5
| 3,0
| 3,5
| 4-7
| гладкая
бочка
| 25,5
| 24,5
| 23,5
| 22,5
| 21,5
| 20,0
| 16,0
| 14,0
| 13,0
| калиброванные
| 29,0
| 27,5
| 26,0
| 24,5
| 24,0
| 23,0
| 19,0
| 17,0
| 15,0
| насечкой
наваркой
| 33,0
| 32,0
| 31,0
| 30,0
| 28,0
| 26,0
| 24,0
| 21,0
| 20,0
|
Максимальное обжатие по мощности (крутящему моменту) электродвигателя рассчитывают по формуле:
, (2.6)
где lc – длина очага деформации, мм:
(2.7)
где – коэффициент трения в шейках валка (для текстолитовых подшипников блюминга ; для скольжения закрытого типа – ПЖД ; для подшипников качения );
– диаметр шейки валка, мм;
для блюминга можно определить по формуле:
, мм. (2.8)
y п – коэффициент плеча приложения равнодействующей, который рекомендуется определять по формуле А.П. Чекмарева и др., полученной на основании обработки экспериментальных данных:
, (2.9)
lc – длина очага деформации; определяется по формуле:
lс ; мм (2.10)
Величину Dh принимают исходя из найденного ранее максимального обжатия по условию захвата на бочке валков:
, (2.11)
где коэффициент 0,73 принимают при прокатке в валках с насечкой, наваркой или накаткой, 1,3 – без нанесения искусственной шероховатости на валки.
Для определения крутящего момента по мощности электродвигателя составим баланс моментов, приведенных к рабочим валкам:
(2.12)
Из формулы (5.12) выразим Мпр.доп– допускаемый крутящий момент на валу двигателя:
, (2.12,a)
где – механический к.п.д. при передаче крутящего момента от электродвигателя к рабочим валкам, с шестеренной клетью и – без шестеренной клети;
– коэффициент, учитывающий снижение крутящего момента электродвигателя вследствие ослабления магнитного потока при частоте вращения валков n больше номинальной nн.: ( при ); при n > nн ;
Мдв.доп – допускаемый момент на валу электродвигателя:
, (2.13)
Кп =2,5 –2,75 – допустимый коэффициент перегрузки;
Мн – номинальный крутящий момент;
Мх.х – крутящий момент холостого хода ориентировочно равен: при приводе от одного электродвигателя
Мх.х = 0,05 Мн ; (2.14)
От двух электродвигателей
Мх.х = 0,035 Мн ; (2.14а)
Мдин –динамический момент для двух электродвигателей:
, кН×м (2.15)
где å mDя2 – маховый момент якоря электродвигателя.
a – ускорение валков блюминга; принимаем а = 5 c-2 (а=40 об/мин×сек).
Необходимые данные по технической характеристике электродвигателей приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Техническая характеристика электродвигателей реверсивных прокатных станов
Тип электродвигателя
| Мощность,
кВт
| n,
об/мин
| Номинальный момент Мн, кН×м
|
кН×м2
| МП 20-5000
МП 24-7000-50
МП 5350-70
МП 6250-50
МП 7900-70
МП 11000-65
МП 12000-65
ПБК 250/145
ПБК 380/125
П 24-160-9К
П 25-150
П 26-140
|
| 50-120
50-120
70-120
60-120
70-120
60-90
65-70
70-120
60-90
65-90
68-70
65-90
| 702,2
980,7
730,6
877,7
784,6
1081,7
1294,5
627,6
1176,8
1069,0
1275,0
1490,7
| 2481,2
3775,7
1686,8
2697,0
2255,6
2942,1
4413,1
1323,9
4462,2
2942,1
3432,4
4624,0
|
Таблица 2.5. – Технические данные реверсивных двигателей постоянного тока серии П2 21-25-го габаритов производства ПОХЭМЗ (Uном=930 В)
Тип электродвигателя
| Мощность,
кВт
| n,
об/мин
| Номинальный момент Мн, кН×м
|
103 кг×м2
| П2-630-215-86
П2-630-216-8С
ПВ2-630-217-8К
ПВ2-630-217-14К
П2-800-217-8С
П2-800-217-14С
П2-800-218-8С
П2-800-218-14С
П2-800-227-8С
П2-800-227-14С
П2-800-228-8С
П2-800-228-14С
П2-800-237-8С
П2-800-237-14С
П2-1000-238-8С
П2-1000-238-14С
П2-1000-247-8С
|
| 90-150
71-125
56-100
125-150
56-100
125-150
45-80
90-125
50-100
100-125
40-80
80-125
45-90
90-100
36-71
71-100
40-80
| 334,25
423,7
537,2
542,4
537,2
542,4
668,5
753,4
1193,7
1210,6
1074,4
| 13,63
16,68
19,5
20,05
19,6
20,05
22,4
22,85
29,8
30,25
38,5
43,8
53,8
|
ср – среднее контактное давление металла на валки (МПа), определим по формуле А.И. Целикова:
, (2.16)
где – коэффициент, учитывающий форму калибра; определяется по формуле:
, (2.17)
где П – периметр калибра, мм;
П = 2(В + Н); (2.18)
где В и Н – ширина и высота полосы в данном калибре.
Вк – ширина калибра, мм.
Для первого ящичного калибра принимаем =1, для остальных калибров считаем по формуле (5.17):
nβ – коэффициент, учитывающий влияние среднего главного напряжения, то есть ширины раската (1,0≤ nβ≤ 1,15), при прокатке на блюминге можно принять 1,15;
– коэффициент напряжённого состояния учитывающий влияние на контактное давление внешнего трения; коэффициент зависит от фактора формы очага деформации lср/Hср , где Hср = 0,5(H0+H1).При lср/Hср =2 – 5 его можно определить по формуле:
; (2.19)
При прокатке на блюминге, когда lср/Hср <1 – 2 величину рассчитывают по формуле
; (2.20)
При малых значениях lср/Hср =0,2 – 0,5коэффициент близок к 1, то есть внешнее трение оказывает слабое влияние. Поэтому в таких случаях можно принять =1,0.
nж – коэффициент, учитывающий влияние внешних зон по отношению к геометрическому очагу деформации;
; (2.21)
s – сопротивление деформации, определяемое в зависимости от марки стали, температуры, степени и скорости деформации (МПа), определяем по методу термомеханических коэффициентов:
, МПа (2.22)
где – базисное значение сопротивления деформации определяемое для данной марки стали при t=10000C,ε=0,1 и u=10 1/c (МПа);
– термомеханические коэффициенты, учитывающие соответственно влияние температуры прокатываемого металла, степени и скорости деформации.
Скорость деформации рекомендуется определять по преобразованной формуле А.И.Целикова:
, 1/с (2.23)
где . (2.24)
Максимальные моменты прокатки обычно получаются в проходах до первой кантовки раската. Поэтому величину определяют по формуле (2.6) для первого прохода. Расчет ведут по среднему сечению слитка, так как максимальный крутящий момент развивается электродвигателем. В случае большой разницы между заданными и полученным значением Dh расчет следует повторить, задавшись полученным значением.
Величину максимального обжатия из условия прочности валков рассчитывают по формуле:
, мм (2.25)
где – среднее давление прокатки рассчитывается по формуле (2.16);
– средняя ширина полосы за проход.
– минимальный катающий диаметр валка в данном калибре после переточки.
– допускаемое усилие прокатки по условию прочности валков, определяется по формуле:
, кН (2.26)
где - допустимое напряжение на изгиб ;
для стальных кованых валков МПа;
для стальных литых валков МПа;
для чугунных валков МПа;
для легированных кованных валков станов холодной прокатки МПа;
– длина бочки валка, мм.
Для прокатных станов различного назначения практикой установлены следующие наиболее рациональные соотношения между длиной бочки валка и ее диаметром (L/D)
Обжимные станы 2,2 – 2,7
Сортовые станы 1,6 – 2,5
Толстолистовые станы 2,2 – 2,8.
Для больших блюмингов можно принять длину бочки валка 2800 мм, для малых и средних 2350 и 2100 мм.
– длина шейки валка, l=(1,0 – 1,1)dш , мм;
– расстояние от места действия реакции от подшипника до середины ручья, мм.
Если валки перетачивают то расчет необходимо вести на переточенные валки.
|
|