Обратная связь
|
Теории движения взвешенных наносов Оценка транспортирующей способности потоков, распределения мутности по вертикали и выяснение других вопросов, относящихся к механизму переноса потоком частиц наносов во взвешенном состоянии, в настоящее время основывается на использовании так называемой диффузионной и гравитационной теорий движения наносов.
Диффузионная теория взвешивания наносов в турбулентном потоке получила название по аналогии с «молекулярной диффузией», осуществляющей в ламинарном потоке передачу скоростей, теплоты и т. д. Основанием для наименования гравитационной теории послужило то, что в ней учитывается работа, затрачиваемая потоком против силы тяжести для поддержания во взвешенном состоянии частиц наносов с удельным весом, большим удельного веса воды.
Применение для решения указанных вопросов диффузионной теории основано на аналогии между турбулентной диффузией жидкости и наносов, которые рассматриваются как некоторая непрерывно распределенная в потоке субстанция, обладающая удельным весом, большим единицы. При этом пульсация взвешенных частиц отождествляется с пульсацией жидкости и на этом основании вводится предположение, что коэффициенты турбулентного обмена жидкости и наносов одинаковы.
На турбулентный перенос, вызванный пульсацией скоростей течения жидкости, накладывается падение частиц, совершающееся с гидравлической скоростью w. Впервые диффузионная теория для решения вопросов о транспорте наносов потоком была применена, а в последующем существенно развита для решения и ряда других вопросов движения жидкости В. М. Маккавеевым.
Диффузионная теория взвешивания, исходящая из представления о том, что перенос частиц наносов в турбулентном потоке осуществляется хаотическими многочисленными, но сравнительно малыми по величине пульсациями скоростей, не в полной мере согласуется с современными представлениями о структуре турбулентного потока. Новые данные о природе турбулентности показывают, что пульсация скоростей в турбулентном потоке образует непрерывный переход (спектр) от малых, часто повторяющихся отклонений скорости (пульсации высокой частоты), до крупномасштабных турбулентных образований, соизмеримых с глубиной потока (пульсации низкой частоты). Очевидно, что диффузионная теория, учитывающая влияние на перемещение наносов лишь многочисленных мелких пульсаций скорости, способна отразить закономерности перемещения в потоке только мелких частиц. Как показывают эксперименты, выводы диффузионной теории справедливы для частиц диаметром менее 0,20 мм. Закономерности распределения в потоке более крупных наносов, переносимых в поперечном (к основному продольному движению жидкости) направлении пульсациями низких частот, этой теорией не могут быть охвачены.
Из изложенного следует, что только мелкие взвешенные частицы могут иметь скорость и пульсации, не отличающиеся от скорости жидкости.
Более крупные частицы, обладая большей инерцией, чем жидкость, будут отставать от нее при возрастании скоростей и опережать ее при убывании их. Поэтому допущение о равенстве коэффициентов обмена жидких и твердых частиц применимо лишь для очень мелких частиц, гидравлическая скорость которых мала по сравнению с продольными скоростями и соизмерима с пульсациями высоких частот.
Учитывая отмеченные ограничения, свойственные диффузионной теории, М. А. Великанов, основываясь на новых данных по теории турбулентности, предложил так называемую гравитационную теорию взвешивания. В этой теории впервые осуществлен учет работы, затрачиваемой потоком на взвешивание переносимых им частиц наносов. При этом Великанов исходит из того положения, что если при равномерном движении однородной жидкости вся положительная энергия силы тяжести расходуется на преодоление силы сопротивления, то в потоке, содержащем наносы, некоторая
Рис.126.Схема поперечного перемещения наносов
часть этой энергии должна идти на поддержание твердых частиц во взвешенном состоянии.
Решение задач о транспортирующей способности потока и о распределении наносов по вертикали в гравитационной теории осуществляется на основе уравнения баланса энергии наносов несущего потока с установившейся концентрацией наносов. При этом учитывается количество потенциальной энергии, освобождающейся при переходе массы потока с высоких отметок на низшие, а также работа сил сопротивления жидкой фазы и работа взвешивания.
Донные наносы
При относительно крупных наносах со скоростью выше начальной скорости частиц начинается массовое перемещение наносов по дну, и сразу же формируются так называемые микроформы — грядовые образования несимметричного профиля. В различных условиях образования микроформы могут быть с криволинейными короткими или прямыми длинными гребнями. В перовом случае эти образования получили название рифелей, которые в плане имеют чешуйчатый вид, во втором случае — плоских гряд.
Многие авторы высказывают предположение, что образование рифелей связано с турбулентностью струйного течения, образование же гряд обусловлено воздействием на дно среднего потока, характеризующегося сплошностью течения (отсутствием отдельных струй). При малых расходах турбулентность потока невелика, поперечное перемешивание достаточно слабое и может возникнуть струйная структура потока, что обусловливает образование рифелей. Если же при малых расходах, а следовательно, при шалых скоростях и уровнях поток идет одной струей, то микроформы будут генерироваться в виде плоских гряд. Наблюдать микроформы в естественных условиях в реках достаточно сложно, но очень хорошо видны рифели в море при слабом трехмерном волнении и длинные плоские гряды при отливном течении, когда при спокойном рельефе скорости поперек течения практически не меняются.
В зависимости от крупности частиц образование рифелей начинается при различных значениях придонной скорости. Так, на поверхности дна, сложенного песком с крупностью 0,1... 0,3 мм, образование рифелей начинается при скорости в придонном слое ~0,20 м/с. Высота рифелей обычно составляет Δ = 0,02... 0,05 м, а расстояние между гребнями l rid = 0,2... 0,3 м.
Генерацию первичных микроформ для условий поступательного потока большинство исследователей связывают с образованием вихревой зоны за случайными неровностями дна. При донной скорости больше начальной скорости трогания высота таких критических неровностей должна быть порядка крупности частиц, что всегда можно ожидать при песчаном дне. Под воздействием образовавшегося за препятствием вихря (рис. 5.4, а) с восходящей задней ветвью частицы сдвигаются в сторону препятствия, наращивая его по высоте. Это в свою очередь вызывает увеличение размеров вихря и скорости потока над гребнем препятствия, что приводит в итоге к взвешиванию частиц с гребня. Часть из них переносится потоком ниже по течению, где образуется возвышение дна, обусловливающее генерацию нового гребня, взвешивание частиц и т. д. Происходит развитие системы рифелей (рис. 5.4,6). Под действием придонного течения частицы на наветренной стороне рифеля движутся к гребню и затем скатываются с гребня в подвалье. Некоторые частицы, взвешенные с гребня вихрем, падают на его подветренную сторону, наращивая ее. Таким образом, наветренная сторона рифеля размывается, частицы с наветренной стороны передаются на подветренную и рифели медленно смещаются вниз по течению со скоростью на три порядка меньше скорости течения.
С увеличением скорости размеры рифелей растут, увеличиваются вихревая зона и скорость на восходящей ветви вихря, возрастает общая турбулизация потока, что приводит к массовому взвешиванию частиц и либо к стиранию рифелей и последующему формированию плоских гряд, либо к перестраиванию рифелей непосредственно в гряды. В первом случае между фазой рифелей и фазой гряд может быть гладкая фаза, при которой наблюдается массовое перемещение слоя наносов. Развитие гряд происходит путем увеличения их высоты и расстояния между гребнями — формируются так называемые мезоформы. При этом различают: плоские гряды, которые появляются в виде микроформ с началом перемещения частиц и развиваются с увеличением расхода воды, скорости течения и глубины потока до размеров, соответствующих морфометрическим характеристикам русла, иногда занимая всю ширину русла; так как гребень плоской гряды в ее центральной части повышен, то при падении уровня образуется осередок; перекошенные гряды, которые образуются при более интенсивном перемещении наносов, чем в случае плоских гряд; эти гряды могут занимать всю ширину русла или часть его, имеют неодинаковую высоту гребня по длине, обычно наибольшую у берега; при падении уровня образуются так называемые побочни, расположенные в шахматном порядке — то у одного берега, то у другого — крутые гряды, которые образуются при больших скоростях течения и большом расходе наносов. Длина гребня этих гряд меньше ширины русла. Обычно в русле располагается несколько таких гряд и при понижении уровня появляется целая группа побочней. Самые крупные гряды создаются при максимальных расходах и достигают на крупных реках значительных размеров: высота их может составлять (0,4... 0,5) d, расстояние между гребнями — нескольких километров и длина гребня — порядка ширины потока. Размеры гряд определяются морфометрическими характеристиками русла. Крупные гряды перемещаются (сползают вниз по течению) при максимальном многолетнем расходе. При уменьшении расхода и скорости течения созданные раньше гряды останавливаются, и на их поверхности формируются меньшие гряды второго, третьего и т. д. порядка, при перемещении которых срабатывается гребень первоначальной гряды и засыпается ее подвалье. Если после образования предельно крупных гряд при определенных морфометрических характеристиках русла расход воды и скорость течение возрастает, гряды стираются, и наступает гладкая фаза перемещения наносов.
При бурном потоке после гладкой фазы формируются крупные волнообразные (симметричные) структуры, которые находятся в фазе с волной на поверхности воды. Частицы, расположенные на «подветренном» склоне вышележащей гряды, переносятся течением на «наветренную» сторону нижележащей, и структура смещается вверх по течению. Такие образования получили название антидюн.
При рассмотрении грядовой формы движения донных наносов определяют элементы гряд, в том числе крутизну и скорость перемещения и расход наносов, для чего предложено различными авторами большое число формул. Не приводя здесь этих формул, укажем, что для определения расхода наносов при грядовой фазе и при гладкой (второй) фазе движения наносов в [3] рекомендуются зависимости, полученные на основании уравнения транспорта наносов, предложенного И. В. Егиазаровым. При этом отмечается, что расход наносов в грядовой фазе пропорционален скорости течения в кубе, в гладкой фазе — скорости течения в четвертой степени.
|
|