САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА' В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Гигиеническое воспитание детей
Привитие детям гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание детей имеет целью привитие им гигиенических навыков и сообщение элементарных знаний, обосновывающих эти навыки. Одно из обязательных условий эффективности такого воспитания—санитарно-гигиеническая организация среды, постоянный пример со стороны взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей. Гигиенические навыки' должны воспитываться с самых ранних лет и постепенно превращаться в устойчивую привычку. В основном они сводятся к поддержанию чистоты кожных покровов, полости рта, к соблюдению чистоты и аккуратности в одежде и посгельных принадлежностей, чистоты и порядка в комнате, на рабочем месте ребенка, в шкафах с книгами, игрушками и проч.
Хорошее усвоение гигиенических навыков требует соответствующих условий. Так, необходимо иметь: индивидуальные предметы туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта), хранящиеся в определенном, доступном для ребенка месте; стеллажи и шкафы для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; приспособления для вытирания ног (мат, тряпка), щетки для чистки обуви и одежды, что должно находиться в передней или вестибюле. Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др. Надо разъяснять им в доступной форме значение того или иного гигиенического правила, а также плохих последствий, которые могут возникнуть при его нарушении.
Воспитание гигиенических навыков должно проводиться так, чтобы вызывать у детей положительные эмоции, в частности во время игры, прогулки, при чтении соответствующих рассказов, сказок. Большое значение имеет сознательное отношение к задачам гигиенического воспитания и активная помощь родителей и технического персонала детского учреждения.
Санитарно-просветительная работа
Санитарно-просветительная работа с родителями.
Работа с родителями, направленная на повышение гигиенических знаний по уходу и воспитанию детей, должна проводиться в дошкольных учреждениях по специально разработанному плану, в необходимых случаях и сверх плана, например при появлении в дошкольном учреждении инфекционных заболеваний, при проведении профилактических прививок, закаливающих процедур и пр.
При поступлении ребенка в детское учреждение после предварительного знакомства с ним и его медицинского обследования следует провести беседу с родителями (санитарно-просветительный инструктаж). Обычно это делает врач или медицинская сестра в присутствии воспитателя, в группу которого поступает ребенок. Родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, подчеркивая необходимость соблюдения дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, и закрепления прививаемых ребенку гигиенических навыков.
Если лекции проводятся главным образом врачом или заведующей и приурочиваются к родительским собраниям, когда собирается большая аудитория, то беседы должны в основном проводить воспитатели, чаще с небольшой группой или отдельными родителями при приеме и выдаче детей, при посещении детей на дому, когда воспитатель знакомится с бытовыми условиями семьи. Если родители нарушают санитарно-гигиенические правила, воспитатель должен разъяснять необходимость их соблюдения и регулярно проверять, соблюдаются ли они в дальнейшем.
Всякое запланированное выступление требует предварительной подготовки. Надо по каждой санитарно-просветительной теме заранее составить план или перечень основных вопросов в той последовательности, в какой воспитатель предполагает их излагать во время лекции или беседы. План этот надо проконсультировать с врачом, обслуживающим детское учреждение. Беседы и лекции не следует читать по написанному: они должны быть непринужденными, доступными, без излишних иностранных слов или научных терминов. Для лучшей наглядности во время бесед и лекций хорошо демонстрировать муляжи, макеты, рисунки, плакаты, таблицы и пр., пользоваться проекционными фонарями, эпидиаскопами или фильмоскопами.
Санитарно-гигиенический уголок. В вестибюле (приемной) дошкольного учреждения желательно оформить специальный санп-тарно-гигиенический уголок. Здесь на отдельном столике можно разложить соответствующие памятки, листовки, брошюры, журналы: повесить лозунги и плакаты, санитарную стенную газету, доску вопросов и ответов.
Здесь медицинский персонал, заведующая, воспитатели могут регулярно проводить беседы и с родителями, и с техническим персоналом. Для лучшего оформления уголка можно использовать выставочные диапозитивы, которые помещаются в специальных деревянных конструкциях (вертушках), освещенных изнутри, а также диапозитивы в ширмочках, которые располагают на подоконниках. В стенных газетах, бюллетенях желательно главным образом использовать местный материал, освещать те или иные конкретные примеры из жизни данного дошкольного учреждения,
Вопросы: 1. Какие гигиенические навыки следует прививать детям в дошкольных учреждениях, какое значение они имеют для ребенка? 2. Какие условия необходимо соблюдать при привитии гигиенических навыков детям? 3. Какие задачи преследует санитарно-просветительная работа с родителями? 4. Какие средства следует использовать при проведении санитарно-просветительной работы с родителями?
Задание: Пронаблюдать, какие методы и средства используются в дошкольном учреждении для привития гигиенических навыков детям и санитарно-просветительной работы с родителями.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............... 3
1. Клеточное строение и развитие организма ..... 4
(1. Клетки и ткани . .......... —
2 Ткани ............... 6
3 Рост и развитие ........... 8
2. Двигательный аппарат .......... 11
4. Общий обзор скелета человека ........ —
5 Свойство и развитие костной ткани ...... 16
6. Развитие скелета человека .,...,... 20
7 Скелетные мышцы ............ 22
8 Работа мышц ............. 24
^ Развитие мышц у ребенка ......... 27
10 Развитие основных свойств двигательного аппарата . . 31
11 Развитие правильной осанки ......... За
3. Нервная система ............ 41
12 Общий обзор строения и функций нервной системы . . —
13 Проведение возбуждения в нервной системе .... 46
14. Координация функций организма ........ 4)
15 Развитие нервной системы .......... 53
4^Высшая нервная деятельность ........ 57
Ч^Условные рефлексы и их образование ...... —
|7/ Торможение условных рефлексов .... ... 62
То Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий ............... 64
19. Изучение условных рефлексов у человека ..... 66
20 Особенности высшей нервной деятельности детей ... 68
21. Развитие речи .......... . , 72
2.2. Обобщение и различение комплексных раздражителей . . 75
gjl/типы высшей нервной деятельности ....... 77
2^' Сон и его физиологическое значение ...... 79
25. Гигиеническая организация сна ....... .83
'•^ 26. Утомление и борьба с ним ......... 85
27. Режим в дошкольных учреждениях ..... .89
28. Гигиенические требования к проведению занятий и игр . 90
29. Детская нервность ............ 94
5. Анализаторы ............. 99
30. Общие закономерности функций анализаторов .... —
"31. Кожный анализатор ........... 103
32. Внутренние анализаторы ......... .-^ 106
33. Обонятельный и вкусовой анализаторы.... ,/'' . 108°
34. Слуховой анализатор ........ •^•' • 112
35. Развитие слухового анализатора. Гигиена слуха /. . .113
36. Строение и развитие глаза . . . . . /:' . . .116
37. Светопреломляющий аппарат глаза . . у • . . .118
38. Дальнозоркость и близорукость . . . '. . . . .120 39 Восприятие света и цвета .... .4 . . .- • .124
40. Пространственное зрение . . . •/ • • • * • .127
41. Гигиена зрения . . . . . /. ..... 130
6. Кровеносная система . . . • /. . . . . • .135
42. Значение кровеносной системы ./...,...—' А. Кровь . . . . . . / . . . . . . l . 137
43. Состав крови . . . . , f. . ...... —
44. Возрастные особенности' крови у. . . . . . . . 142
45. Антигены и антитела .../........ 145
46. Иммунитет....../....•••• J^\
Б. Кровообращение.. .1. . . . . . . . \lj^y
47. Сердце и его работа . .I . . . . . . . . —
48. Возрастные особенности строения и работы сердца . . 152 49 Движение крови по сосудам у . . . . . . . 158
50. Регуляция кровообращения /....,.... 162
51. Тренировка сердца . . /. ........ 165
7. Органы дыхания . . . . . . . • • • . • 169
52. Строение органов дыхания ......... —
53. Дыхательные движения .......... 1Z2
54. Развитие органов дыхания , . . . . г ^« . . ^Ъ
55. Голос и речь ............. Г8Т
56. Значение правильного дыхания ....*... 183
57. Воздушный режим дошкольных учреждений . . . . . 185
8. Пищеварение ............. 189
58 Поступление пищи в пищеварительный 1ракт .... —
59. Переваривание пищи . . . . . . . . . . . 192
60. Работа органов пищеварения в целом ...... 196
61. Возрастные особенности строения и работы органов пищеварения . , . . . . . . . . . . . . . 197
9. Питание . . . . . . . . . . . . . . • 201
62. Обмен веществ и энергии в организме ...... —
63. Витамины . . __ . . . . . . у . . . . 205
64. Энергетическая с^ря1йга~вб*<еяа._ннормы питания . . . 208
65. Физиолого-гигиенические основы бргаЯтгващпп питания . . 213
66. Вскармливание грудных детей . . . "n^ .... 215
67. Организация питания детей от 1 года до 7 лет .... 219
68. Желудочно-кишечные заболевания у детей . . . . . 221 69 Гигиена питания ............ 227
10. Органы выделения ........... 223—
70. Образование мочи . . . ^ . ........ —
71. Выведение мочи из организма ........ 232
11. Железы внутренней секреции ........ 235
72 Гормональная регуляция функций организма .... — 73. Внутренняя секреция растущего организма ..... 239
12. Половые железы ............ 240
74. Мужские и женские половые органы ....... —
•>»•
13. Кожа .............. 243
75. Строение и функции кожи ......... —
76. Поражения кожи при различных заболеваниях . ^. . 246
77. Гигиена кожи и одежды .......... 249
14. Закаливание детского организма ........ 255
78. Основы закаливания ........... —
79. Средства закаливания ........... 257
15. Инфекционные заболевания ......... 263
80. Общие сведения о заразных болезнях и борьбе с ними . —
81. Острые инфекционные заболевания ....... 265
82. Хронические- заразные заболевания ....... 270
|