Обратная связь
|
Выпускной квалификационной работы Структурными элементами выпускной работы является:
- титульный лист
- оглавление
- введение
- основная часть
- заключение
- список литературы
- приложения.
Титульный лист включает следующие сведения:
- полное наименование вуза, факультета, кафедры
- название темы
- сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, № группы)
- сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
- сведения о допуске выпускной работы к защите (дата допуска, Ф.И.О., ученая степень, ученое звание и подпись заведующего выпускающей кафедрой)
- сведения о месте и дате выполнения (приложение 1).
Оглавление содержит перечень структурных элементов работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их место расположения в тексте: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.
Введениехарактеризует актуальность и значимость темы. Назначение введения состоит в оценке современного состояния решаемой научной проблемы, обоснования необходимости проведения исследования; введение информирует о содержании научно-исследовательской работы. Основу информации составляет обоснование актуальности тематики исследования. Сутью актуальности является проблемная ситуация. С точки зрения познавательного процесса, проблемная ситуация отражает противоречие между знаниями и потребностями в каких-то результативных действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий. Оригинальность постановки вопроса, особый угол зрения на предмет анализа, отличие вновь предлагаемого подхода – являются типичным проявлением новизны и оригинальности авторского подхода к анализу и разрешение проблемной ситуации.
Частным выражением актуальности является противопоставление традиционной точки зрения специалистов на предмет данного исследования и мнения автора выпускной работы, опровержение распространенной установки на основе объективных доказательств; низкая степень изученности предмета предполагаемого исследования, новизна формулировки предмета.
НАПРИМЕР:
Актуальность. Переход к информационному обществу, создание единого информационного пространства требуют создания информационной инфраструктуры. Информационная инфраструктура любого уровня (глобальная, национальная, отраслевая и т.д.) состоит из информационных ресурсов, вычислительных ресурсов и средств телекоммуникаций. Информационные и вычислительные ресурсы формируются на основе программно-аппаратных платформ различных классов (персональные ЭВМ, рабочие станции, мини-ЭВМ, мэйнфреймы, супер-ЭВМ), изготовленных различными производителями и работающих под управлением различных операционных систем.
Осуществляется переход к гетерогенным системам. В системах телекоммуникаций используются различные протоколы и форматы обмена данными. Неизбежно встает вопрос о переносе прикладных программ с одной программно-аппаратной платформы на другую, о доступе к различным базам данных, о взаимосвязи удаленных систем. При этом следует помнить, что любая система рано или поздно требует модернизации, расширения, и эта модернизация должна произойти с минимальными потерями, в том числе с минимальными затратами на переобучение персонала. Решения всех этих проблем следует искать на пути применения принципов открытых систем.
Концепция открытых систем является сегодня одной из самых актуальных в мире информационных технологий, причем открытость связана не только со структурой и функциональностью, но, что несомненно очень существенно, с возможностью взаимодействия систем.
Изученность темы характеризует выявленный круг опубликованных изданий по избранной теме исследования, указывается превалирующий тип изданий. Целесообразно выделение научного коллектива, индивидуального автора, развивающего конкретное направление, выбранное в качестве предмета исследования. Необходимо охарактеризовать временные рамки интереса к проблеме: отметить периоды возрастания или угасания научного внимания, опираясь на количество публикаций. Выполнение этой процедуры позволит локализовать отбор литературы, объяснить хронологические рубежи. Характеристика изученности темы требует перечисления ведущих специалистов с обязательной краткой констатацией их вклада в изучение проблемы.
Изученность может включать характеристику проблем и препятствий, встретившихся при поиске и отборе опубликованной информации.
Новизна вводимой в научный оборот информации выпускной работы отражает концептуальное отличие аттестационной работы от реферирования опубликованных источников.
НАПРИМЕР:
Изученность. Проблема медиаобразования (в основном – в частных, отдельных аспектах, связанных с кино, прессой или телевидением) явилась объектом изучения многих отечественных и зарубежных ученых. Анализ научной литературы по медиаобразованию и медиакультуре, позволил нам выявить следующие направления в разработке искомой проблемы:
· исследования констатирующего характера, в которых содержатся сведения о восприятии медиатекстов в различных возрастных категориях, о критериях и уровнях развития аудитории (И.С. Левшина, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, С.А. Шеин и др.);
· исследования общетеоретического характера, выдвигающие и анализирующие концепции, модели, методы медиаобразования и масс-медиа в целом (Л.С. Зазнобина, Р. Кьюби, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, А.В. Спичкин, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт и др.);
· работы, связанные с вопросами конкретной методики медиаобразования (Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Е.А.Бондаренко, К.Бэзэлгэт, Д.Бэкингем, К.Ворсноп, Л.С.Зазнобина, Д.Консидайн, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, Ю.М.Рабинович, А.В.Спичкин, К.Тайнер, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков и др.).
Здесь можно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, труды которых составили методологическую основу исследования.
| НАПРИМЕР: Методологическую основу исследования составили:
· на общефилософском уровне: системный подход (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, И.М. Яглом); работы, посвященные моделированию как методу познания (Б.Я. Советов, В.А. Штофф);
· на общенаучном уровне: исследования, раскрывающие сущность деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин); работы, посвященные компетентностному подходу (И.А. Зимняя, Д.А. Махотин, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков);
· на конкретнонаучном уровне: исследования ученых в области организации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, М.А. Чошанов); теоретические положения формирования информационной культуры личности (А.П. Ершов, А.А. Веряев, В.Ю. Милитарев, И.М. Яглом); методология педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, Г.Х. Валеев, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, И.К. Шалаев).
Выпускные квалификационные работы, которые носят теоретический характер, должны содержать во введении теоретическую основу исследования.
НАПРИМЕР: Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области медиапедагогики (К. Бэзэлгэт, Л.С. Зазнобина, Л. Мастерман, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.М. Рабинович, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт); исследования в области профессиональной, информационной и компьютерной компетентностей (П.В. Беспалов, О.Б. Зайцева, Л.Н. Лядова, Э.Ф. Морковина, Е.П. Ревтова, Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков, М.В. Чикурова, В.В. Щербатов и др.).
Объект научного исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Объект – это то, на что направлен процесс познания.
Объект научного исследования – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды.
НАПРИМЕР:
Объект исследования – электронные образовательные продукты учебного назначения.
|
Предмет исследования – это то, что находится в рамках, в границах объекта, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы.
Предмет научного исследования – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки (мысленного) обзора, аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.
НАПРИМЕР:
Предмет исследования – разработка образовательного продукта средствами мультимедиа.
|
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему ВКР, которая обозначается на титульном листе как ее название.
Цель исследования ориентирует на конечный результат – теоретико-познавательный или прикладной. Цель должна быть сформулирована кратко, предельно точно и выражать то основное, что намерен сделать исследователь.
Формулировка цели исследования может быть такой: выявить…; описать…; проанализировать…; обобщить опыт…; дать сравнительную характеристику…; сопоставить…; охарактеризовать возможности…; сформулировать рекомендации…и т.д.
НАПРИМЕР:
Цель исследования – создать методическое обеспечение по оцифровке и обработке аудиоданных средствами программы Sound Forge.
Цель научно-исследовательской работы конкретизируется в системе исследовательских задач.
Задачи– это данные в конкретных условиях цели деятельности; они должны полностью раскрывать цель, представляя собой звено, шаг, этап ее достижения. Принято выделять три вида задач:
- историко-диагностические – связаны с изучением истории и современного состояния научной проблемы, теоретических оснований исследования;
- теоретико-моделирующие – связаны с раскрытием сущности изучаемого, факторов, влияющих на его функционирование и преобразование;
- практически-преобразовательные – связаны с разработкой и использованием особых приемов, методов и средств рациональной организации информационных процессов, информационных систем, а также с разработкой технологической документации в адрес отдельных организаций или предприятий.
Следовательно, задачи исследования должны включать в себя следующие элементы:
1) решение определенных теоретических вопросов – анализ историографии проблемы, выявление сущности изучаемого явления, научного понятия, совершенствование (или оптимизация) его определения, разработка типологий, классификаций и т.д.;
2) эмпирическое изучение практики решения данной проблемы в отечественном и зарубежном информационном производстве, выявление ее современного состояния;
3) описание методов и средств решаемой задачи, иллюстрируемые данными и формами выходных документов, используемых при реализации поставленной задачи информационного обеспечения на модельном примере в составе профессионально-ориентированной информационной системы;
4) анализ предлагаемого пути, способов, а также оценивание экономической, технической и (или) социальной эффективности их внедрения в реальную информационную среду в области применения.
Формулировки могут быть следующими: рассмотреть…; описать…; провести научный анализ…; определить…; предложить типологию…; выявить причины…; раскрыть…; установить…; разработать…; экспериментально проверить … и т.д.
НАПРИМЕР:
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать теоретические представления о медиаобразовании и компетентностном подходе к образованию;
- выявить современное состояние медиаобразования в вузах культурологического профиля;
- уточнить представления и определить структуру медиакомпетентности в современных социокультурных условиях;
- сконструировать модель формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности;
- разработать технологию формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности на основе контекстного подхода в компьютеризированном учебном процессе;
- обосновать уровни и критерии оценки знаний, умений и навыков студентов в области компьютерной грамотности и медиакомпетентности;
- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность технологии формирования медиакомпетентности в компьютеризированном учебном процессе студентов библиотечно-информационной специальности.
| Выпускные квалификационные работы, которые носят прикладной характер, должны содержать во введении практическую значимость работы.
Практическая значимость отражает рекомендации по изменению и совершенствованию конкретной практической деятельности в современных социально-экономических условиях региона.
Апробацияматериала информирует о том, где, когда и в какой форме публично заслушивались сообщения автора выпускной работы о данных проведенного исследования.
НАПРИМЕР:
Апробация. Материалы исследования представлены в докладах и выступлениях:
1) на международных конференциях и семинарах: «Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов» (Москва, 2001 г.);
– на межрегиональных и межвузовских конференциях: «Молодежь - Барнаулу» (Барнаул, 2001, 2002, 2003 гг.), вузовской конференции «Сохранение культурного наследия народов Сибири» (Барнаул, 2003 г.).
Основные положения исследования изложены в 10 публикациях общим объемом 2,5 п.л.
|
Во введении обязательно указываются методы сбора и анализа информации, базы исследования.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:
I. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные методы (например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой.
II. Общенаучные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.
III. Частно-научные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.
IV. Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
V. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.
Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.
Далее представлены методы, которые чаще всего используются в научных работах:
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т.д.
Аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
Абстрагирование– процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
Идеализация– мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное не очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.
Моделирование– метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте –модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) – в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.
НАПРИМЕР:
Поставленные задачи обусловили применение методов исследования: традиционный анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, сравнительный анализ статистических данных, вторичный анализ результатов эмпирических исследований, наблюдение, анкетирование, экспертный опрос, фокус-группы, эксперимент и т.д.
|
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Основная часть. Основное содержание структурно распадается на две части (главы, параграфы). Обязательным структурным элементом основной части является аналитический обзор темы. Он представляет собой результат переработки содержания документов, отражает обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора. Информация аналитического обзора должна дать основание для доказательства необходимости проведения исследования по теме.
Во второй части основного содержания должна быть охарактеризована исследовательская программа (инструментарий, критерий отбора наблюдаемого объекта, баз исследования), дана количественная и качественная характеристика полученных данных, их интерпретация, сделаны основные выводы.
Заключение содержит главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.
Основной текст выпускной квалификационной работы должен быть не менее 40 с., набранных шрифтом Times New Roman, кегль 14, через полтора интервала.
|
|