ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Защита ВКР происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Задачей ГАК является определение уровня теоретической и практической профессиональной подготовки выпускника, а также принятие решения о возможности выдачи ему диплома о соответствующей квалификации.
Подготовка к защите ВКР представляет собой важную роль и ответственную работу. Важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить. Высокая оценка руководителя и рецензента может быть снижена из-за слабой защиты, неисполнения графика подготовки ВКР.
Требования к докладу
Дипломник, получив положительный отзыв о ВКР от научного руководителя, рецензию внешнего рецензента и приказ о допуске к защите, должен подготовить доклад (5-10 минут), в котором четко и кратко излагаются основные положения ВКР, при этом для большей наглядности целесообразно пользоваться современными технологиями. Можно также подготовить раздаточный материал для председателя и членов ГАК. Краткий доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, не зачитывая текст.
В докладе следует указать, что сделано лично дипломником, чем он руководствовался при исследовании темы, что является предметом изучения, какие методы использованы при изучении проблемы, какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы вытекающие из исследования основные выводы, которые могут быть использованы в практической деятельности.
Доклад не должен быть перегружен цифровыми данными, которые приводятся только в том случае, если необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.
Рекомендации по составлению электронной презентации выпускной квалификационной работы с помощью программы Microsoft PowerPoint
Электронная презентация – электронный документ, представляющий набор слайдов, предназначенный для демонстрации проделанной работы.
Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия. Электронная презентация должна продемонстрировать то, что сложно объяснить на словах.
Задачи презентации:
· привлечение внимания аудитории;
· представление необходимой информации, достаточной для восприятия результатов проделанной работы.
1. СХЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Титульный лист
Презентация начинается со слайда, содержащего название работы, имени и фамилии автора, группы, научного руководителя. Также на первый слайд целесообразно поместить логотип учреждения, название предприятия, кафедры, где готовится презентация, либо о чем будет идти речь, а также сведения об авторе.
В качестве фона или изображения первого слайда допускается использовать рисунок или фото, имеющие непосредственное отношение к теме презентации. В случае, если вы использовали рисунок или фото как фон слайда, то текст поверх такого изображения должен быть читабельным (рис. 1)
Монотонный фон или фон в виде мягкого градиента будет смотреться на первом слайде вполне эффектно. Выбирая стандартный шаблон или создавая собственный дизайн слайда, выступающий должен провести некую ассоциацию между названием работы и выбором слайда (рис 5.2).
Рис. 1. Образец титульного листа
Рис. 2. Ассоциативное восприятие названия темы и дизайна слайда
Введение (план презентации)
Очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации. Во введении определяется актуальность темы, дается характеристика направления исследования.
Введение можно оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации). Объем не более одного слайда.
Основная часть
Формулируются задачи, которые предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Рассматриваются варианты решения поставленных задач. Это должна быть не сама содержательная информация, а пояснение к ней – рисунок, схемы, основные тезисы.
Содержательную информацию должен излагать докладчик в своем выступлении.
· современное состояние проблемы и схематичное представление основных физических эффектов, на которых основано исследование;
· экспериментальная часть и обсуждение результатов. Здесь можно показать экспериментальную установку, схематическое изображение эксперимента, необходимое для понимания результатов и т.д. (рис.3);
· приводятся основные результаты проделанной работы.
Рис. 3. Схематическое изображение экспериментальной части
Заключение (вывод)
В заключении кратко, в 3-5 тезисах, излагаются основные результаты проделанной работы. Завершать презентацию следует краткими резюме, содержащими основные положения, важные данные, прозвучавшие в докладе и т.д.
Презентация завершается повтором титульного листа презентации, без слов благодарности!
Расчет времени на количество слайдов (таблица № 1)
Тип слайда
| Кол-во
| Время
| Титульный слайд
|
|
1 мин.
| Обоснование актуальности
| 1-2
| Постановка цели работы (1-4 цели)
|
| 1 мин.
| Изложение методики
| 2-4
| 2-3 мин.
| Основные результаты
| 2-4
| 2-3 мин.
| Выводы
| 1-2
| 2 мин.
| Заключительный слайд (повтор 1-го)
|
|
–
| Вспомогательные слайды
| ?
|
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СЛАЙДОВ
Общие требования
1. Средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя из: а) количества слайдов; б) регламента выделенного на защиту работы.
2. Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда). При этом учитывая, поля (края слайда), чтобы текст был расположен (симметрично по левому и правому краям слайда) (рис. 4).
3. Дизайн должен быть простым и лаконичным и в то же время следует учитывать тематику вашей работы.
4. Каждый слайд должен иметь заголовок.
5. Слайды могут быть пронумерованы (по желанию).
Оформление заголовков
1. Назначение заголовка – информирование аудитории о содержании слайда. В заголовке необходимо указать основную мысль слайда.
2. Заголовки на всех слайдах должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
3. Текст заголовка должен быть размером не менее 24 пунктов.
4. Точка в конце заголовка не ставится, только между предложениями в заголовке.
5. Не писать длинные заголовки.
Рис. 4. Использование максимального пространства на слайде
Выбор шрифтов
1. Для оформления презентации следует использовать шрифт без засечек (таблица № 2)
2. Большинство дизайнерских шрифтов, используемых обычно для набора крупных заголовков оформления фирменного стиля, в печатных изданиях и т.п. в рамках презентации смотрятся слишком броско, отвлекают внимание от ее содержания, а порой и просто вызывают раздражение аудитории.
3. В одной презентации можно использовать не более 2-3 различных шрифтов.
4. Рекомендуемые размеры шрифтов (таблица № 3)
Вид объекта
| Размер шрифта
| Заголовок слайда
| 36-44 pt
| Подзаголовок
| 24-28 pt
| Сведения об авторе
| 12-14 pt
| Текст
| 18-28 pt
| Подписи данных в диаграммах
| 20-24 pt
| Подписи осей в диаграммах (если есть)
| 18-22 pt
| Заголовки осей в диаграммах (если есть)
| 18-22 pt
| Шрифт легенды
| 16-22 pt
| Номер слайдов
| 14-16 pt
| Информация в таблицах
| 18-22 pt
| 5. Шрифт менее 18 пунктов плохо читается при проекции на экран. При создании слайда необходимо помнить о том, что резкость изображения на большом экране может быть ниже, чем на мониторе. Чрезмерно крупный размер шрифта затрудняет процесс беглого чтения. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные. Полужирный шрифт, курсив и CAPS LOCK используйте только для выделения.
6. Не стоит увлекаться созданием надписей с помощью объектов WordArt, такие надписи, подкупающие разработчика презентации причудливой формой, возможностью использовать разнообразные тени и объем, как правило, лишь ухудшают восприятие слайдов (рис. 5).
Рис. 5. Использование объектов WordArt
Цветовая гамма и фон
1. Для презентации изначально необходимо подобрать цветовую гамму: допускается 2-3 цвета на одном слайде, среди которой могут быть как теплые, так и холодные цвета. Любой из этих цветов должен хорошо читаться на выбранном ранее фоне. В выборе цветовой палитры должны быть учтены.
2. Эргономические требования: значения цветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым ассоциациям.
3. Психологические моменты: основное свойство «теплых» цветов вызывать возбуждение, они стимулируют интерес человека к внешнему миру, общению и деятельности. «Холодные» цвета вызывают торможение. Это успокаивающие и снимающие возбуждение цвета, они вносят в поведение человека рассудительность, рациональность.
4. Основной текст рекомендуется набирать нейтральным цветом – черным, белым, темно синим, темно серым в зависимости от яркости фона самого слайда.
5. Следует избегать использования в тексте, графики и фона одного цвета, со сходной насыщенностью цвета и одинаковой яркости. Выбирая для каждого элемента текста свой цвет, вы должны следовать такой же схеме и на последующих слайдах.
6. Выбор фона полностью определяется художественными предпочтениями автора презентации, следует избегать перегруженных графическими элементами, картинки на заднем плане, полоски, клеточки.
|