Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Финансово-экономическая оценка проекта

Раздел содержит сведения об общих инвестициях, данные об условиях и источниках финансирования проекта, величине производственных издержек, денежных потоках и финансово-экономических показателях проекта.

Важнейшей частью технико-экономического обоснования является финансово-экономическая оценка проекта и обоснование его экономической эффективности. Именно на основании этого раздела принимается окончательное решение о реализации конкретного проекта по созданию предприятия.

Экономическая эффективность создания предприятия с иностранными инвестициями может быт рассчитана на основе Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утверждены Госстроем РФ, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России № 7–12/47 31 марта 1994 г.), которые основаны в свою очередь на методике по определению экономической эффективности инвестиционных проектов ЮНИДО (Комитет по промышленному развитию при ООН).

В обязательном порядке совместное предприятие должно быть зарегистрировано. Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ проводит государственную политику по учету и регистрации предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), ведет реестр ПИИ. Она осуществляет регистрацию предприятий топливно-энергетического комплекса с иностранными инвестициями (независимо от величины уставного капитала), а также предприятий с объемом иностранных инвестиций не менее 100 тыс. руб., остальные совместные предприятия могут регистрироваться региональными и локальными органами власти.



Ликвидация СП осуществляется на основании действующего на территории России законодательства для соответствующих организационно-правовых форм предприятий. Совместные предприятия могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными действующим на территории России законодательством. Для осуществления страховой, посреднической и банковской деятельности СП необходимо приобрести соответствующую лицензию. Налогообложение совместных предприятий регулируется существующими законодательными актами, рядом дополнений, где указаны ограничения и налоговые льготы, которые целесообразно рассматривать в плоскости экономического обеспечения функционирования СП.

Сотрудниками СП могут являться как граждане России, так и иностранные граждане. Трудовые отношения – наем, увольнение, режим труда и отпусков, оплата труда, гарантия и компенсация регулируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). В целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на территории России создаются свободные экономические зоны, где устанавливается льготный режим действования для СП. Он включает в себя, например:

• упрощенный порядок регистрации ПИИ (СП);

• льготный налоговый режим (но ставки налогов не могут быть менее 50% от действующих на территории России);

• пониженные ставки за пользование землей, долгосрочная аренда сроком до 70 лет;

• уменьшение таможенных пошлин и упрощение процедуры пересечения границы и др.

Таким образом складывается правовое обеспечение становления и развития СП. Как видно из изложенного выше, выявляется тенденция по стимулированию привлечения иностранных инвестиций, в том числе и в форме прямого инвестирования (создание СП), играющих важную роль в спектре правовых отношений. Подтверждением тому являются многочисленные законодательные акты, обеспечивающие льготы функционированию СП (включая порядок создания, льготного налогообложения). Одним из таких примеров является Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. № 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации".

Сфера экономического обеспечения не менее важна, чем правового. Она достаточно обширна и многогранна. Остановимся в первую очередь на вопросах финансирования СП: образования его источников, соотношения вкладов участников в уставный капитал, а также на проблемах налогообложения и расчетов показателей эффективности функционирования СП. Для успешного привлечения иностранного капитала и современных технологий, приобретения опыта в сфере маркетинга и менеджмента, скорейшей ликвидации существующих дефицитов в производстве и на рынке и других мероприятий, осуществлению которых способствует СП или которые непосредственно осуществляются посредством создания совместных предприятий, требуются источники финансирования.

Само понятие "финансирование" можно определить как специфическую экономическую форму управления ресурсами в свответствии с интересами субъектов. Источниками финансирования совместных предприятий являются денежные вклады в уставный фонд; амортизационные отчисления; резервный и другие фонды СП, предназначенные для развития науки и техники; кредиты.

Основываясь на анализе структуры и источников финансирования капитальных вложений СП в современной экономической литературе, их можно представить в виде следующей схемы (рис. 10.8).

Основной и оборотный капитал составляют уставный фонд по стоимости. Денежные вклады в уставный фонд могут быть внесены в виде: стоимости зданий, сооружений, оборудования, других материальных ценностей; прав пользования землей, водой и иными природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием и других имущественных прав (в том числе на использование изобретений, "ноу-хау" и т.д.); денежных средств участников СП. По договоренности между участниками

СП их вклады в уставный фонд могут оцениваться как в национальной, так и в иностранной валюте. Вклад отечественного участника в уставный фонд оценивается в рублях по договорным ценам с учетом цен мирового рынка или в иностранной валюте с пересчетом по официальному валютному курсу. Вклад иностранного участника оценивается, в том же порядке, с пересчетом стоимости вклада в рубли по официальному курсу.

Рис. 10.8.Структура и источники финансирования капитальных вложений в совместные предприятия

 

При оценке земли партнеры исходят из расчетов, которые производят непосредственно местные органы власти. В определенных случаях партнеры договариваются об оценке земельного участка исходя из оценок, действующих в стране-партнере. При этом принимаются во внимание такие характеристики, как: географическое положение участка земли, обеспеченность электроэнергией, удаленность от поставщиков сырья и рынков сбыта, геолого-разведывательные и другие характеристики. Стоимость лицензий и "ноу-хау" определяется на основе вида передаваемого по лицензии объекта или его правовой охраны, цены единицы продукции, производимой по лицензии, а также объема продукции, намечаемой к выпуску в течение срока действия лицензии. В целом этот вопрос решается между партнерами на коммерческой основе.

Оборотный капитал может быть представлен в рублях, в свободно конвертируемой валюте, в сырье и материалах, необходимых для начальной стадии организации производства совместного предприятия. Сложнее анализировать амортизацию как источник финансирования деятельности таких предприятий вследствие незначительного опыта функционирования СП. Экономисты полагают, что амортизационный фонд является источником простого воспроизводства основных фондов. Конечно, за счет амортизационных отчислений возмещают средства труда, выбывшие из производства, или возобновляют частично утраченную ими потребительскую стоимость. Однако этим роль фонда амортизации не ограничивается. В рыночных условиях выбывающие средства труда заменяются новыми, которые имеют более высокие технико-эксплуатационные параметры. Кроме того, при начислении амортизации принимается во внимание и предполагаемый моральный износ. На величину амортизационных отчислений влияет и метод распределения стоимости агрегата, машины в течение срока службы. Стоимость машины не может рассматриваться как расход в год ее приобретения, поскольку это может привести к уменьшению доходов в соответствующем году. Она не может также распределяться и сверх определенного периода, иначе доход превысил бы в течение этого времени реальную производительность данной машины. Самым простым является метод, который в международных корпорациях носит название "прямолинейного". Согласно этому методу стоимость распределяется пропорционально, равными долями в течение всего срока службы. Метод двойного снижения остатка относит большую часть стоимости к раннему периоду функционирования машины и меньшую часть – к более позднему. Динамика роста количества СП и развитие их материально-производственной базы обусловливают и увеличение средств амортизационного фонда.

Международная практика показывает, что наиболее приемлемой формой финансирования СП является проектное финансирование ("project finance"). Американский экономист О. Стен Ренсен дает, например, следующее определение проектного финансирования: "Финансирование отдельной экономической единицы, при котором кредитор исходит из того, что потоки наличности данной экономической единицы являются первичными источниками средств для погашения кредита, а ее собственные средства – обеспечением кредита"*.

* Цит. по: Иванов И.Д. Международные корпорации в мировой экономике. – М.: Мысль, 1976. - С. 286.

 

Финансирование проектов называют еще балансовым финансированием, где нехватка собственных средств участников проекта замещается банковским кредитом. При осуществлении проектного финансирования имеется возможность маневрировать средствами для удовлетворения интересов и кредитора, и заемщика, что позволяет отнести метод проектного финансирования к ведущим формам финансирования СП. Основой проектного финансирования служат квалифицированные экономические и финансовые расчеты по проекту, которые позволяют сделать вывод о способности проекта генерировать выручку в национальной и в иностранной валютах в объеме, достаточном для своевременного погашения кредита и начисленных процентов, осуществления других выплат и приемлемости для кредитора (гаранта) проектных рисков.

Остановимся на условиях финансирования, обеспечивающих успешное становление и развитие СП. В ряду таких основных условий можно назвать следующие:

• эффективное по возможности использование денежных средств (на различных уровнях управления);

• обеспечение экономической заинтересованности коллектива в проведении работ по созданию и освоению производственных мощностей;

• осуществление четко организованного финансового контроля за эффективностью затрат.

Специфика финансов СП связана с характером и особенностями возникающих в этой сфере распределительных отношений. Объектом распределения в рамках СП выступает выручка от реализации продукции или услуг. Вообще финансовые отношения СП могут осуществляться в процессе расширенного воспроизводства между такими экономическими агентами, как:

• государство и СП (при осуществлении платежей в бюджет);

• органы материально-технического снабжения и СП (операции по закупке сырья, материалов, оборудования, услуг);

• финансово-кредитные органы и СП (по вопросам использования и погашения кредитов);

• кадры (рабочие и служащие) и СП (по привлечению к деятельности в СП и оплате труда).

Изменениями и дополнениями к Закону РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" предусматривается предоставление дополнительных налоговых льгот для предприятий, создаваемых с участием иностранного капитала. В настоящее время при ввозе на территорию России иностранным инвестором товаров в качестве вклада в уставный фонд ПИИ применяются те льготы по уплате таможенных пошлин и НДС, которые установлены Законами "О таможенном тарифе" (в редакции от 7 августа 1995 г. № 128-ФЗ), "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ) и Таможенным кодексом Российской Федерации.

Помимо внутреннего законодательства, правовую основу налогообложения иностранных инвестиций формирует большое количество действующих международных двусторонних и многосторонних договоров, в определенной степени затрагивающих вопросы налогообложения. Это в первую очередь соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, определяющие налоговую юрисдикцию договаривающихся государств на доходы нерезидентов и устанавливающие налоговые льготы иностранным инвесторам, в том числе понижения ставки налога на дивиденды и проценты.

Проанализировав ситуацию с налогообложением (в первую очередь на прибыль), можно заключить, что российское правительство путем принятия ряда новых мер, в особенности касающихся налоговых льгот, способствует развитию и расширению сети СП в России, увеличению притока иностранных капиталовложений. Однако представляется, что при всей полезности этих шагов остается ряд серьезных проблем, требующих решения. Нужно подвести под деятельность иностранных инвесторов прочную, ясную, стабильную и прогнозируемую юридическую базу, в частности, принять обновленный закон об иностранных инвестициях. Необходимо также разработать общегосударственную концепцию привлечения иностранного капитала в национальных интересах, окончательно урегулировать вопросы о правах иностранных партнеров в сфере земельных отношений и в вопросах приватизации, определить отраслевые и региональные приоритеты и создать соответствующую им систему льгот для инвесторов.

При рассмотрении сложившейся экономической ситуации и перспектив в сфере создания и становления СП представляются разумными анализ и оценка деятельности совместных предприятий как основной составляющей ПИИ с точки зрения их развития в России на территории Российской Федерации в целом и в отдельных областях государства.

Несмотря на сложность обстановки и утверждения ученых, что "иностранные инвестиции осуществляются ныне в гораздо более плохом инвестиционном климате по сравнению с концом 80-х годов, когда стало возможным осуществлять прямое иностранное инвестирование в нашу страну", число ПИИ, в том числе и СП, быстро увеличивается. По данным некоторых источников экономической статистики* только за 1993 г. оно возросло в 2,5 раза и в конце года почти в четыре раза превысило их количество на конец 1991 г. Так, только количественный показатель СП возрос в 1996 г. по сравнению с 1991 г. в восемь раз, а объем производства вырос в 3917 раз (естественно, эту цифру надо рассматривать с учетом уровня изменения инфляции в указанный период). Это может объясняться рядом таких причин, как наличие и увеличение степени привлекательности России как новой огромной сферы приложения иностранных инвестиций, ее заинтересованность в привлечении иностранного капитала, некоторые успехи в продвижении к экономике свободного рыночного хозяйства, а также присоединение России в 1992 г. к ведущим международным финансовым организациям (МВФ, МБ, ЕБРР), что в какой-то степени повысило доверие к России как к участнику международного сотрудничества и открыло новые источники внешнего финансирования.

* Евдокимова Е. "Новые грани зарубежного партнерства" //Российская Федерация в цифрах в 1993 г. Российский инвестиционный вестник. – Май 1997. – № 27.

 

Даже при общем сокращении производства в стране выпуск продукции на СП заметно увеличивается. Их доля в ВВП России повысилась, согласно расчетам д-ра экон. наук Б. Пичугина (Институт Европы РАН), с 1% в 1991 г. до 3% в 1993 г. В целом сумма иностранных инвестиций, включая прямые зарубежные инвестиции (вливания в создание СП и ПИИ), достигла 7,86 млрд. долл. США на 1 января 1996 г., привнеся в российскую экономику 5,06 млрд. долл. США за один год. Прямые инвестиции составили 70,4% общего объема инвестиций, что отражено в табл. 10.5.

 

Таблица 10.5. Объем иностранных инвестиций в российскую экономику, включая прямые иностранные инвестиции, 1995–1996 гг.

  млрд. долл. США млрд. руб.
Общий объем на 01.01.1996 7,86 1272,2
В том числе прямые инвестиции 5,53
В 1995 г.* 2,8 850,2
В том числе прямые инвестиции** 1,88

* По сравнению с 1994 г. увеличились в 2,8 раза.

** По сравнению с 1994 г. увеличились в 1,9 раза.

Источник: Внешнеэкономические связи //Экономика и жизнь. – 1997. – № 14. -С. 5.

 

Среди иностранных партнеров по СП, осуществляющих прямые инвестиции, ведущие позиции занимают соответственно США (около 14%), Германия (около 12%), Великобритания, Китай, Финляндия, Польша (рис. 10.9), т.е. в первую очередь это промышленно развитые страны с рыночной системой хозяйствования и богатым опытом как в сфере инвестирования, так в целом в области международного сотрудничества. Это прежде всего страны, которые следуют политике глубокой интеграции в мировое хозяйство, поиска новых рынков, развития новых форм экономического выживания и успеха.

Общая сумма уставного фонда всех зарегистрированных СП на 1 января 1997 г. составила 23,9 трлн. руб., при этом доля зарубежных партнеров в нем достигла 75%. Число занятых на СП растет год от года, в период 1995–1996 гг. оно повысилось на 8,7%. Интересен тот факт, что более половины из работающих были заняты в промышленности – 53%, в торговле и общественном питании – 20,4%. Такой единичный показатель, как процентное соотношение сотрудников по странам в СП и ПИИ, явственно демонстрирует вклад СП в процесс создания рабочих мест – 99% из них граждане России.

В целом по Российской Федерации распределение СП по сферам народного хозяйства отличается от отраслевого их распределения по регионам. Весомая часть работает в промышленности – 21%, в строительстве – 7,4; сфера общественного питания и торговли занимает 43%, затем следуют транспорт и телекоммуникация. Больше половины объема производства в рублях – 57% – приходится на промышленную продукцию. Структура иностранных инвестиций в экономику России по другой классификации показана в табл. 10.6.

Рис. 10.9.Основные иностранные партнеры совместных предприятий в России, 1996 г.

 

Таблица 10.6. Структура иностранных инвестиций в экономику РФ в 1996 г. (по отраслям вложений), % от общего объема*

Отрасль   Объем иностранных капиталовложений
Промышленность Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка Торговля и общественное питание Прочие 33,3 29,6   23,6 4,7 8,8

* По данным Госкомстата России. РИВ, № 21, май 1997.

 

Тем не менее приток зарубежных средств доминирует в промышленные предприятия, являясь таким образом основой для функционирования СП.

Большая часть экспортируемой продукции СП на территории Российской Федерации – продукция промышленного производства. Намечается тенденция снижения доли топливно-энергетических ресурсов в структуре экспорта "совместных предприятий. Если в 1993 г. на минеральное топливо и нефть приходилось более 60%, сегодня эта цифра снизилась до 47,5%. Следовательно, возможно постепенное изменение структуры экспорта СП, отход от сырьевого начала в сторону готовой продукции и прежде всего продукции тяжелого машиностроения, металло- и деревообработки. Действительно, уже сейчас значительные суммы экспорта составляют продукция деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

 

В Свердловской области основными видами экспортируемой продукции также является продукция промышленного производства, в первую очередь алюминий и изделия из него, а также продукты деревообрабатывающей промышленности.

 

Географический спектр экспортирования продукции российских СП достаточно широк. Совместные предприятия по России экспортируют в первую очередь в Польшу, Германию, Великобританию, Канаду, Японию и Италию. СП в Свердловской области – в Монголию, Австрию, Люксембург, в небольших размерах в Германию, США, Финляндию, Францию (рис. 10.10).

Рис. 10.10. Структура экспорта совместных предприятий России по странам, 1996 г.

 

Импортируется совместными предприятиями России продукция текстильной промышленности и машиностроительной. Значительная часть всего импорта (примерно 11,2%) СП по России поступает из США, а около 7% товаров импортируется из Германии. Отмечается также тенденция повышения доли импорта во внешнеторговом обороте СП по сравнению с 1995 г. - с 37% до 47%.

Вопрос о занятости в СП представляет собой тоже весьма важный момент, требующий более подробного обучения. Занятость в СП (ПИИ) на общем фоне роста безработицы только за последние два года более чем удвоилась, причем основную часть их персонала составляют российские граждане. Специалистов, особенно молодых, привлекает сюда возможность получить новые навыки, более развитая культура производства, поощрение труда путем скрытых выплат в валюте или поездок за рубеж. Подобные факторы достаточно трудно измерить количественно, но они весьма важны с качественной стороны. Создание СП и привлечение иностранных инвестиций позволяет также пережить трудные времена и обрести новую гражданскую специализацию ряду крупных оборонных заводов.

Основной задачей становится устранение или по возможности смягчение негативных моментов, таких, как недоработки в законодательстве, нестабильная социально-политическая обстановка в стране, коренным образом влияющих на принятие решения об инвестировании. Это возможно только при тщательном изучении современного состояния экономики, ее потребностей и перспекгив. В этой связи стоит обратить внимание на привлечение иностранных инвестиций и создание сот вместных предприятий. Это один из инструментов рыночной экономики, позволяющий достигать намеченного результата в области производства, научных исследований, сбыта, управления и т.д. при меньших затратах труда по сравнению с теми, которые были бы необходимы для этого при условии, если участники действуют порознь.

Необходимость привлечения иностранного капитала предопределяет совершенствование порядка разрешения и регистрации предприятий с иностранными инвестициями, упрощения данных процедур. Нужно поддерживать стремление к разработке надежных нормативно-правовых регуляторов и прогнозируемости изменений в них. В рамках правового обеспечения создания и успешного функционирования СП в России предпринимаются серьезные шаги к совершенствованию правовых норм, регулирующих их деятельность, хотя некоторые вопросы (как, например, права собственности на землю для иностранных партнеров, а также разработка правовых норм в отдельных отраслях, особенно добывающей и перерабатывающей промышленности) еще не разъяснены окончательно и нуждаются в дальнейшем исследовании и доработке. Скорейшее принятие данных правовых документов могло бы повысить привлекательность России для иностранных инвесторов и расширить рамки международного экономического сотрудничества.

СП пользуются всеми льготами, которые предусмотрены внутренним налоговым законодательством, намечается тенденция введения федеральными органами дополнительных мер, способствующих привлечению иностранных инвестиций. При организации СП полезно учитывать мировой опыт управления предприятием применительно к экономической ситуации в России, привлекать высококвалифицированных специалистов, внешних консультантов к разработке проекта СП, а также организовывать обучение российских сотрудников.

Ответьте на вопросы

1. Раскройте содержание международной кооперации труда и охарактеризуйте ее основные формы.

2. Дайте определение совместного предприятия как формы международной кооперации труда и прямых иностранных инвестиций? Какие типы совместных предприятий вы знаете?

3. В чем состоит мотивация создания совместных предприятий для российских и зарубежных партнеров?

4. Как осуществляется выбор партнера для совместного предприятия (основные этапы, критерии оценки)?

5. В чем состоит организационно-экономическое обеспечение деятельности совместных предприятий? (Охарактеризуйте модели управления СП.)

6. Дайте характеристику инвестиционного климата Российской Федерации. Какие факторы оказывают влияние на его формирование?

7. Каковы основные принципы правового обеспечения создания и развития совместных предприятий в России?

8. Как оценить состояние и перспективное развитие СП в России? Какие пути по совершенствованию правового, организационного, финансового обеспечения вы могли бы предложить?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.