ПРИРОДНО – КЛИМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…..6
1 Обоснования необходимости строительства дороги…………….…..8
1.1 Транспортная сеть района проектирования……………………………..8
1.2 Характеристика отраслей народного хозяйства………………………...9
1.3 Перспективы развития экономики района и
обоснования строительства……………………………………………....10
Природно – климатические характеристики района
проектирования………………………………………………………….11
2.1 Климат и рельеф………………………………………………………….11
2.2 Геологические и гидрологические характеристики…………………...13
2.3 Дорожно – строительные материалы…………………………….…...…14
3 Установление категории автомобильной дороги…………………...15
3.1 Определение перспективной интенсивности движения……………….15
3.2 Установление технических норм проектирования
по СП 34.13330.2012……………………………………………….……..20
4 Проектирование трассы………………………………………………22
4.1 Нанесение трассы и ее описание………………………….…………….22
4.2 Расчет ведомости углов поворота, прямых и кривых…………….…….23
4.3 Сравнение вариантов трассы
5 Расчет искусственных сооружений……………………………….…...29
5.1 Определение характеристик водосборного бассейна …………….……29
5.2 Расчет ливневого стока для сооружения………………………………...31
5.3 Расчет расчетного расхода вод…………………………………………...32
5.4 Определение проектных характеристик труб …………………………...32
5.5 Определение проектных характеристик малых мостов…………….33
6 Проектирование сокращенного продольного профиля……………..44
6.1 Анализ условий и назначение руководящей
рекомендуемой отметки…………………………………………………...46
6.2 Проектирование сокращенного продольного профиля……………….46
6.3 Построение эпюры скоростей…………………….…………………….46
6.4 Построение графиков коэффициентов аварийности………………….48
6.5 Построение графиков занимаемых земель…………………………….48
6.6 Разработка характерных поперечных профилей
земляного полотна………………………………………………………49
Детальное проектирование продольного профиля
участка автомобильной дороги……………………………….……...50
7.1 Расчет водоотвода……………………………………………………………
8 Проектирование и расчет дорожной одежды………………………..51
9 Расчет объемов работ…………………………………………………..
9.1 Расчет объема земляных работ……………………………………………...
9.2 Расчет объема укрепительных работ ………………………………….
Техника безопасности
при изыскательских работах………………………………………..…56
Заключение…………………………………….………………………………..57
Список использованных источников ….……………………………………58
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей народного хозяйства. На его долю приходится более 80% объема грузовых перевозок и более 90% объема перевозок пассажиров, выполняемых всеми видами транспорта.
Автомобиль как транспортное средство используется не только в системе автомобильного транспорта, не только для обслуживания народнохозяйственных перевозок. В составе транспортных потоков движется большое количество автомобилей и мотоциклов, принадлежащих гражданам и используемых в личных целях. В СНГ, как и в других странах мира, автомобиль находит широкое применение для хозяйственных и деловых поездок, для поездок к местам кратковременного и длительного отдыха и пр. Происходит процесс автомобилизации, суть которого заключается в быстром росте автомобильного парка и в проникании автомобиля во все сферы экономической и социальной деятельности человека.
Производственная работа автомобильного транспорта, эффективное использование личных автомобилей требуют наличия развитой сети благоустроенных автомобильных дорог. Дорожная сеть наиболее развита в европейской части СНГ и совершенно недостаточна в восточных и северо-восточных районах страны. За период с 1950 по 1990 гг. протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием возросла более чем в 5 раз (железных дорог – только на 50%), однако темпы прироста сети значительно уступают темпам роста автомобильного парка.
Развитие автомобильного транспорта, как в экономическом, так и в социальном аспекте – явление положительное. Есть все основания полагать, что уровень автомобилизации в будущем будет возрастать. Однако наряду с неоспоримыми положительными последствиями автомобилизации современное общество испытывает и ее отрицательные последствия.
Наиболее острой проблемой, вызванной этими последствиями, является аварийность. По данным Всемирной ассоциации дорожных конгрессов и Международной дорожной федерации на автомобильных дорогах всех континентов ежегодно гибнут более 200 тыс. человек, а потери от аварийности во многих странах составляют около 1% национального дохода.
Автомобиль является одним из основных источников загрязнения окружающей среды продуктами сгорания топлива и одним из основных источников транспортного шума.
Расход топлива автомобилями стал одной из причин чрезмерного расходования энергетических ресурсов, в частности нефтепродуктов. Если в промышленно развитых странах транспорт потребляет 12-17% всех энергетических ресурсов, то на долю автомобильного транспорта из этого количества приходится 50-60%.
Обеспечение эффективных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, уменьшение его отрицательного влияния на окружающую среду – все это является сложной социально-экономической и технической задачей. Решается она путем строительства новых дорог, реконструкции существующих, путем повышения транспортно-эксплуатационного уровня уже сложившейся сети дорог.
Инженерное оборудование автомобильных дорог в значительной степени способствует стабилизации режимов движения транспортных средств, безопасности, экономичности и комфортабельности дорожного движения, смягчению отрицательного воздействия транспортных потоков на окружающую среду.
1 ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ДОРОГИ
1.1 Транспортная сеть района проектирования
Транспортная сеть Хабаровского края представлена железными и автомобильными дорогами, морским и речным судоходством.
Важное значение имеет железнодорожный. транспорт. Главная железная дорога края - Транссибирская магистраль (участок Облучье-Хабаровск-Звеньевой). К ней примыкают ж.-д. линии: Известковая - Чегдомын, Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. На территории края строится (1977) Байкало-Амурская магистраль. В 1975 завершено строительство ж.-д. моста через р. Амур у Комсомольска-на-Амуре. Важную роль играют речные перевозки по Амуру и его притокам Уссури, Тунгуске, Амгуни.
Развит морской транспорт, связывающий Хабаровский край с прибрежными районами Дальнего Востока и зарубежными странами Тихоокеанского бассейна, в частности с Японией. Главный морской торговый порт - Ванино, действующий с помощью ледоколов круглый год; из Ванино в Холмск (о. Сахалин) осуществляется ж.-д. паромная переправа. Другие порты: Николаевск-на-Амуре, Маго, Мыс Лазарева, Де-Кастри, Охотск. Сеть автодорог обслуживает главным образом южные районы края; основные автодороги: Хабаровск – Владивосток. Хабаровск – Биробиджан и автодорога Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Широко развит воздушный транспорт. Хабаровск - крупный узел международных и междугородних авиационных линий. Имеется нефтепровод Оха (о. Сахалин) - Комсомольск-на-Амуре.
1.2 Характеристика отраслей народного хозяйства
Хабаровский край - один из важнейших индустриальных районов Дальнего Востока. В межрайонном разделении труда хозяйствово края специализируется на машиностроении и металлообработке, чёрной металлургии, лесной, деревообрабатывающей. и целлюлозно-бумажной промышленности, добыче руд цветных металлов, рыбной промышленности, нефтепереработке.
Предприятия хабаровского края выпускают морские и речные суда, металлорежущие станки, трансформаторы, компрессоры, подъёмные краны, оборудование для литейных цехов, продукцию широкого потребления: стиральные машины, бытовые приборы, и др. Основной центры машиностроения: Хабаровск (заводы "Дальдизель", энергетическое машиностроение, универсальный кабельный завод им. 50-летия СССР и др.), Комсомольск-на-Амуре (заводы "Амурлитмаш", подъёмно-транспортное. оборудования, "Металлист", электротехнический и др.), Биробиджан (заводы "Дальсельмаш", силовых трансформаторов), Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре. Чёрная металлургия представлена металлургическим. заводомдом "Амурсталь" в Комсомольске-на-Амуре (действует с 1942), который использует железный лом и даёт сталь и прокат. Развита цветная металлургия.
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - наиболее развитые отрасли в Хабаровском крае. Заготавливается (по вывозке) 12,3 млн. м3 (2010) деловой древесины. Лесозаготовки сосредоточены в южной половине края, преимущественно в массивах, тяготеющих к железным дорогам, Амуру и его притокам. Большая часть древесины вывозится за пределы края, главным образом на экспорт. Деревообрабатывающая промышленность включает группу предприятий (Тунгусский, Хорский, Амурский деревообрабатывающий. комбинаты, Ванинский лесокомбинат, Дормидонтовский и Бикинский лесозаводы), которые производят пиломатериалы, древесноволокнистые плиты, паркет, стандартные дома, тару и др. Мухенский лесокомбинат и фанерный завод в пос. Литовко выпускают фанеру. На отходах производства работает Хорский гидролизный завод. В Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане действуют предприятия по изготовлению строительных деталей, мебели. Целлюлозно-бумажная промышленность представлена самым крупным на Дальнем Востоке комбинатом в г. Амурске. Перспективы отрасли связаны с дальнейшим развитием глубокой переработки древесины, полным использованием всего сырья и отходов производства.
Основную роль в энергобалансе играют уголь и нефтепродукты. Среди угольных месторождений эксплуатируется Ургальское. Большую часть угля завозится из Райчихинска (Амурская обл.). Основа электроэнергетики - тепловые станции в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре и Амурске. Централизованное электроснабжение охватывает экономически развитые районы края, входящие в формирующуюся энергосистему юга Дальнего Востока.
1.3 Перспективы развития экономики района и
обоснования строительства
Автомобильная дорога А370 (М60) была построена в 40 годах XX века. Интенсивность движения в те годы была крайне мала, дорога носила скорее стратегическое назначение, нежели гражданское. С течением времени стране стали необходимы дороги с более высокими транспортно – эксплуатационными показателями (ТЭП). Трасса А370 соединяет два центра государственного значения (Хабаровск-Владивосток) и относится трассам международного значения.
ПРИРОДНО – КЛИМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
РАЙОНА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1 Климат и рельеф
Проектируемый участок автомобильной дороги расположен на юге Хабаровского края на западных окраинных отрогах Сихотэ-Алиня. Основными факторами, определяющими климат района, являются: географическое положение края на стыке материка Азия и Тихого океана, сложное строение поверхности и муссонный характер циркуляции атмосферы.
Территория района изысканий располагается на границе двух областей с различными физико-географическими условиями: влажными районами Тихого океана и сухими пространствами Азиатского материка. Данный район периодически подвергается воздействию разнородных по своим свойствам воздушных масс, формирующихся за его пределами. Из местных факторов наибольшее влияние на климат оказывает хребет Сихотэ-Алинь, препятствующий переносу влаги от побережья Тихого океана вглубь территории. Направление хребтов последнего определяет господствующие направления ветра.
Метеоданные представлены по ближайшим к участку метеостанции Вяземская, расположенной в 25 км северо-восточнее, и отдельные метеоданные по метеостанции Бикин – в 65 км южнее участка. Среднегодовая температура воздуха составляет 1,10С. Максимальная среднемесячная температура воздуха в июле - 20,60С (абсолютный максимум 400С). Минимальная зимняя среднемесячная температура в январе составляет минус 22,30С (абсолютный минимум минус 480С). Достаточно низкие температуры зимой обуславливают большую глубину промерзания почвы, которая достигает 1,68-2,0 метра. Атмосферные осадки в течение года распределены неравномерно. В течение зимнего периода количество выпавших осадков составляет около 10% - 15% годовой суммы, остальные осадки выпадают в тёплый период года. Среднегодовое количество осадков, выпадающее на метеостанции Вяземская, составляет 716 мм. Наибольшее среднемесячное количество осадков наблюдается в августе - 132 мм и в июле – 123 мм. В данный период возможны дожди с количеством осадков 100-130 мм за сутки. Cуточный максимум осадков 1%ВП составляет по метеостанции Вяземская 128 мм, по метеостанции Бикин – 132 мм. В качестве расчётного принимается величина 130 мм. Режим осадков значительно различается из года в год. Устойчивый снежный покров образуется в среднем 14 ноября, а разрушается - 31 марта. Расчётная толщина снежного покрова ВП 5% составляет по метеостанции Вяземская – 61 см. В малоснежные зимы высота снежного покрова не превышает 10-20 см. Муссонный климат района обуславливает сезонное направление ветров, на которое накладывает свои особенности рельеф. На метеостанции Вяземская преобладают ветра юго- западных, западных и северо-восточных румбов. В летние месяцы 28% - юго-западного, 16% - западного и 18% - северо-восточного направлений. В зимнее время 51% - юго-западного, 20% -западного и 9% - северо-восточного направлений. Вероятность скорости ветра больше 10 м/с за холодный период составляет 0,56 % (метеостанция Бикин). Скорость ветра, возможная раз в 10 лет составляет 21 м/с, раз в 20 лет – 23 м/с (метеостанция Бикин). Число дней с метелью в среднем за год - 3-4, с туманами – 3-4. простои из-за осадков составляют 37дней. Район расположен во II дорожно-климатической зоне, в 10 ливневом районе.
Таблица 1 – средняя месячная и годовая температура воздуха,0С
Месяц
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| X
| XI
| XII
| Температура,ºС
| -22,3
| -17,8
| -9,0
| 3,4
| 11,3
| 17,1
| 20,6
| 19,6
| 13,0
| 3,9
| -8,2
| -18,1
| Таблица 2 – среднее месячное и годовое количество осадков, мм
Месяц
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| X
| XI
| XII
| Количество осадков, мм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 3 – повторяемость направлений ветра, %
Направление ветра
| С
| СВ
| В
| ЮВ
| Ю
| ЮЗ
| З
| СЗ
| Январь
|
|
|
|
|
|
|
|
| Июль
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 Геологические и гидрологические характеристики
По административному делению проектируемый участок расположен на территории Бикинского района Хабаровского края Российской федерации. Рассматриваемый участок автомобильной дороги проходит по западным окраинным отрогам хребта Сихотэ-Алинь. Основное направление дороги на участке проектирования – южное. Рельеф трассы горно-холмистый. Отметки высот на водосборах ручьёв не превышают 825 м, по оси трассы - 70 м.
Трасса проектируемой автодороги проходит преимущественно по сухим участкам с обеспеченным стоком поверхностных вод, в долинах водотоков и на участках со слабым уклоном, сложенных глинистыми грунтами. Поверхностный сток не обеспечен, отмечается увлажненность и наличие кочки. ПК 0 проектируемой трассы автомобильной дороги «Уссури» км180-км188 соответствует км180 существующей автомобильной дороги М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока.
По литологическим, геоморфологическим и гидрогеологическим условиям трассу можно условно разделить на ряд характерных инженерно-геологических участков, описание которых приводится ниже. основание сложено супесью пылеватой пластичной, суглинком тяжелым пылеватым полутвердым, глиной пылеватой твердой. Грунтовые воды на участке не встречены. Тип местности по характеру и степени увлажнения - 1. Местность практически ровная, с небольшим уклоном в сторону русла реки, местами увлажненная и покрыта кочкарником. Геолого-литологический разрез на участке представлен аллювиальными отложениями: суглинками легкими пылеватыми тугопластичными; суглинками тяжелыми пылеватыми твердыми; суглинками твердыми гравелистыми; глинами пылеватыми различной консистенции; гравийными грунтами с супесчаным и суглинистым заполнителями.
Проектируемый участок автомобильной дороги проходит по западным окраинным отрогам хребта Сихотэ-Алинь. Основное направление дороги на участке проектирования – южное. Рельеф трассы горно-холмистый на всём участке изысканий. Отметки высот на водосборах ручьёв не превышают 825 м, по оси трассы - 70 м. Бассейны покрыты смешанным лесом с преобладанием берёзы. На водосборах преобладают буро-подзолистые или бурые лесные оподзоленные глеевые почвы, которые по механическому составу относятся в основном к пылевато-тяжёлосуглинистым или пылевато-суглинистым.
2.3 Дорожно – строительные материалы
Для возведения автомобильной дороги необходимо множество разнообразных дорожно-строительных материалов, доставка которых обходится недешева. В Бикинский район Хабаровского края необходимо доставить следующие дорожно-строительные материалы:
Таблица 4 – дорожно-строительные материалы
Название материала
| Место добычи материала
| Вид транспортировки
| Расстояние пути транспортировки
| Бутовый камень
| Карьер с. Каменушка
| Автотранспорт
| 18 км
| Щебень, гравий
| Песок
| с. Дальний Восток
| Автотранспорт
| 18 км
| Железобетонные конструкции
| Завод ЖБИ –
г. Хабаровск
| Автотранспорт
| 180 км
| Цемент
| Цементный завод
г. Спаск-Дальний
| Ж/д транспорт
| 350 км
| Битум, горячий асфальтобетон
| Асфальтный завод
(на участке стр-ва)
| -
| -
| Пиломатериалы (доски, брус)
| Лесозаготовительная фабрика г. Бикин
| Автотранспорт
| 45 км
|
|