Информационная технология поддержки принятия решений Характеристики и назначение
Система поддержки принятия решений и соответствующая им информационная технология появились усилиями в основном американских ученых в конце 70-х – начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании искусственного интеллекта.
Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:
- система поддержки принятия решений в качестве вычислительного звена и объекта управления;
- человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.
Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.
Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик:
- ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
- сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
- направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
- высокая степень адаптивности, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.
Основные компоненты
Основные компоненты информационной технологии поддержки принятия решений представлены на рисунке:
В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента:
– база данных
– база моделей
– программная подсистема, которая состоит из:
· системы управления базой данных (СУБД)
· системы управления базой моделей (СУБМ)
· системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером
База данных играет в информационной технологии поддержки принятия решений важную роль. Данные могут использоваться непосредственно пользователем для расчетов при помощи математических моделей.
Система управления данными должна обладать следующими возможностями:
- составление комбинаций данных, получаемых из различных источников, посредством использования процедуры агрегирования и фильтрации;
- быстрое прибавление или исключение того или иного источника данных;
- построение логической структуры данных в терминах пользователя;
- использование неофициальных данных и манипулирование ими для экспериментальной проверки рабочих альтернатив пользователя;
- обеспечение полной логической независимости этой базы данных от других операционных баз данных, функционирующих в рамках организации.
Целью создания моделейявляются описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений.
Существует множество типов моделей и способов их классификации, например, по цели использования, области возможных приложений, способу оценки переменных и т.п.
Эффективность и гибкость информационной технологии во много зависят от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений. Интерфейс определяет:
- язык пользователя;
- язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея;
- знания пользователя.
Язык пользователя – это те действия, которые пользователь выполняет в отношении системы, применяя клавиатуру, электронные карандаши, пишущие на экране, джойстик, мышь, подавая команды голосом и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов.
Язык сообщений– это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет); данные, полученные на принтере; звуковые выходные сигналы и т.п.
Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет, или сообщение. Теперь появилось новое средство представления выходных данных - машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде. Еще одна реализация языка сообщений – машинная анимация (мультипликация), позволяющая выводить сообщения в виде движущихся изображений.
Например, система поддержки принятия решений, предназначенная для обслуживания клиентов в банке, с помощью мультипликационных моделей может реально проанализировать различные варианты организации обслуживания в зависимости от потока посетителей, допустимой длины очереди, количества пунктов обслуживания и т.п.
В ближайшее время следует ожидать широкого применения в качестве языка сообщений человеческого голоса. Сейчас эта форма уже применяется в системе поддержки принятии решений сферы финансов, где в процессе генерации чрезвычайных отчетов голосом поясняются причины исключительности той или иной позиции.
Знания пользователя – это то, что пользователь должен знать, работая с системой. К ним относятся не только план действий, сформированный в сознании пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые компьютером.
|