Информационная технология экспертных систем
Характеристика и назначение
Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечается в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.
Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.
Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая организация может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея применения технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.
Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений.
Однако имеются три существенных различия:
Первое, связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень понимания этой проблемы пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.
Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснить свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение.
Третье отличие связано с новым компонентом информационной системы – знаниями.
Основные компоненты
Основные компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются:
– интерфейс пользователя;
– база знаний;
– интерпретатор;
– модуль создания системы.
Менеджер (специалист) использует интерфейс пользователя для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.
Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.
Различают два вида объяснений:
– объяснения, выдаваемые по запросам – пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий.
– объяснение полученного решения проблемы – после получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи.
Хотя технология работы с экспертной системой достаточна сложна, пользовательский интерфейс тих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.
База знаний содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам.
Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоим из двух частей:
- условия, которое может выполняться или нет
- действия, которое следует произвести, если условие выполняется.
Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой экспертной системы может содержать несколько тысяч правил.
Интерпретатор – это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.
Модуль создания системы – служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу работы модуля создания системы:
– использование алгоритмических языков программирования
– использование оболочек экспертных систем
Для представления базы знаний специально разработаны языки List и Prolog хотя можно задействовать и любой другой известный алгоритмический язык.
Оболочка экспертных систем -представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.
Вопросы для подготовки к тесту
1. Информационная технология – это ….
2. Цель информационных технологий состоит в ….
3. Информационный процесс – это ….
4. Предметом труда в информационных технологиях является ….
5. Информация – это ….
6. Информатизация – это ….
7. Информационные технологии направлены на автоматизацию ….
8. Информационные технологии автоматизированного офиса представляют собой ….
9. Информационные технологии основываются на ….
10. Информационные технологии включают … уровни.
11. Функционально-ориентированные информационные системы предназначены….
12. Командный пользовательский интерфейс – это способ взаимодействия пользователя ….
13. Графический пользовательский интерфейс – это способ взаимодействия пользователя ….
14. Сведения о фактах, объектах, событиях и явлениях, которые в данном контексте имеют вполне определенное значение, называются ….
|