Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико - методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.

Программа исследования должна отвечать на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и

научно-технических средств осуществить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

Программа социологического исследования выполняет три основные функции:

1) теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения;

2) методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов;

3) организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического исследования, постольку и первая ее часть является методологической. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой проводится намеченное исследование.

Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы – первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Другими словами, проблема – это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование.



Подлежащее решению проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения – кадровых, финансовых, технических, организационных, совокупность которых очерчивает контуры назревшей проблемной ситуации. Наличие возможных альтернатив обусловливает желательность выбора оптимального решения поставленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему.

Социологическое исследование проводится на основе социального заказа, который формулируется по инициативе заказчика. Заказчик – это практик-представитель управленческих структур, стремящийся в условиях неясности, недостатков, неудовлетворенности, трудностей, рассогласований, конфликтов получить инновационную информацию и рекомендации к нововведениям по их устранению, которые не могут дать функциональные службы, имеющие дело с узкими участками производственных процессов.

Исполнитель – профессиональная группа исследователей, способная переводить поиск оптимальных решений поставленной проблемы на качественно новый социологический уровень: системно-комплексный социологический подход методами перевода социальных явлений из исходного состояния в желаемое (новое) для заказчика. При этом дается не только инновационная социологическая информация, но и разрабатываются социологические технологии ее использования в практике решения поставленной социальной проблемы.

Представители заказчика и исполнителя занимают различные ролевые позиции к конкретным нововведениям:

первые – от содействия до противодействия;

вторые – инициативную.

Это обусловливает различные формы взаимного сотрудничества в научно организованном менеджменте заказчика и исполнителя, ведущие к их взаимной адаптации.

Организационная работа по проведению исследования включает в себя следующее:

1. Организацию отношений с заказчиками и соисполнителями исследования:

а) оформление договоров и соглашения;

б) обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов);

в) обеспечение организационных условий для проведения полевого исследования (время, помещение, условия, оргтехника);

2. Финансовое и кадровое обеспечение исследования

3. Тиражирование методологического инструментария

4. Проведение пробного (пилотажного) исследования

5. Проведение основного исследования

6. Обработка результатов исследования

7. Обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций

8. Внедрение практических рекомендаций, социологических технологий и контроль за их внедрением

Во время этой работы происходит постоянное вовлечение заказчика в исследовательский процесс:

- осуществляется экспертная оценка заказчиком предложений исполнителя при разработке программы исследования и анализ полученных социологических данных;

- вносятся новые представления о социальных явлениях и расшатываются стереотипы мышления у представителей заказчика;

- осуществляется профессиональный тренинг.

Предварительная работа с заказчикомнаправлена на то, чтобы «перевести» первоначальную общую постановку вопроса (исходной проблемы) на уровень научно-исследовательского поиска. При этом следует придерживаться правила: не начинать дела, конец которого не находится в ваших руках.

1.Провести диагностику ситуации, подлежащей изучению.

2. Провести проблематизацию, то есть, выявить подлинные решаемые проблемы в данный момент времени.

3. Очертить круг основных вопросов, которые затем предстоит решать.

4. Предварительно согласовать с заказчиком цели, необходимые результаты и возможные сроки исследования.

5. Наметить возможные способы решения поставленной проблемы.

6. Определить формы отчетности.

7. Сформулировать тему исследования.

Следует отметить, что тема исследования – вводит в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержать в себе направленность на принятие какого-то управленческого решения. Тем самым происходит первоначальное ограничение (конкретизация) поставленной проблемы.

8. Составить техническое задание на разработку темы исследования.

9. Заключить договор, ставящий заказчика и исполнителя в положение юридически ответственных лиц.

Информационно-поисковая работа над программой исследования заключает в себе совокупность действий по поиску, сбору и анализу научной литературы и типовых методик по проблеме.

1. Определить информационную базу и потенциальные источники искомой информации.

а) статистика

б) справочные и реферативные источники

в) библиографии (каталоги, книги)

г) банки данных (ИНИОН, фонды НИИ)

д) конференции

е) хозрасчетные и коммерческие услуги

ж) материалы Интернет

2. Выбрать методы получения искомой информации из отобранного круга источников: традиционный или формализованный анализ статистики, документов, литературы, опрос в конкретных методических и организационных разновидностях и т.д.

3. Ознакомиться с уже имеющимися решениями аналогичных и смежных проблем

4. Изучить имеющийся опыт коллег на предмет адаптации к конкретным условиям.

В целом, логическая последовательность действий при разработке программы следующая:

1) проблемная ситуация;

2) область целеполагания в исследовании;

3) область разработки общей концепции исследования;

4) переход к разработке процедурно-методического раздела;

5) уточнение и детализация проблемы.

Постановка исследовательской проблемы. Проблема – это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность и которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования. Сама проблема – это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий.

Классификация проблем:

- гносеологические (недостаток познавательной информации);

- предметные (реальные социальные противоречия);

- по носителю (стратификационные, демографические, семейные и т.д.);

- по масштабам (глобальные, федеральные, региональные, муниципальные);

- по времени (кратко-средне-дальносрочные);

- по глубине (одноплановые, комплексные, системные).

Все проблемы порождаются социальной действительностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов, на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании. В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры осмысления проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.

Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны.

Социолог фиксирует противоречие между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации.

Для этого следует перевести интуитивно улавливаемые противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые проблемы от действительных.

Предварительный анализ проблемной ситуации:

- внешние наблюдения;

- свободные интервью с участниками проблемной ситуации;

- анализ документов (традиционный) ведомственной документации, результатов других исследований;

- свободное интервью с экспертами;

Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.

Очертить в проблемной ситуации основные факторы и выделить среди них главные и второстепенные.

Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направленность):

а) теоретическая; б) практическая.

Формулировка проблемы. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки. Решаемая проблема обязательно предполагает ближайшие и отдаленные возможности ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблему путем:

- выделения объекта и предмета исследования;

- постановки целей и задач;

- выдвижения гипотез.

В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.

Теоретико-прикладная цель исследования требует:

1. На основе источников выявления основного социального противоречия, создающего проблему и его локализация на конкретных социальных объектах.

2. Выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы и факторов, детерминирующих изучаемые процессы, разработка теоретической концепции исследования.

3. Конструирование методик исследования, их опробирование (пилотаж) и последующий отбор информации на объекте изучения.

4.Детальный анализ полученных данных соответственно концепции и гипотезам исследования, определение путей решения проблемы.

Практически – прикладная цель требует:

1. Анализ литературы и консультации со специалистами для выявления типового способа решения практической проблемы на данном объекте.

2. Сбор фактических данных о ситуации на объекте с использованием методик для определения способов применения типового варианта решения проблемы.

3. Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экспертами и в конечном итоге экспериментально.

4. Анализ итогов социального эксперимента, коррекция предлагаемых нововведений, оценка достигнутого эффекта, план практических действий на перспективу.

Четкой постановкой целей исследования достигается:

1. Одновременная (осознанная или неосознанная) формулировка гипотез о возможных решениях проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования.

2. Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата.

3. Регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющего форму представления результатов исследования.

Все это снимает:

- необоснованные обещания исполнителя;

- завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.

Задачи исследования: программные (основные и неосновные), дополнительные. Задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие поэтапность решений проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученными на разных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенного. Каждому виду задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания. Следует не допускать перемешивания целей и задач, основных и неосновных задач.

Значительное место в программе занимает предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описывается изучаемая социальная проблема. Смысловому уточнению понятий их операционализацииследует дать также их эмпирическую интерпретациюто есть, перевести их смысловое значение на язык поддающийся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественные измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.)

Заключительной операцией при разработке методологической части программы становится формулирование рабочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойствах объекта характере связей между отдельными элементами (структурные) о степени тесноты взаимодействия (функциональные).

Объяснительные – это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах.Прогнозные – это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы основания несут в себе предположения широкой общности. Гипотезы-следствия – предположения менее широкой общности

Второй раздел – методико-процедурный исследовательской проблемы, который включает в себя:

1) определение общего плана исследования;

2) построение требуемого планом типа выборки;

3) определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

В методически – процедурной части программы определяется метод исследования, то есть, система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта, а также методика – система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах обеспечивающих условия получения валидной (обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.

При проведении выборки следует обеспечиватьрепрезентативность и тогда результаты исследования можно распространять на генеральную совокупность. Репрезентативная выборка означает представительство того минимума состава обследуемых по выделенным параметрам (критериям), который должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности и без которого исследование сводится на нет (допустимо отклонение от базовых характеристик генеральной совокупности в пределах 5%).

Основная идея выборки заключается в том, чтобы по части судить об общем. Формирование выборки проходит в несколько этапов. Первый этап- ответьте на вопрос о том, какого рода людей вы должны опросить, то есть определить генеральную совокупность –это целевая группа, из которой будет произведена выборка для исследования и которая зависит от его целей (пол, возраст, профессия, место проживания и т.п.)

Гетерогенная генеральная совокупность: чем больше различия внутри генеральной совокупности, тем больше величина возможной ошибки выборки. Гомогенная генеральная совокупность наоборот, снижает эти ошибки.

Второй эта: ответьте на вопрос о том, сколько людей вы должны опросить (объем выборки). Выборочная совокупность – это совокупность единиц, отобранных для наблюдения и по которым можно судить об общем объекте. Объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Однако увеличение точности в два раза потребует увеличение выборки в четыре раза, а это большие организационные проблемы и гораздо большие финансовые расходы.

Объем выборки зависит:

- от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследователя характеристикам;

- от степени добротности группировок анализа, планируемых по задачам исследования;

- от целесообразности уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

При проведении телефонных опросов в миллионных городах (например, в Москве) со случайным набором номеров достаточно опросить 300 респондентов. Для менее крупных городов – 150-200 человек.

Выборки бывают разные: квотные (неслучайные), случайные (вероятностные)

На этом же этапе же выбирается и обосновывается тип инструментария, то есть, определенного набора методически – исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдателя и т.д.)

В этой же части программы формулируется процедура прикладного исследования, то есть, определяются:

1) основные этапы исследования;

2) содержание действий социологов на каждом выделенном этапе;

3) предполагаемые результаты действий на каждом этапе;

4) конструируется техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа эмпирической информации.

Подводя итог, следует сказать, что подготовка программы требует от социолога исследователя высокой квалификации, профессионализма и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты, так как от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.