Пиши Дома Нужные Работы


Хохломская роспись по дереву

Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным образом в Нижегородской области. Одно предприятие хохломской росписи находится в городе Семенове, другое в селе Семино (100 км от Нижнего Новгорода). Искусство хох­ломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое назва­ние оно получило от села Хохлома, где проводились в про­шлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная по­суда, в основном крашеная или, иначе, расписная.

Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, постав­цы - изготавливаются из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность по­следнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. По­лучается блестящая «серебряная» поверхность. Далее по­верхность хохломского изделия расписывается масляными красками свободным кистевым приемом без предварительно­го рисунка.

В хохломской росписи различают два вида орнамента -«травный» и «под фон». Наиболее древним являются «трав­ные» узоры. Они выполняются в технике так называемого «верхового» письма. В нем цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальней­шего нанесения лака и закалки в печи при температуре 100-110"С становится «золотым», К «верховому « письму отно­сятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент».

Орнамент «под фон» включает такие росписи, как «фон», «древко» и «кудрину». Роспись «фон» чаще всего ис­пользовалась для создания праздничной посуды - больших блюд, пивных кружек, ковшей. Роспись выполнялась сле­дующим образом: на покрытую алюминиевым порошком по­верхность изделия наносили черной краской контуры орна­мента - стеблей растений, листьев, различных ягод и цветов; затем художник «отписывал», т.е. закрашивал фон между элементами рисунка. Сами стебли, листья, цветы, плоды ос­тавались блестящими. После закраски фона эти элементы «разживлялись». По высохшему фону между листьями, цве­тами, ягодами размещалась травка.

Исторически «кудрину» во многом определила декора­тивная культура русского барокко. Узоры из «кудрявых» ли­стьев, образованных золотыми завитками, часто встречаются на чеканных окладах икон, заставках рукописных книг XVII-XVIII столетий. На формирование этого типа росписи в сере­дине XIX века оказало влияние также и искусство резьбы по дереву, которой заволжские мастера традиционно украшали дома.

Обратимся к технологии орнамента «кудрины». На де­ревянную «алюминиевую» поверхность наносят черной крас­кой тонкой линией контур цветов, листьев, бутонов и по обе стороны стебля разнообразные завитки — «кудри». Внутри орнамента для придания ему большей выразительности нано­сятся разнообразные тонкие «разживки». Необычны и сами цветы, которые часто имеют фантастический характер. Ино­гда в силуэты лепестков и листьев вкрапливаются яркие цве­товые пятна, композиционно объединяющие орнамент и фон. Более четко рисунок проявляется лишь при закраске фона черной или красной краской. Но в целом за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преоб­ладает золотой цвет. Это придает росписи особую торжест­венность.

Палитра хохломской росписи строго ограничена. В нее включаются красный, черный, зеленый и желтый цвета. Од­нако, умело их варьируя и сочетая с золотом, художники дос­тигают исключительной праздничности, нарядности и деко­ративности своих изделий.

В настоящее время хохломской росписью украшают многочисленные изделия, напоминающие о быте наших предков и входящие в современный повседневный обиход. Это декоративные ковши, деревянные ложки, сервизы для варенья, подставки, сахарницы, декоративные панно и дет­ская мебель.

Все они несут свет и радость, воплощают вечно живые народные идеалы красоты и совершенства.

В Нижегородской области в д. Курцево близ г. Городца и приузольских селах в старину существовало производство прялок. Первоначально Городецкие донца покрывали резьбой, а расписывать их стали несколько позднее.

Городецкая роспись

Городецкий художественный промысел, связанный с производством прялочных донец, стал особенно бурно разви­ваться в XIX веке, с приходом нижегородского иконописца Николая Ивановича Огуречникова. Сначала мастеру В.Ф. Шишкину, а затем и другим мастерам он показал приемы жи­вописи по дереву клеевыми красками и покрытий олифой. Н.И.Огуречников написал традиционного Городецкого всад­ника на черном коне, обобщив в этом образе иконописного Георгия Победоносца и прялочного врезного коня из морено­го дуба. Быстрота работы, сравнительная дешевизна материа­ла, яркость и праздничность расписных прялок быстро завое­вали популярность.

Живописцев привлекали типажи, увиденные на процве­тающей в ту пору Нижегородской ярмарке: городские жители - приказчики, мещане-кавалеры, купцы, веселящиеся в «рос­кошных» квартирах или мчащиеся на пролетках по улицам. Отличительной чертой городецкой росписи стали «розаны» («яблоки»). Таких цветов или плодов не увидишь больше ни­где. Они представляли собой условное красное пятно с белой иконописной «оживкой» и черной тенью в середине и не­сколько зеленых листиков на ветке, расположенных в строго определенных местах.

Наряду с прялками Городецкие мастера расписывали короба, иначе называемые «мочесниками». Здесь очень ярко проявилась фантазия городецких художников. В графической манере (как правило, черными линиями с небольшой красной подцветкой) городецкие мастера изображали сцены прядения, посиделок, танцы, свидания, чаепития и т.д.

Самобытная живописная и графическая манера, про­стодушие и искренность в выборе тем, радостный тон, яр­кость красок - вот что характерно для городецкой росписи.

Городецкая роспись - это холодная техника без огневой обработки, без закалки в печах. Готовые, украшенные росписью изделия покрывают бесцветным лаком. Под лаком хорошо вид­на красивая природная текстура натуральной древесины.

За последнее время диапазон художественных изделий, создаваемых Городецкими мастерами, значительно расши­рился: детская мебель, настенные панно и тарелки, солонки, хлебницы, декоративные вазы и многое другое.

Полхов-майданское искусство

В селах Нижегородской области —Полхов-Майдане и Крутце сохранилась и продолжает изго­тавливаться старинная русская щепная игрушка в виде конька, запряженного в возок, и конька, помещенного вместе с возком на подставку с колеси­ками. Возок и конь ярко расписаны анилиновыми красками цветками-розетками, кружками, ветками с листьями и ябло­ками по синему, красному и белому фону. На крышках пол-хов-майданских коробочек часто изображается домик, около которого растет яблоня, увешанная огромными по сравнению с размерами самого домика краснобокими яблоками. Через изумрудный лужок, извиваясь, течет синяя речка, окаймлен­ная золотыми или розовыми берегами.

История возникновения промысла в Полхов-Майдане довольно противоречива. Существуют свидетельства, что в 1916 г. торговец деревянными изделиями П.Н.Полин привез в Полхов-Майдан выжигательный аппарат. Однако этот способ украшения деревянных вещей широкого распространения так и не получил. Местный житель С.Дигнашов, побывав в г.Семенове и Меринове близ Нижнего Новгорода, рассказал односельчанам, что существует удобная, дешевая раскраска анилиновыми красками. Так был основан Полхов-Майданский промысел. По другим сведениям, основополож­ником росписи деревянных изделий в Полховском Майдане являлся Я.З. Ермаков, сначала рисовавший картинки на пена­лах, а потом взявшийся вытачивать и расписывать матрешки. Справедливости ради необходимо отметить, что очевидно каждый мастер внес свою лепту в создание промысла. Сего­дня многие имена незаслуженно забыты.

Но живы и радуют глаз яркие, красочные полховские игрушки — «тарарушки». Их название происходит от ста­ринного слова «тарара»- язык. Когда-то в народе бытовала веселая присказка: «кума -тарара не съезжай со двора, а съе­дешь — потужишь». Так получили свое название полховские игрушки, как считалось в народе, «не для серьезного занятия вещи, а пустые забавы».

Форма и характер росписи полховско-майданских из­делий довольно необычны. Расписывают теперь чаще всего трехместные и маленькие одноместные матрешки, кубышки-сахарницы, птицы-свистульки, деревянные яйца, а некоторые мастера делают небольшие игрушечные балалайки, коней и деревянную посуду.

Росписи Северной Двины

Замечательный и обширный круг предметов художественного творчества представляет собой народная роспись Русского Севера, долгое время известная под общим названием северодвин­ской. Охватывая огромное количество крестьянских бытовых предметов, эта роспись дает нам представление о своеобраз­ном строе мышления народных художников, особенностях восприятия ими окружающей природы, отраженных в до­шедших до нас памятниках русской национальной культуры.

Разнообразие и характер росписи, особенностьих жи­вописных и графических приемов позволяют выделить само­стоятельные школы народного мастерства, локальность кото­рых можно проследить на традиционных для каждого края форме и характере украшения прялок. Пермогорская, борецкая, пучугская, ракульская, мезенская, шенкурская, уфтюжская росписи - все они входят в «золотую кладовую» русско­го народного искусства, составляют особый пласт северной художественной культуры России.

Пермогорская роспись. Пермогорье - это группа дере­вень Красноборского района Архангельской области. Харак­тер пермогорской росписи очень своеобразен. Характерными декоративно-орнаментальными элементами пермогорской росписи являются красные травные завитки. Это белофонные росписи, основу которых составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным орна­ментом. Растительный узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цве­ты, напоминающие по форме растение крин. Обычные пред­меты быта - ковши, короба, прялки - роспись превращала в подлинные произведения искусства. Этому способствовала и цветовая гамма, где преобладающими являются белый цвет фона и красный — узора. Зеленый и желтый являются допол­нительными. Большое значение в росписи имеет тонкий чер­ный контур.

Особенностью пермогорской росписи является вклю­чение разнообразных жанровых сцен. Техника исполнения и красители пермогорской росписи имеют много общего' с древнерусской миниатюрой. Сначала на белый грунт нано­сится пером контур, потом его заполняют цветом, разводя краски на яичном желтке. Манера передачи человеческих фи­гур, животных, растений плоскостная, без детализации форм. Народные мастера из Пермогорья строят орнамент, используя лишь несколько элементов, но их узоры отличаются пышно­стью, декоративностью и разнообразием, строго подчиняясь форме предметов.

Борецкая роспись. Свое название роспись получила по одному из центров белофонной росписи Русского Севера, са­мый крупный из которых находится в Борке. Своеобразным явлением была роспись борецких прялок. Такой важный в

обиходе предмет украшали особенно тщательно, вкладывая все свое мастерство.

В росписях Борка много моментов, которые сближают ее с иконами «северных писем». Однако из иконописи масте­ра перенесли в роспись прялки только внешние признаки Содержание росписи самобытно.

Наиболее распространенной была композиция с изо­бражением сцены сватовства. Схема росписи со сватовством древних борецких прялок оказалась очень стойкой и сохра­нилась на прялках до XX в.

Прялки пользовались огромным успехом за парадную форму, яркость росписи, позолоту. Формы растительного ор­намента борецкой росписи объединены друг с другом в об­щем мотиве цветка «древа жизни». Особая роль и место в борецком орнаменте отводится птицам. Они похожи на тетере­вов, декоративны и разнообразны по форме и пластическому решению

Пучужская роспись. Пучужская роспись хотя и имеет свои особенности по цветовому решению и композиции, очень похожа на борецкую и вместе с ней составляет единый вид белофонной росписи.

Так же, как и борецкая, лопаска пучужской прялки де­лится на три части. Вверху располагаются окна с цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами, ниже - сце­на катания. Вместе с тем в пучужской росписи имеются от­личия, свои особенности, которых мастера строго придержи­ваются.

Так, характерный для всех видов северной росписи трилистник имеет свой вариант. Верхняя часть листа перехо­дит в круглую ягоду, а нижняя более тонкая, чем у борецкой, и загнута к стеблю. Мастера Пучуги выполняют роспись красной краской на белом фоне, украшая ее белыми точками- капельками и мелкими зелеными листиками. Иногда в узоре встречается синий цвет.

Ракульская роспись. Ракульская роспись имеет глубо­кие самобытные традиции и заметно отличается от белофонной росписи Пермогорья, Борка и Пучуги. Это орнаменталь­ная роспись прялок в виде крупной изогнутой ветки на жел­том фоне и контурного изображения птицы, вписанной в квадрат. По фасаду ракульская прялка делится на три части. В верхней большей части лопаски расположена цветистая, изогнутая ветвь с округлыми листьями. В нижней части рису­ется условная декоративная птица, обведенная несколькими квадратами из линий разной толщины, полосами из геомет­рических и растительных мотивов.

Начиная свое движение от основания ножки прялки, орнамент тянется вверх, создавая образ «древа жизни». Коло­рит росписи строгий. Главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, зеленый и коричнево-красный яв­ляются сопутствующими, акценты намечаются синей крас­кой. В характере орнамента ракульской росписи имеются черты, которые говорят о близости к миниатюрам старинных поморских рукописей.

Мезенская роспись. По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с нарядным красочным ор­наментом пермогорской, борецкой и ракульской росписей. Предельная скупость изобразительных средств, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех из­вестных в народном искусстве росписей. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. Худо­жественная немногословность и цветовая сдержанность ме­зенской росписи говорят о большом художественном вкусе Среди множества разнообразных предметов быта - лукошек, коробов, сундуков - выделялись прялки.

Роспись прялки имела всегда строгий порядок. Она многоярусная. В верхнем ярусе выделяются птицы, в нижнем и среднем - главными фигурами являются кони и олени.

Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоеди­няются контуры птиц. По всей вероятности, ярусы соответст­вуют трем мирам: подземному, наземному и небесному, широко извнстным в искусстве многих народов мира. Геометри­ческие знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагружу. В них отражается круг очень ранних земледельческих представлений крестьян. Здесь можно увидеть изображения семян, плодов, шишек, заклю­ченных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаментам разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры - это символы ог­ня, солнечного божества, языческие очистительные и охрани­тельные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показы­вают их причастность к небу. Зооморфные образы в древних узорах - олень, конь, водоплавающие птицы - далеко не слу­чайны. Образ оленя в русском искусстве получил широкое распространение. Олень почитается многими народами Севе­ра и Сибири. Он приносит счастье и веселье и связан с аграрно-скотоводческим культом, в частности с праздником бога-громовика Ильи-пророка. Мезенские мастера изображали ко­ня и оленя обобщенно. Отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы у оленя был изображен черной краской один ветвистый рог. Образ птицы в фольклоре и орнаменте имеет широкий спектр значений. Птица символизировала те­пло, свет, урожай, богатство. Одна из наиболее почитавшихся птиц на Севере - лебедь - органически связан с водной сти­хией, с небом, солнцем, и это нашло свое отражение в мезен­ской росписи.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.