Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социометрическое исследование

Суть социометрического эксперимента в следующем. Человек ставится в ситуацию выбора партнера в той или иной деятельности. Обычно мы выбираем тех, к кому испытываем симпатии и считаем их желательными в данной ситуации.

Следовательно, если подобрать несколько жизненных ситуаций в игровой, трудовой, учебной деятельности человека и выяснить, с кем человек предпочитает сотрудничать, то можно сделать вывод о его симпатиях, не задавая прямых вопросов, на которые люди или отвечают крайне неохотно, или оставляют без ответа. Гарантируется тайна выбора.

Вопросы, которые задаются в социометрическом эксперименте и ставят цель - выявить желание человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности, называются критериями, или основаниями выбора.

Критерии выбора различают сильные и слабые. Сильные, или общие критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей. Так, критерий "С кем ты хочешь сидеть за одной партой?" для ребенка означает многое: вместе сидеть - это значит, вместе решать задачи, вместе обсуждать вопросы (иногда и на уроках), вместе дежурить и т.д. Слабые, или специфические, критерии выявляют менее глубокие, менее устойчивые отношения людей (например, критерий "С кем бы ты хочешь пойти в кино?").

Принципиальное значение имеет то, что в социометрических экспериментах спрашивают не о взаимоотношениях людей, а об их желании участвовать в определенной деятельности вместе с кем-то.

Количество выборов в социометрическом эксперименте можно ограничить тремя-пятью, а можно и не ограничивать. Таким образом, определяется социометрический статус, т.е. положение человека в системе межличностных отношении.



Социометрический статус определяется количеством полученных в эксперименте выборов. Чем большее количество сверстников выбирает данного человека, тем выше его социометрический статус. Статусная структура межличностных отношений различна.

В социометрии Морено имеется специальная терминология, описывающая уровни статуса. В зависимости от количества полученных выборов Морено относит испытуемых к категориям "звезд", "изолированных", "пренебрегаемых" и "отверженных".

В экспериментальных исследованиях, где количество выборов ограничено тремя, Коломинский Я.Л. и ряд других психологов предложили следующие группы статусных категории:

1) Первая группа ("звезды") - та, кто получил 6 и более выборов по двум экспериментам.

2) Вторая группа ("принятые", "предпочитаемые") - те, кто получил 3-5 выборов по двум экспериментам.

3) Третья группа ("непринятые") - получившие 1-2 выбора по двум экспериментам.

4) Четвертая группа ("пренебрегаемые", "изолированные") - испытуемые, не получившие ни одного выбора.

Итак, в целом выделяются две существенные статусные категории:

а) члены группы с благоприятным статусом (первая и вторая группы) - испытуемые, получившие среднее и выше среднего число выборов;

б) члены группы с неблагоприятным статусом (третья и четвертая группы) - испытуемые, получившие минимальное и нулевое число выборов.

Соотношение количества испытуемых с благоприятным и неблагоприятным статусом - это существенный диагностический показатель уровня благополучия взаимоотношений. Коломинский Я.Л. полагает, что уровень благополучия взаимоотношений может быть высоким (большинство членов группы в первой и второй статусных категориях) и низким (преобладает члены группы с низким статусом).

Рассмотрим методику проведения социометрических экспериментов в школе и методику обработки этих экспериментов.

Для успешного проведения эксперимента нужна спокойная, деловая обстановка. Экспериментатор всем раздает одинаковые листочки для эксперимента, просит в правом углу написать свои фамилии, имя, класс; в левом углу - дату проведения. Экспериментатор четко объясняет задание, которое предлагается выполнить ребятам:

- Ребята, я хочу рассадить вас по партам в следующей четверти с учетом ваших желания. Напишите на листочке бумаги «сначала фамилию того ученика, с кем вы хотели бы видеть в первую очередь; потом фамилию того, с кем бы вы сели вместе, если с первым не получится, т.е. во вторую очередь; затем фамилии того одноклассника, с кем бы вы сели, если бы не удалось посадить вас ни с первым, ни со вторым, т.е. в третью очередь.

Минут через 10-15 экспериментатор собирает листочки. Если ученик не захотел выбирать товарища, то листок сдает чистым, только с указанием своей фамилии.

Для получения достоверных результатов исследование проводится в классе несколько раз (например, в сентябре, затем - в конце первой четверти, а также в середине второй четверти). Повторение можно провести по этому же критерию (вопросу), или используя другие критерии, т.е. повторение должно происходить в другой форме, или каким-то образом оговорено, чтобы оно не носило искусственного характера. Так, его можно провести с помощью вопросов:

1. С кем бы ты хотел пойти в поход?

2. С кем бы хотел полететь в космос на космическом корабле?

3. С кем бы хотел жить в походе в одной палатке?

4. С кем бы ты хотел больше всего играть на перемене (в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь)?

5. С кем бы ты хотел работать вместе при выполнении домашних заданий (в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь)?

Обработка проведенных экспериментов.

Сначала все листочки испытуемых надо разложить в две группы; мальчиков и девочек. Затем обе группы листочков надо расположить в алфавитном порядке.

Затем проводится 2 вида обработки: 1) составляется матрица, или основная таблица результатов; 2) социограмма, или карта групповой дифференциации.

Рассмотрим матрицу.

Матрица или основная таблица результатов напоминает турнирную таблицу спортивных соревнований. По вертикали записываются в алфавитном порядке сначала фамилии всех мальчиков, затем – фамилии девочек, тоже в алфавитном порядке. Каждому ученику присваивается порядковый номер. Эти порядковые номера записываются в таблице по горизонтали. Затем экспериментатор берет по одной карточке (по алфавиту) и напротив фамилии, испытуемого на соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначает тех, кого выбрал испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь.

Далее обозначаются взаимные выборы. Если, среди тех, кто его выбрал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это значит, что у него с этим учеником взаимный выбор. Взаимный выбор на матрице, или основной таблице результатов обводится кружком.

Для удобства обработки фамилии мальчиков отделяются, горизонтальной чертой от фамилий девочек; также и по вертикали: порядковые, номера мальчиков отделяются, вертикальной чертой от порядковых номеров девочек.

Таблицы имеют следующий вид (см. таблицы № 1, №2).

После того как будут обработаны все листочки испытуемых, экспериментатор приступает к их суммированию. Для этого в таблице №2 надо начертить еще 2 графы: "Количество полученных выборов?', "Из них - взаимных" и подсчитать по вертикали количество полученных каждым, учеником, выборов и количество взаимных выборов.

Точно таким же образом обрабатываются, материалы второго эксперимента, техника обработки, и методика составления, таблицы те же самые. Есть лишь одно отличие во второй таблице, она содержит две дополнительные графы: "Количество полученных выборов в двух экспериментах'' и "Из них взаимных - по двум экспериментам" (см. таблицу № 2).

На основе этих двух таблиц по итогам двух экспериментов составляется социограмма или карта групповой дифференциации (см. приложение 2).

Социограмма имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение испытуемого по проведенным исследованиям.

В первый, центральный, круг располагаются, испытуемые, получившие 6 и более выборов по двум экспериментам, во второй круг - те, кто получил 3-5 выборов в двух экспериментах, в третий - те, кто получил 1-2 выбора по двум экспериментам, и, наконец, в четвертый круг располагаются, испытуемые, не получившие ни одного выбора.

Таблица результатов эксперимента № I, проведенного по методике "Выбор в действии" в подготовительной группе детского сада. Экспериментатор Афанасьева Л.В.

 

Таблица результатов эксперимента № 2, проведенного по методике "Выбор в действий" в подготовительной группе детского сада. Экспериментатор Афанасьева Л.В.

 

Социограмма делится пополам вертикальной линией. В левой части обозначаются мальчики - треугольниками, в правой части - девочки - кружочками.

Ход составления социограммы. Необходимое оборудование для составления социограммы: линейка короткая, линейка длинная, карандаш, резинка. Все записи ведутся карандашом, не ручкой.

Сначала берется матрица, или таблица результатов эксперимента №2, та её часть, где приведены сводные данные по двум экспериментам. Экспериментатор определяет, кто из мальчиков по двум экспериментам получил 6 и более выборов и располагает их в первом центральном круге левой части социограммы, обозначив треугольником и написав в центре номер этого мальчика. Затем располагается в первый круг социограммы остальные мальчики, получившие по двум экспериментам 6 и более выборов. Вслед за этим располагается мальчики во второй, третий, четвертый круги в левой части социограммы.

Таким же образом проходит заполнение правой части социограммы, куда располагаются девочки во все четыре круга социограммы и обозначаются кружочками, в центре которых - их номера по матрице.

После того, как расположили испытуемых мальчиков и девочек в социограмме, обозначается качество выборов, которые сделали испытуемые в экспериментах.

На социограмме обозначаются, только устойчивые выборы, т.е. выборы, которые повторяются в двух экспериментах. Если выбор имеется только в одном эксперименте, пусть даже и взаимный, он считается неустойчивым, на социограмме не обозначается.

На социограмме обозначаются следующие виды устойчивых выборов:

1. Устойчивый взаимный выбор, или устойчивая взаимная симпатия - это ситуация, когда два ученика постоянно (т.е. в двух экспериментах - выбор есть в матрице № I и в матрице № 2) и взаимно (в обеих матрицах выбор обведен кружочком, т.е. взаимный) выбирают друг друга в двух экспериментах. Этот выбор на социограмме обозначается сплошной линией со стрелочками на концах. Например: (5) ↔ (11) , это означает: мальчик под номером 5 (см.фамилию в таблице) в двух экспериментах взаимно выбирает мальчика под номером 11. Иначе: оба мальчика в обоих экспериментах выразили желание сидеть за одной партой.

Сплошная линия чертится, при помощи линейки от номера к номеру; если линия, не получается прямой, то в пределах круга один из номеров можно аккуратно переместить.

2. Устойчивый выбор с периодической взаимностью - это ситуация, когда испытуемые постоянно, в двух экспериментах выбирают друг друга, но взаимность то возникает, то исчезает. На социограмме этот выбор обозначается пунктирной линией со стрелочками на двух концах. Например,(16) <------->(19). Такой рисунок на социограмме означает, что девочка (экспериментальный номер 16) в двух экспериментах выбирает девочку под номером 19, но только один из выборов взаимный.

3. Устойчивый невзаимный выбор - ситуация, при которой испытуемый постоянно в двух экспериментах выбирает одного и того же человека, но оба раза невзаимно. Этот выбор на социограмме обозначается пунктирной линией со стрелкой, направленной в сторону того ученика, которого выбирают. Например, (12) -------> (24). Это означает, что мальчик под номером 12 и в первом, и во втором эксперименте выбирает девочку под номером 24, а девочка под номером 24 ни разу не выбирает мальчика под номером 12.

Еще раз акцентируем внимание на следующих моментах: а) выбор, имевшийся только в одном эксперименте, считается неустойчивым и на карте групповой дифференциации, или социограмме, не обозначается; б) нельзя составлять социограмму по одному эксперименту.

Итак, после обработки всех полученных в двух экспериментах выборов получится рисунок, который даст весьма наглядное представление о положении каждого ребенка в системе взаимоотношений, об отношениях между детьми, о группировках в классе и т.д.

В ходе анализа социограммы учитель-исследователь, экспериментатор может поставить следующие вопросы:

1)Какими факторами объясняется то или иное положение ученика в системе межличностных отношений?

2) Чем объясняется влияние "звезд" в данном классе? Совпадают ли они фактическими лидерами?

3) Почему некоторых детей в классе, в группе никто не выбирает?

4) На чем основаны группировки детей в классе? Какова роль группировок детей?

Материалы социограммы обязательно сопоставляются с результатами наблюдений учителей, воспитателей за детьми в этом классе.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.