Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Схиигумен Маврикий (Баранов) (1838-1918)

Оглавление

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 17

ВВЕДЕНИЕ.. 19

Часть I 25

СТАРЫЙ ВАЛААМ.. 25

ИЗ СТРАННИЧЕСТВА В ИСТИННОЕ ЖИЛИЩЕ... 25

Схиигумен Маврикий (Баранов) (1838-1918) 26

Я ЗА ТЕБЯ ПОСТОЯННО МОЛЮСЬ! 31

Иеросхидиакон Вениамин (Жигунов) (1833-1902) 31

МОЛИТВА ДАРУЕТСЯ БОГОМ В СВОЕ ВРЕМЯ.. 33

Схимонах Агапий (Молодяшин) (1837-1905) 33

Учение схимонаха Агапия об умной молитве. 37

Духовные наставления старца Агапия. 40

СЫН СВЕТЛОГО ПОСЛУШАНИЯ.. 43

Схимонах Авель (Осколков) (1839-1906) 43

БЕГАЙ ЛЮДЕЙ — И СПАСЕШЬСЯ.. 45

Схимонах Никита (Евдокимов) (1831-1907) 45

СЛАВА ТЕБЕ, ЦАРЮ СЛАВЫ, ЧТО СПОДОБИЛ МЕНЯ ВЕЛИКОГО ТАИНСТВА... 52

Схимонах Галактион (Егоров) (1824-1908) 52

КРОТКИЕ НАСЛЕДУЮТ ЗЕМЛЮ... 54

Иеросхимонах Антипа (Половинкин) (1836-1912) 54

КОМУ В УДЕЛ СТРАДАНИЕ ДАНО.. 57

Рясофорный монах Василий (Печенкин) (1881-1912) 57

БЕЗ ГОСПОДА ЖИТЬ НЕ МОГУ НИ ЕДИНОЙ МИНУТЫ.. 61

Схимонах Онуфрий (Герасимов) (1831-1912) 61

ПОДВИЖНИК ИЗ СТРОГОГО СКИТА.. 65

Иеромонах Исаия (Одинцов) (1831-1914) 65

СТРОГИЙ РЕВНИТЕЛЬ ИНОЧЕСКИХ УСТАВОВ.. 69

Монах Авенир (Перцев) (1843-1915) 69

ТЕПЕРЬ ИДИ! НЕ БОЙСЯ ИХ! 70

Схимонах Сила (Зверев) (1854-1921) 70

ЛУЧШЕ МНЕ УМЕРЕТЬ СРЕДИ СВОЕЙ БРАТИИ.. 72

Монах Наум (Уваров) (1864-1922) 72

СТАРЕЦ НЕЗЛОБИВЫЙ.. 73

Схимонах Аполлоний (Федоров) (1844-1926) 73

ГАСИ, ГАСИ УГОЛЬКИ-ТО... 74

Послушник Николай Арламов (1849-1928) 74

ДОМОЙ ПОРА! 78

Схимонах Авенир (Ефимов) (1849-1931) 78

ПО ЖИЗНИ ПРАВЕДНИК И ПО ДУХУ ПУСТЫННИК.. 78

Схимонах Сисой (Тепленев) (1855-1931) 78

КНИЖНЫЙ МУЖ.. 80

Монах Иосиф (Шорин) (1851-1931) 80

АЗ СПЛЮ, А СЕРДЦЕ МОЕ БДИТ. 85

Схимонах Серапион (Ермолаев) (1866-1932) 86

КРОТКИЙ ПОДВИЖНИК.. 88

Схимонах Мелетий (Сакун) (1866-1932) 88

К ТОМУ НЕ СОГРЕШАЙ, ДА НЕ ГОРШЕ ТИ БУДЕТ. 89

Схимонах Иоанн (Собакин) (1856-1933) 89



ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ.. 96

Иеросхимонах Михаил (Попов) (1871-1934) 96

ВСЯ ЖИЗНЬ — ПРЕДСТОЯНИЕ. 103

Схиигумен Феодор (Пошехов) (1863-1937) 103

ДЛЯ ЧЕГО НАМ УНЫВАТЬ, НАМ РАДОВАТЬСЯ НАДО.. 106

Иеромонах Иоиль (Волынин) (1873-1937) 106

Келейные записи иеромонаха Иоиля. 109

АНГЕЛЫ БОЖИИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ! 112

Иеромонах Ириней (Яковлев) (1867-1939) 112

ЛЮБОВЬ ВСЕ ПОКРЫВАЕТ, ВСЕМУ ВЕРИТ, ВСЕГО НАДЕЕТСЯ.. 114

Схимонах Анастасий (Алексеев) (1867-1939) 114

Часть II 115

СТАРЫЙ И НОВЫЙ ВАЛААМ.. 115

СТРОГИЙ ПОДВИЖНИК И ВЕЛИКИЙ МОЛИТВЕННИК.. 116

Иеромонах Викентий (Косарев) (1867-1941) 116

ЛЕГКО ГОВОРИТЬ О ЛЮБВИ, НО НЕЛЕГКО ЕЕ ПРИОБРЕСТИ.. 117

Схимонах Пионий (Афонин) (1862-1945) 117

МОЛИТВА — ЭТО ДЫХАНИЕ ДУШИ, УСТРЕМЛЕННОЙ К БОГУ.. 119

Иеросхимонах Ефрем (Хробостов) (1871-1947) 119

ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ. 125

Схимонах Николай (Толстов) (1864-1947) 125

ГОСПОДЬ БЛИЖЕ К НАМ, ЧЕМ ДЫХАНИЕ НАШЕ. 128

Схиигумен Харитон (Дунаев) (1872-1947) 128

ЛУЧШЕГО МЕСТА ДЛЯ МОНАХА НЕ ПРИДУМАТЬ. 134

Монах Лонгин (Алферьев) (1875-1952) 134

БОЛЕЕ ВСЕГО СТРАШИТЕСЬ ДЕЛАТЬ ЗЛО ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.. 135

Монах Иувиан (Красноперое) (1880-1957) 135

МЫСЛИ НИКОГДА НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ В МИР. 142

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958) 142

Письма схиигумена Иоанна духовным чадам. 148

Учение старца об Иисусовой молитве. 153

МОНАХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОСЛУШНЫМ ДО СМЕРТИ.. 154

Иеромонах Памва (Игнатьев) (1877-1965) 154

... И Я НЕ ОТПУЩУ ЕГО.. 159

Иеромонах Иустиниан (Серебряков) (1884-1966) 159

ПЕРВЫЙ ПЛОД ДУХОВНОГО ПОДВИГА ЕСТЬ СЛЕЗЫ.. 165

Иеромонах Евлогий (Федоров) (1876-1969) 165

Часть III 168

ВАЛААМСКОЕ СТАРЧЕСТВО И ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. 168

НЕ ИЩИ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ... ИЩИ ЕЕ В СЕБЕ. 168

Иеросхимонах Михаил (Питкевич) (1877-1962) 168

МОНАХ ЕСТЬ ЗЕМНОЙ АНГЕЛ, И ЖИЗНЬ ЕГО ДОЛЖНА БЫТЬ АНГЕЛЬСКОЙ 172

Схиигумен Лука (Земсков) (1880-1968) 172

ЕСЛИ БУДУ ИМЕТЬ ДЕРЗНОВЕНИЕ У БОГА... 177

Иеросхимонах Иоанн (Андреев) (1874-1961) 177

МОЛЧАЛЬНИК И МОЛИТВЕННИК.. 178

Схимонах Герман (Соколов) (1879-1965) 178

ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ, НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ, ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИТЕ 179

Схимонах Николай (Монахов) (1876-1969) 179

Часть IV.. 184

ВАЛААМСКИЕ ПОДВИЖНИКИ В ЭМИГРАЦИИ.. 184

СЕРДЦЕМ СЛУЖИТЬ ЦЕРКВИ И РОДНОМУ НАРОДУ.. 185

Архимандрит Варсонофий (Толстухин) (1887-1952) 185

ЗА СВЯТОЕ ПОСЛУШАНИЕ... 189

Игумен Филимон (Никитин) (1880-1953) 189

БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ.. 193

Игумен Тимолай (Пастухов) (1878-1958) 193

ХРАНИТЕ ВЕРУ, А ВСЕ ОСТАЛБНОЕ БОГОМ ПРИЛОЖИТСЯ.. 195

Схиигумен Сергий (Кошманов) (1880-1973) 195

БЕРЕГИ КАЖДЫЙ ЧАС... 197

Иеромонах Никандр (Беляков) (1885-1978) 197

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 200

ИЗ ДНЕВНИКОВ СТАРЦЕВ.. 201

Смиренное благодарение Бога. 201

Выписки отца Агапия. 201

Посещения схимонаха Никиты.. 202

Сборник монаха Иосифа (Шорина) «Ищи утешения в Господе и др.». 209

Ищи утешения в Господе. 209

Спеши, брат, к покаянию.. 209

Утешение и надежда наша Господь. 210

Божии Промыслы.. 211

Благодушествуй совершая покаяние. 211

Скорбящий! Ищи утешения во Христе. 212

Христе, Свете Божий. 212

Сила Божией благодати. 212

Скорби — виновны радости. 213

Ищи мира и следуй за ним. 213

Благодать обновляющая. 214

Милость Божия к грешным. 214

Божия милость. 214

Божия истина. 215

Господь — наша надежда. 215

Милость Божия к человечеству. 216

Надейся на Божию милость. 216

Господь утешает скорбящую душу. 216

Хранящий Божий Промысл. 217

Свет Христов. 217

Не оставляй молитвы.. 217

Смотри более за собой. 218

Всю твою надежду возложи на Господа. 218

Не оставляй молитвы.. 219

Все доброе совершается Господом. 219

Молитва самоукорения. 219

Божие милосердие к кающимся. 220

Учись терпению и смирению.. 220

Надежда на Господа не постыжает. 220

Господь — просвещение мое. 221

Просвещение мое — Господь. 221

Сострадай к согрешающим. 221

Смиренный ищет совета. 222

Скорбящий, ищи утешения в Господе. 222

Сошествие Святого Духа. 222

Не будь торопливым в суждениях. 223

Моление Святому Духу. 223

Строгость, соединенная с милостью, похвальна. 223

Утешительная надежда в Божием Промысле. 223

Полагайся в волю Божию.. 224

Укрепляйся верою, будь выше всякой скорби. 224

Высота смирения. 224

Молитва ко Святому утешителю Духу. 225

Моление. 225

Сладчайшему Иисусу. 225

Праздник св. апостолов Петра и Павла и молитва к ним. 226

Божия помощь и утешение. 226

Кто утешит, если не Господь?. 226

Ищи познания в Господе. 227

Молитва Божией Матери. 227

Произволение наше и Божия помощь. 228

Учись терпению.. 228

Юный, блюди, как опасно ходишь. 229

Вражья злоба. 229

Божия сила и наша немощь. 229

Господь — мое просвещение. 230

Утверждайтесь в правой вере. 230

Утешение монаха о Христе Иисусе. 230

Упование наше Господь. 231

Беги от греха, как от змия. 231

Радуйся о Господе. 231

Берегись и малого греха. 232

Молись Царице Небесной. 232

В Господе полагай все упование. 232

Божия Матерь — тихое пристанище. 233

Спеши в объятия спасительного покаяния. 233

Юный, береги себя, как зеницу ока. 233

Наши дни, как одна капля, а милосердие Христово подобно великому океану. 234

Ищи помощи в Господе. 234

Господь — наше утешение. 234

Божий Промысл. 235

Сохранит душу твою Господь. 235

Молитва ко Господу. 235

Благодушествуй, неся чашу скорбей. 236

Внимай себе. 236

Все заботы твои возложи на Господа. 237

Уповай на Божию милость. 237

Господь — наше исцеление и спасение. 237

Христос Господь — мое утешение. 238

Господь — наше просвещение и утешение. 238

Упование наше — Господь. 238

Господь — наша победа. 239

Благодушествуй, уповая на Господа. 239

Укрепляйся в надежде на Господа. 240

Благослови, душа моя, Господа! 240

Грех рождает скорби. 240

Ищи утешения в Едином Господе. 241

Взгляд на дела обители. Кончина монаха о. Адама. 241

Утверждайся крепко в Божием Промысле. 242

Господь — утешение и отрада скорбящих. 242

Надежда на Господа не постыжает. 243

Господь — избавление и спасение. 243

Считай себя достойным всякой скорби. 244

Хранящий, утешающий Промысл Божий. 244

За все благодари и славословь Господа. 244

Взирая на святой Крест, благодушествуй о Господе. 245

Побеждай зло силою благодати. 245

Упование мое Господь. 245

Прибежище мое Господь. 246

Благодушествуй при порицаниях. 246

Принимай скорби как должное. 246

В скорби молись ко Господу. 247

Уповай на Господа, Он утешит скорбящую душу. 247

Бегай вражды, стремись к любви. 248

Божия Матерь — утешение всех скорбящих. 248

Не бойся скорбей, бойся греха и оскорбления Бога. 248

Завистью диавола смерть вошла в мир. 249

Польза откровения. 249

В Господе ищи утешения. 249

Полагай крепкую надежду в Господе. 250

Господь — утешение скорбящих. 250

Уповай и терпи, что найдет скорбное. 250

Спасительно — благодарение, вредно — роптание. 251

Блюди: отовсюду приходит искушение. 251

Уповай на предстательство Царицы Небесной. 251

Радуйся о Господе. 252

Всегда глубоко смиряйся, ища вразумления у Господа. 252

Ищи помощи Божией. 252

Полезны и спасительны скорби. 253

Скорбящий! Ищи утешения в Господе. 253

Молитва на уныние и о Благочестивейшем Государе. 253

Не унывай, но спеши к покаянию.. 254

Кончина иеросхимонаха Василия. Терпи скорби. 254

Не забывай о твоем исходе. 254

Упование на Господа утешает и укрепляет душу. 255

Сила Святого Креста. 255

Молитва святому великомученику Георгию Победоносцу. 255

Упование мое — Господь. 256

Мир — рай, расстройство — ад. 256

Искушения и немощи понуждают искать Божией помощи. 256

Предание себя в Божию волю.. 257

Духовное общение митрополита Филарета с преподобным Сергием. 257

Ищи помощи в Едином Господе. 258

Ищи помощи в Господе Иисусе. 258

Вражьи козни, сеющие вражду. 258

Будь готов к скорбям. 259

О Льве Толстом. 259

Никоновский Воскресенский скит. 260

Процвела пустыня, яко крин. 260

Не оставляй покаянных трудов. 260

Божий Промысл. 261

Ищи помощи у Господа. 261

Память об архимандрите Гаврииле. 261

Собирай полезный сладкий мед с цветов духовных. 262

Что бывает при прохождении послушаний. 263

Говение и причащение. 263

Блюди, как опасно ходишь! 263

Призыв к покаянию.. 264

Спасающая Божия благодать потребляет грех. 264

Предай себя всецело Божию Промыслу. 264

Надежда на Господа. 265

Очувствуйся, бедный грешник! 265

Утверждайся надеждою в Господе. 265

Старчество — не шутка! 266

Уповай на Господа. 266

Господь утешает скорбящих. 266

Ищи мира в Господе. 267

Козни вражии. 267

Из ст. монаха Иосифа (Шорина) 267

«Сила Христовых тайн». 268

Письма монаха Иувиана к Алеше Ридигеру. 268

Из писем схиигумена Алексия. 271

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Книга священника Сергия Третьякова о валаамских по­движниках XX в. имеет практическое и научное значе­ние. Исследование такого уникального явления, как стар­чество, сегодня востребовано и церковной средой, и ученым миром. Книга будет полезна всем, кто интересуется исто­рией России и ее духовной культурой. В отличие от древних патериков, образы истинных гигантов духа предстают перед ее читателем не из глубины веков, а из прошлого столетия. Достоверность жизнеописаний подтверждается присутст­вием в них реального исторического контекста — тех пе­реломных событий, которые выпали на долю Валаамского монастыря в течение прошедшего века.

Ценно обращение к опыту валаамских подвижников XX столетия именно сейчас, когда особенно проявляется интерес общества к Валаамской обители в связи с ее возро­ждением на историческом месте и повышением ее значимо­сти в общественно-церковной жизни России и пограничной Финляндии. Во время посещения обители мне неоднократ­но доводилось видеть, с какой радостью туда во множестве приезжали паломники из разных уголков нашей страны и за­рубежья, с какой любовью духовенство и миряне посещали храмы и скиты Валаама, чтобы обрести молитвенный покров просиявших здесь угодников Божиих.

Очевидны, таким образом, важность и своевременность обращения к теме валаамского подвижничества. Для рас­крытия ее в книге использован обширный фактический ма­териал из разнообразных источников, включая архивные документы, воспоминания современников, письма и келей­ные записи известных духовников обители, а также изданные ими книги.

Особенно пристальное внимание в изучении духовного наследия валаамских подвижников уделено старчеству. Как отмечено в книге, старцем мог быть и настоятель, и иеро­монах, и инок, не посвященный в сан. Приводимые жиз­неописания подвижников, многие из которых составлены впервые, содержат анализ особенностей их духовного ру­ководства, в котором выявлена связь их наставлений с поучениями святых отцов, показана преемственность их ду­ховного опыта. Анализ жизни и служения духовных наставников, принявших монашество еще в XIX столетии, позволяет сопоставить особенности старческого служения на сломе эпох, выявить характерные черты православного старчества. Все это позволило оценить феномен валаам­ского старчества с точки зрения истории, пастырского богословия, аскетики, патрологии.

Вместе с тем история Валаамского монастыря прослежи­вается через призму преемственности старчества. В книге показано, что валаамское старчество не иссякло, несмотря на крушение православной империи, разрыв культурной и исторической традиций, канонические сложности церков­ной жизни. Подвижники в Валаамском монастыре, настав­лявшие на путь спасения и практиковавшие умное делание, существовали как до революции 1917 г., так и после нее, во время пребывания Валаама как в границах России, так и в со­ставе Финляндии.

В XX в. в жизни большинства валаамских старцев со­единились несколько эпох — дореволюционная российская, постреволюционная финляндская и для вернувшихся в Рос­сию — советская, а для уехавших за рубеж — в эмиграции. Каждая эпоха налагала свой отпечаток при сохранении духовного преемства. Так, дореволюционные старцы пре­имущественно обращали внимание на добродетель труда, тогда как послереволюционные — выделяли терпение скор­бей и неосуждение ближних. При этом в любой период не­изменными оставались передаваемые от старца ученику древние традиции умного делания.

Неслучайно Валаам называют Северным Афоном. Веками этот оплот монашества привлекал паломников, искавших духовного совета, молитвенной помощи, благодатного уте­шения. Именно здесь будущий митрополит Вениамин (Федченков) осознал, что христианство — это не одна только печаль и сокрушение о грехах, но и радостная жизнь в Боге. Эта неземная радость святости влекла и влечет к себе хри­стианскую душу. Даже когда пустовали иноческие кельи, природа Валаама хранила память о непрестанных тру­дах и молитвах пустынников, всецело посвятивших свою жизнь поискам Царствия Божия, пребывающего внутри (см. Лк. 17, 21).

Побывавшие на Валааме из личного опыта знают, какое обновляющее действие оказывает на человека соприкосно­вение с этим местом самоотверженного подвига. Надеюсь, что и данная книга поможет читателю не только лучше узнать историю православного монашества в XX в., но и соприкос­нуться с сокровищницей духовной мудрости валаамских подвижников, в которой пребывает животворящее действие Святого Духа.

 

Митрополит Калужский и Боровский, член Высшего Церковного Совета, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, доктор исторических наук

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Назначение Церкви во все времена — соединять людей с Богом во внутреннее единство на основе евангель­ских принципов жизни. По мысли историка — священника Сергия Мансурова, — «первое место в истории Церкви должно принадлежать тем, которые непосредственно в жиз­ни и в учении соответствовали этому назначению, сами к не­му стремились и его достигали, себя и других соединяли со Христом и во Христе единением благодатным, предуказан­ным Евангелием Христовым и учением апостольским, в еди­ное Царство — тело Христово. Поэтому, говоря по существу, “Жития святых” свт. Димитрия Ростовского много научнее работ современных церковных историков, ибо именно они знакомят нас с тем, как осуществляла в истории свое назна­чение Церковь. Нечего бояться, что история Церкви пре­вратится в значительной мере в историю подвижничества или даже много места будет отведено монашеству... Внима­ние историка должно быть по преимуществу там, где видно достижение христианского идеала, ибо отсюда дух жизни растекается по всему телу Церкви». Именно поэтому осо­бенно важным представляется исследование жизни и служе­ния тех людей, которые уже здесь, на земле, приобщились Божией благодати и стали реальным примером христиан­ского подвижничества для всех ищущих спасения во Христе.

Интерес автора к жизни валаамских подвижников XX в. возник в связи с первым посещением Валаамской обители в 2009 г., изучением трагических страниц ее истории в ми­нувшем столетии и ознакомлением с подвижническим слу­жением ее старцев.

К началу XX в. Валаамский монастырь в Финляндском кня­жестве был одним из крупнейших и известных северных монастырей Российской империи, имел образцовое хозяйст­во и состояние территории, 13 скитов на островах Ладож­ского озера, богатейшую ризницу, небольшой корабельный флот, множество мастерских, в которых трудились насельни­ки монастыря, прекрасный сад, огороды, ферму... Это было своего рода маленькое монашеское государство, которое населяло свыше тысячи человек. Паломничества на Валаам совершали представители всех сословий — от крестьян до монархов; Валаам вдохновил многих побывавших здесь ху­дожников: П.И.Балашова4, А.В.Гине, П.П.Джогина, М.К.Клодта, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.И.Куинджи, Н.К.Рериха, И.И.Бродского, Р.Кента; композиторов: П.И.Чайковского и А.К.Глазунова; писателей и поэтов: Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, К.К.Случевского, А.Н. Апухтина, Н.С.Лескова, С.В.Максимова, Вас.И.Немировича-Данченко, И.С.Шмелева, Б.К.Зайцева. Бывали на Валааме Д.И.Менде-

леев, А.А.Иностранцев и М.Н.Миклухо-Маклай... Не слу­чайно «не так уж много можно назвать монастырей на Ру­си, о которых написано столько книг и статей, сколько о Валааме».

«Главное же его богатство составляли сами живые наслед­ники древних монашеских традиций — старцы-молитвен­ники с их бесценным опытом». Эту мысль подтверждает благотворитель монастыря того времени князь А.В.Оболенский, который сам духовно окормлялся на Валааме: «Мона­стырь был полон дивных старцев и подвижников».

После революции в России, в декабре 1917 г., Финляндия провозгласила свою независимость и Валаам вместе с остро­вами Ладожского озера перешел к новому государству. Мо­настырю было позволено остаться в прежнем статусе пра­вославной обители. В 1921 г. Финляндская Православная Церковь получила автономию от Московского Патриархата. В 1923 г. Финляндская Православная Церковь под давлени­ем правительства Финляндии переходит в каноническую юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Начина­ется насильственное введение в православных приходах Финляндии и монастырях нового, григорианского стиля, вследствие чего на Валааме произошел раскол. А в 1939- 1940 гг., уже после советско-финской зимней войны, в ре­зультате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи с мо­настырским имуществом эвакуировались в глубь Финлян­дии, где основали Новый Валаам.

Основным источником к созданию настоящего труда по­служили архивные материалы Финляндского Ново-Валаамского монастыря. Очень важно, что «валаамский архив хранит не только материалы по монастырской истории, но и духовный опыт многовекового монашеского подвиж­ничества» (патриарх Алексий II).

Использованы также материалы архива Спасо-Преобра- женского Валаамского монастыря (по преимуществу ко­пии, сделанные в архиве Нового Валаама в Финляндии), а также опубликованные и неопубликованные источники из архивных и библиотечных фондов.

Деление на части в книге обусловлено историческими рам­ками жизни валаамских подвижников. В каждой из них гла­вы расположены в хронологическом порядке, согласно датам кончины того или иного подвижника.

Так, первая часть представляет собой исследование слу­жения подвижников, которое осуществлялось и заверши­лось на старом Валааме в связи с их кончиной до 1940 г. Многие старцы, начав служение еще на старом Валааме, продолжили его и после переселения на Новый Валаам в Финляндии, где и завершили свой земной путь. Им посвя­щена вторая часть.

В третьей повествуется о подвижниках, которые жили и осуществляли свое служение на старом Валааме, Новом Валааме и в Псково-Печерской обители, куда они переехали из Финляндии в 1957 г.

В четвертой части автор знакомит читателя с жизнью тех подвижников Валаама, которые покинули любимую обитель в связи с гонениями на старостильников в сложное время монастырского раскола.

Таким образом, к настоящему времени книга является са­мым полным собранием жизнеописаний, наставлений и ха­рактеристик служения валаамских подвижников в XX сто­летии. Вместе с тем автор не претендует на абсолютную полноту охвата темы. Наверняка в рассматриваемый период существовали и другие подвижники, имена которых не вошли в этот труд из-за отсутствия каких-либо упомина­ний о них. Главная причина тому — их отшельнический образ жизни. О них ведает Сам Господь.

Большинство подвижников, о которых речь идет в книге, именуются старцами. Такое наименование связано с харак­тером их служения: расцвет старчества на Валааме относит­ся к XIX — первой половине XX в. В связи с этим рассмот­рим сущность и специфику валаамского старчества.

Тему валаамского старчества, на наш взгляд, можно понять только в контексте правильного представления о старческом служении в целом.

Старчество — это «совершенство, самый высокий подвиг, самое высокое и самое великое служение».

Как правило, наименование «старец» в русском церков­ном сознании употребляется по отношению к подвижникам, которые «прошли долгий искус, которые опытно познали духовную брань, которые многими подвигами стяжали дар рассуждения, которые, наконец, способны молитвою пости­гать волю Божию о человеке, то есть в той или иной мере получили дар прозорливости и потому способны духовно руководить обращающимися к ним». Такое высокое ду­ховное состояние удобнее всего достигается в монастыр­ских условиях, где «вся жизнь до гроба должна быть в тру­дах, в подвигах, в повиновении, в отложении своих волей и желаний».

Старческое служение имеет своей главной целью вести послушника к живому опыту богообщения, к жизни в Боге. В этом старцу помогает, как уже было отмечено, опыт по­движнической жизни, а также дар рассуждения, который проявляется в том, что наставник умеет сразу определить духовное состояние человека и дает ему самый правильный и полезный совет.

Замечательный взгляд на старческое служение находим у свт. Феофана Затворника, выразившего общее святооте­ческое мнение по данному вопросу: «Хорошо не таить своих помыслов от отцов; однако ж не всякому, кто ни прилунится, надо их сказывать, но старцам духовным и дар рассуждения имеющим, мудростью, а не одними летами поседевшим. Многие, смотря на один возраст старости, открывали свои помыслы и, вместо врачевства, по причине неискусства выслушавших их, впадали в отчаяние. Не вся­кий может руководить, и это не только по собственной неуспешности и незрелости, но нередко по быстроте со- зрения. Многие, по причине великой простоты и великого жара ревности, очень скоро проходят первые степени и многого не испытывают. Неискушенные же не могут и искушаемым помощи. Сверх того, рассуждение есть один из даров Святаго Духа, коих много, и не все даются всем, а коемуждо якоже хощет Бог. “Чувствия обучена” в рассуждении добра и зла, свойствены всякому очи­щенному, но разбирать всякие случаи, решать обычайное и необычайное, и что из того может быть допущено, и что должно отвергнуть, это могут только зрящие. Такие све­тильники Богом образуются и Богом изводятся на дело. Смотрите в житиях: подвизается человек Божий в трудах общежития, отходит на уединение, живет скрытно от всех; наконец, говорится о нем: явил Господь светило. Годный не может укрыться; начинают около него собираться, — и строится премноголюдная обитель: так у Антония Вели­кого, Саввы Освященного, Антония Киево-Печерского, Сергия Радонежского; так прежде, так и теперь. Отсюда видно, что истинным руководителем может быть только победивший страсти и через бесстрастие соделавшийся сосудом Святаго Духа».

В своем труде о старчестве И.М.Концевич отмечает, что святые отцы, например прп. Иоанн Лествичник, прп. Варсо- нофий, прп. Симеон Новый Богослов, свт. Игнатий, прп. Си- луан Афонский и многие другие, относились к правильному старческому руководству как к высокому духовному таинст­ву, совершаемому Богом через старца для послушника ко спасению.

Вообще «необходимость в руководителе-отце очевидна сама собою, — утверждает свт. Феофан Затворник. — Вся­кому начинающему искать спасения нельзя браться за это дело самому или соделывать свое спасение по своему разу­мению и хотению, но с первого же раза надо отдать себя кому-нибудь под науку в сем... Дело спасения есть искусство искусств и наука наук, как же можно обойтись тут без учи­теля?»

В этом же духе И.В.Киреевский, духовный сын прп. Мака­рия Оптинского, писал своему другу А.И.Кошелеву: «Су­щественнее всяких книг и всякого мышления найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руково­дителем, которому ты мог бы сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых отцов... » Однако «руководитель должен не указать только, но и вести, и не вести только, но как бы нести на себе».

В 1781 г. при игумене Назарии (Кондратьеве) на Валаа­ме был принят за основу самый суровый из всех существо­вавших в то время монастырских уставов — общежитель­ный Саровский, подвергнувшийся небольшой местной переработке. В отношении старчества полагалось следу­ющее: «Каждому брату назначается в руководители старец, то есть инок преклонных лет и опытный в духовной жизни. Этому руководителю он обязывается во всю жизнь откры­вать все свои дела, желания и помышления и следовать во всем его совету и руководству...» Игумен Назарий ввел практику исповеди между насельниками, не обязательно имеющими священный сан. Сам о. Назарий писал об этом: «Если совесть тебя обличает и ты не имеешь возможности покаяться духовному отцу, то необходимо брату обители или другому близкому тебе человеку, богоугодно живуще­му и духовный разум имеющему, исповедать то, что смуща­ет твою совесть, и просить его молитв и благословения».

В одном из неопубликованных дневников валаамского подвижника XX в. монаха Иосифа (Шорина) обнаружена выписка из труда архимандрита Леонида (Кавелина) «Ис­торическое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни»: «Путь старческого окормления во все века Хрис­тианства признан всеми великими пустынножителями, от­цами и учителями Церкви самым надежным и удобнейшим из всех, какие были известны в Христовой Церкви. Старче­ство процветало в древних египетских и палестинских ки- новиях, впоследствии насаждено на Афоне, а с Востока перенесено в Россию. Но в последние века, при всеобщем упадке веры и подвижничества, оно понемногу стало при­ходить в забвение... К восстановлению в России этого осно­ванного на учении св. отцов образа монашеского жития много содействовал знаменитый старец, архимандрит мол­давских монастырей, Паисий Величковский... » И «вели­чайшее значение старца Паисия для русского монашества заключается именно в том, что он своими переводами, сочинениями и письмами, а также и своим личным непосред­ственным руководством вызвал чрезвычайный интерес и внимание к умному деланию, направил в эту сторону ду­ховную жизнь русского монашества и воспитал целый ряд старцев, явившихся продолжателями его дела в русских монастырях».

В начале XIX в. ученики прп. Паисия схимонах Феодор, иеромонахи Леонид и Клеопа принесли на Валаам его традицию старчества, которая обогатила существующую со времени прп. Назария. С этого времени на Валааме на­чинает укрепляться традиция исихазма. Основным и глав­ным содержанием умного делания оставалось творение Иисусовой молитвы, которое «совершается умом в серд­це. Итогом этого сокровенного делания было созерцание тайн Царствия Небесного и различные духовные дары, среди которых отличительным даром старческого служе­ния считаются духовное рассуждение и пророческое ведение воли Божией».

Также в обители укореняются заветы старца Паисия, по которым настоятель не обязательно должен быть духовной главой братства (в традиции старца Назария это предусмат­ривалось). Как писали тогда в издании обители, «необходи­мым условием... Валаамского подвижничества служит жизнь с советом, под руководством опытного наставника — стар­ца. Жизнь “с советом” установлена для всех, собственно, потому, что только она одна... может привести к спасению и что только при ней исполняется обет послушания». Каж­дому поступающему в монастырь назначался старец, кото­рому следовало открывать помыслы, «отречься от своего ума и воли и действовать согласно указаниям своего настав­ника».

Итак, валаамское старчество унаследовало древнюю тра­дицию египетских, палестинских монастырей и особенно Афона, ради чего потрудились ученики прп. Паисия Ве- личковского. В связи с этим нам представляется важным обратиться к афонской традиции старчества и сравнить ее с традицией на Валааме в первой половине XX в.

Еще с XIX в. Валаам «по сходству устройства своей внут­ренней жизни, устава, природных условий, идеально отве­чавших духу аскетизма, называли верным снимком афонских монастырей», Северным Афоном. Как и Афон, Валаам окружен водами, находясь «среди обширного Ладожско­го озера, в северной его части, на группе лесистых и камени­стых островов, полных чарующей прелести по дикости и жи­вописности своей природы», и «совершенно удален от мира: ближайшие селения отстоят от него на расстоянии не менее 25 верст, и здесь нет даже следов нашей мирской жиз­ни с ее мелочными повседневными интересами, нет тех со­блазнов, которые могли бы отвлекать от труда и молитвы».

Писатель Б.К.Зайцев, побывавший на Афоне, приезжая в Валаамский монастырь, во многом видел здесь черты Свя­той Горы: игумена Дамаскина он называл Афанасием Ве­ликим Валаама, указывал на схожесть монастырских дорог «межлесов... в благообразии святых мест»; облик схимо­наха Николая сравнивал с встречавшимися ему старцами на Афоне; в запахе жасмина чувствовал что-то исконно русское, валаамское и одновременно афонское, напоминающее ему о посещении Андреевского скита.

Географическое положение Афона и Валаама и другие эле­менты внешней схожести не только объединяли «мона­шеские государства», но и прекрасно располагали к мо­нашескому деланию, создавая «совершенно особый мир, не тот, который мы видим в наших даже знаменитых лав­рах, нет, — это место упорного и непрерывного труда, идеальной дисциплины, детски чистой веры и глубокого жизненного оптимизма».

В XX в., как и прежде, устав Валаамской обители преду­сматривал все три формы монашеской жизни: общежитель­ную, скитскую и отшельническую. Все три формы харак­терны и для монастырей Афона. Хотя общежительная форма на Валааме строга для братии, но «многие не удов­летворяются ею и уходят в скиты. Особенность скитской жизни заключается в чередном чтении Псалтири... Трапеза скитников всегда постная и состоит из одних овощей». По примеру Святой Горы женщины в скит Иоанна Предтечи не допускаются, а в скит Всех святых могут входить только раз в год.

Несмотря на различные формы устроения монашеской жизни, на Валааме, как и на Афоне, «главным необходи­мым условием во всех родах валаамского подвижниче­ства служит жизнь под руководством опытного наставника-старца».

Старец, видевший духовное устроение воспитанников, вел к спасению под своим руководством учеников, которые, в свою очередь, стали наставниками для последующих ино­ков. На Валааме в рассматриваемый нами период, например, монах Иосиф (Шорин) был учеником духовника монастыря Иоасафа (Шабалина), а затем стал старцем иеромонаха Пам- вы (Игнатьева) и других подвижников.

Особый статус в обители Валаамской имели игумены, ко­торые считались «вождями духовных ратников».

Аналогичное положение наблюдалось и в общежитель­ных монастырях Афона, о чем сохранились свидетельства очевидцев: «Старцы имеют здесь (на Валааме. — Авт.) власть, но и они все — послушники игумена. Замечательно, что такое соединение власти старцев с самодержавием игу­мена — характерный признак славянских монастырей даже на Афоне. Как только из строгого общежития, киновии, они обращаются в идиоритмы, то есть своежительные монасты­ри с буржуазно-республиканским характером, — то тотчас же падает монастырь. И наоборот, с восстановлением кино­вии поднимается и жизнь монастыря. Ясный пример этого представляет наш... монастырь Святого Пантелеймона, так­же сербский — Хиландар, болгарский — Зограф и др.».

На Валааме всегда с особым трепетом относились к афон­ской традиции. Особенно это выразилось в восприятии ва- лаамцами опыта исихазма, являющегося основой иноче­ской жизни на Афоне. «С поселением на Валааме Антипы (Афонского, учителя умной молитвы. —Авт.) окончатель­но утвердилось возрождение связи великих островов Пра­вославия». Действительно, на Валааме усердно проходили подвиг молитвы Иисусовой: «Каждый инок десятками лет всецело погружался в келейную молитву, с которой нехотя расставался, уходя на послушания и в трапезную. В храме Иисусова молитва соединялась с ходом богослужения, и по­этому монахи стояли неподвижно на своих местах точно вкопанные, не шелохнутся, не двинутся, точно замирали в своих как бы афонских стасидиях». Старцы схимонах Николай (Монахов), иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Иоанн (Алексеев) и многие другие преуспели в подвиге умной молитвы. Так «внутреннее делание стало “солью” Валаама».

И на Афоне в начале XX в. питали особый интерес к Ва­лаамскому монастырю, который в первую очередь славился своими подвижниками веры и благочестия. Посетивший обитель писатель Василий Немирович-Данченко заме­тил, что «изо всех типов старчества тип валаамского стар­чества наиболее целен и полон». Сохранились архив­ные сведения о том, как на Валаам с Афона приезжали монахи и посещали валаамских старцев. Более того, «из афонских монастырей приходили посмотреть на Валаам­скую обитель и по ее правильной организации в духе пра­вославного аскетизма предпочитали ее даже монастырям Афонской Горы».

Итак, незыблемая духовная связь Афона и Валаама, выра­зившаяся в восприятии последним традиций старчества и исихазма, не подлежит сомнению. «Как и Св. Афон, Вала­ам поныне светит. Афон — на юге, Валаам — на севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся “ночь мира”, — нужны маяки».

Старческое руководство внутри монастыря было на­правлено прежде всего на передачу духовного аскети­ческого опыта от старца к иноку-послушнику (особенно это выразилось в обучении непрестанной молитве), часто при совместном проживании старца и послушника с прак­тикой откровения помыслов. Духовничество по отноше­нию к мирянам, которое стало особенно актуальным на Новом Валааме и в Псково-Печерской обители, не имело такого строгого характера, как внутри монастыря. Стар­цы давали советы приезжавшим к ним людям, вели ду­ховную переписку, но сама форма общения исключала беспрекословное послушание. В исполнении наставле­ний подвижников за человеком всегда оставалось право выбора, чтобы он мог реализовать свою христианскую свободу.

 

***

 

Автор искренне надеется, что его скромный труд не толь­ко внесет вклад в развитие современной богословской науки, но и станет практическим пособием духовной муд­рости на пути к христианскому совершенству для всех ищущих спасения во Христе.

 

Часть I

 

СТАРЫЙ ВАЛААМ

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.