Перспективы стратегического партнерства со странами БРИКС Создание БРИКС явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала XXI века.
Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) играют весомую и постоянно растущую роль в мировой политике и международных отношениях.
Современное название объединения вошло в международную практику в 2011 г. после присоединения Южно-Африканской Республики (декабрь 2010). С момента создания объединение именовалось БРИК. Впервые термин БРИК был использован в докладе инвестиционного банка «Goldman Sachs» в ноябре 2001 г., посвященном прогнозу состояния мировой экономики в середине XXI века. Автором термина считается американский экономист Дж.О’Нил, который использовал его применительно к группе развивающихся стран – Бразилия, Россия, Индия, Китай – рассматривая группировку в качестве нового инвестиционного предложения. В 2003 г. банк опубликовал развернутое исследование, озаглавленное «Мечтая вместе с БРИК: путь к 2050 году». В докладе высоко оценивалась динамика развития стран БРИК, которые претендуют на роль постоянных лидеров в своих регионах. Они обладают колоссальными природными ресурсами, значительным промышленным потенциалом, на их территории проживает 40% населения земного шара. За короткий период «развивающиеся экономики – Китай, Россия, Бразилия, Индия – стали превращаться в политическую реальность. Они однозначно заявили, что современный международный механизм отношений не соответствует реалиям XXI века, и предложили строить новый мировой порядок на основе международного права и сотрудничества». С образованием БРИК России обрела «большую устойчивость своего позиционирования на мировой арене, реальный инструмент реализации идеи многополярного мира и принципов многовекторности внешней политики».
«Формирование БРИК – это выражение общей политической воли различных стран, нацеленной на то, чтобы трансформировать мир, трансформировать не против кого бы то ни было, но в пользу нового – действительно демократического – мирового порядка». Присутствие одного из лидеров Африканского союза – ЮАР – в коалиции БРИКС расширило географию и сферу влияния объединения, усилило его совокупный экономический и политический потенциал.
Первый саммит БРИК состоялся 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге. Во встрече на высшем уровне приняли участие Президент России Дмитрий Медведев, Президент Бразилии Луис Лула да Силва, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх, Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао. В ходе саммита обсуждались такие вопросы как возможности преодоления последствий глобального экономического кризиса, глобальная продовольственная безопасность, международная торговля, инвестиционная политика, угроза мирового терроризма, сотрудничество в области науки и образования и т. д. По итогам саммита было принято совместное заявление и соглашение о глобальной продовольственной безопасности.
Второй саммит БРИК проходил в столице Бразилии – городе Бразилиа 15–16 апреля 2010 г. Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках саммита, стали: преодоление последствий кризиса, создание нового финансового порядка, место стран БРИК в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ, а также проблемы международной торговли, борьбы с бедностью и изменения климата. По итогам саммита был подписан меморандум о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития и поддержки экспорта стран-членов БРИК.
Третий саммит БРИКС проходил 13–14 апреля 2011 г. в китайском курортном городе Санья, расположенном на острове Хайнань. Это был первый саммит после вступления в организацию Южно-Африканской Республики. В ходе саммита БРИКС было решено принять меры для стабилизации мировых цен на сырье путем усиления регулирования рынка деривативов на сырьевые товары, достигнута договоренность об экономическом взаимодействии с использованием национальных валют. По итогам саммита была принята совместная декларация.
Четвертый саммит БРИКС проходил в Нью-Дели 28–29 марта 2012 г. В ходе саммита было уделено пристальное внимание проблемам глобальной экономики, антикризисным мерам, а также проблеме урегулирования ситуации вокруг Сирии и Ирана. Стороны обсудили возможности создания банка развития и механизмы сближения своих фондовых площадок. Выступая на саммите, президент России Д. Медведев в качестве одной из стратегических задач данного объединения назвал «постепенную трансформация БРИКС в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики и политики». По итогам саммита БРИКС была обнародована декларация. В присутствии лидеров руководителями банков развития стран БРИКС подписаны Генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах в рамках механизма межбанковского сотрудничества государств – участников БРИКС и Многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов.
По состоянию на 2014 г. на долю пяти стран БРИКС приходится 45% населения, 25% мирового ВВП (по паритету покупательной способности национальных валют) и 30% территории Земли.
На фоне стремительного роста ВВП стран БРИКС прогноз развития США и стран ЕС выглядит весьма скромно.
Объединение стало долгосрочным фактором развития мировой экономической и политической архитектуры. Ученые и политики многих стран называют БРИКС новой силой, способной найти консолидированные подходы к решению наиболее важных проблем глобального развития.
«Пятерка» принимает все более активное участие в решении вопросов энергетической безопасности, борьбы с международным терроризмом, экологии, демографии и др. В период финансово-экономического кризиса в 2008–2009 гг. именно страны БРИКС, прежде всего, Китай, Индия и Бразилия, стали теми главными двигателями, которые помогли вновь начаться экономическому росту. Государства БРИКС во многом определяют пути преодоления последствий кризиса, динамику мирового экономического развития. Они отражают объективную тенденцию к усилению экономической взаимозависимости стран, увеличению роли интеграционных процессов.
В последние годы все более важное значение приобретает развитие стратегического партнерства со странами БРИКС, в том числе, по направлению интеграции деятельности фондовых рынков этих стран.
Первоначально стратегический альянс Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) был образован по инициативе России в 2006 году. Это был ответ на кризисные явления и угрозы, обостряющиеся в модели однополярного мира, которые затрагивают экономические и политические интересы указанных стран, имеющих родственные проблемы и подходы к их решению. В 2011 г. к этому альянсу присоединилась ЮАР. В результате сформировалась и успешно развивается новая мировая экономико-политическая структура, на долю которой приходится 27% мировой территории, 42% населения мира, 46% мировой рабочей силы, 27% мирового ВВП, 15% мировой капитализации, более 4,5 трлн долл. международных резервов. Согласно прогнозам мировых экспертов экономический потенциал Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР таков, что к 2050 году они могут стать доминирующими экономическими системами.
В 2011 году произошло важнейшее с точки зрения интеграции рынков ценных бумаг указанных стран событие. В Йоханнесбурге на 51-м ежегодном общем собрании Всемирной федерации бирж (WFE) было объявлено о создании альянса фондовых бирж стран БРИКС. В это альянс вошли: бразильская фондовая биржа BM&F BOVESPA, российская биржа ММВБ, корпорация бирж и клиринговых организаций Гонконга HKEx (Китай) и Фондовая биржа Йоханнесбурга JSE (Южная Африка). Национальная фондовая биржа Индии (NSE) и Бомбейская фондовая биржа (Индия) также подписали письма поддержки с намерением примкнуть к альянсу после завершения выполнения всех формальных требований к участникам альянса.
Миссия альянса заключается в облегчении доступа к срочным контрактам на основные фондовые индексы стран БРИКС для международных инвесторов, что позволит им диверсифицировать инвестиционные портфели.
На первом этапе сотрудничества осуществлен кросс-листинг производных инструментов на основные фондовые индексы стран БРИКС на всех площадках стран альянса, что призвано способствовать росту ликвидности на рынках стран БРИКС и существенно укрепить положение стран-участниц альянса на международной арене.
Кросс-листинг, введенный в 2012 году, прошли следующие производные инструменты:
· фьючерсный контракт на бразильский фондовый Индекс IBOVESPA;
· фьючерсный контракт на российский фондовый Индекс ММВБ;
· фьючерсный контракт на индийский фондовый Индекс S&P BSE SENSEX;
· фьючерсный контракт на гонконгский фондовый Индекс Hang Seng и фьючерсный контракт на Индекс Hang Seng China Enterprises; и
· фьючерсный контракт на южноафриканский фондовый Индекс FTSE/JSE Top40.
По словам Рональда Аркулли (Ronald Arculli), председателя Гонконгской фондовой биржи и главы WFE, глобальные инвесторы все активнее стремятся присутствовать на ведущих развивающихся рынках. «Используя преимущества альянса, – считает г-н Аркулли, – инвесторы получают легкий доступ к производным инструментам на основные фондовые индексы стран БРИКС, которые будут торговаться на площадках стран альянса в местных валютах. Это важный момент в истории развивающихся стран. Данный альянс позволяет большему числу инвесторов выходить на развивающиеся экономики стран БРИКС с их растущей экономической мощью. С глобальной точки зрения этот альянс указывает на повышение важности экономик и финансовых рынков БРИКС в ближайшее десятилетие и еще раз подчеркивает важность укрепления сотрудничества между членами БРИКС».
На втором этапе биржи-члены альянса планируют совместную работу по разработке новых продуктов для кросс-листинга на соответствующих биржах. «Помимо того, что фондовые индексы служат барометрами состояния рынков, они также используются в качестве базового актива для других продуктов, что может стать следующим шагом в развитии альянса», – сказал Рассел Лоубшер (Russel Loubser), генеральный директор Фондовой биржи Йоханнесбурга.
«Продукты, которые будут созданы на втором этапе, также будут проходить кросс-листинг и торговаться в местных валютах, – заявил Эдемир Пинто (Edemir Pinto), генеральный директор биржи BM&F BOVESPA, – Они также позволят инвесторам получить удобный выход на другие развивающиеся рынки через продукты, прошедшие местный листинг».
Третий этап работы альянса может включать в себя дальнейшее развитие совместных продуктов и разработку новых услуг. «Помимо кросс-листинга, – подчеркивает президент ММВБ Рубен Аганбегян, – есть и другие точки роста и развития альянса. Например, создание комбинированных совместных продуктов, которые будут способствовать увеличению ликвидности всех рынков БРИКС, и пониманию локальными инвесторами других развивающихся рынков».
Все биржи, присоединившиеся к альянсу, высоко оценивают потенциал сотрудничества. «Альянс бирж стран БРИКС обладает огромным потенциалом, – отметил Мадху Каннан (Madhu Kannan), Председатель Правления Бомбейской Фондовой Биржи, – так как предоставит индийским инвесторам возможность диверсифицировать свои портфели и выйти на остальные развивающиеся рынки. Он также предоставит уникальную возможность инвесторам остальных стран БРИКС сделать свой вклад в рост экономики Индии. Бомбейская Фондовая Биржа будет активно способствовать появлению продуктов мирового уровня на индийском рынке, а также развитию новых продуктов на остальных рынках стран-участников альянса».
По данным Всемирной федерации бирж (WFE), совокупная рыночная капитализация компаний, чьи акции торгуются на шести биржевых площадках БРИКС превышает 9 триллионов долларов США. А общее количество эмитентов – 9,5 тысяч компаний. По данным Futures Industry Association на долю указанных выше шести бирж приходится значительная доля (около 20%) мирового объема торгов биржевыми производными финансовыми инструментами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития.
Структура современного российского фондового рынка преимущественно состоит из денежного рынка (49,11%), валютного рынка (34,72%), рынка акций (10,82%) и рынка облигаций (3,41%). Количество размещений ценных бумаг на московской фондовой бирже достаточно стабильно, вместе с тем существует положительный тренд в показателях объема торгов корпоративными и биржевыми облигациями и отрицательная динамика по показателям объема торгов акциями. В частности, индекс ММВБ, ведущий индикатор российского рынка акций, достиг к концу I квартала 2014 года отметки на уровне 1 369 пункта и снизился по отношению к уровню конца IV квартала 2013 года на 8,96%. Кроме того, активность операций с акциями в I квартале 2014 года снизилась по сравнению с уровнем IV квартала 2013 года. Общий объем сделок с акциями в ЗАО «ФБ ММВБ» составил 8,7 трлн руб. (на 35,2% ниже показателя IV квартала 2013 года). Объем вторичных торгов составил 1,4 трлн. руб. и понизился на 40,5%. Объем операций РЕПО с акциями составил 7,3 трлн. руб., что на 34% ниже показателя IV квартала 2013 года. Таким образом, можно сделать вывод о том, что облигации представляют на российском рынке более простой и эффективный способ привлечения инвестиций, нежели эмиссия акций. Тем не менее, с целью повысить интерес инвесторов к финансовым инструментам, в настоящее время на Московской бирже проводится реформа листинга (которая предполагает упрощение процедуры листинга, сокращение числа котировальных списков), а также разрабатываются упрощенные требования к процедуре эмиссии акций. Современному этапу российского рынка ценных бумаг присущи следующие основные тенденции:
(1) расширение масштабов российского рынка ценных бумаг;
(2) укрепление финансового потенциала российских институтов финансового посредничества;
(3) расширение используемого на российском рынке ценных бумаг инструментария и усложнение его характера, внедрение новых технологий, вовлечение в операции на финансовом рынке более широкого круга экономических агентов;
(4) формирование единого рынка ценных бумаг;
(5) повышение внутренней устойчивости российского рынка ценных бумаг.
Действие перечисленных выше тенденций развития российского рынка ценных бумаг позволяет сформироваться главной тенденции - это превращение данного рынка в важный фактор экономического развития России. Рынок ценных бумаг России начинает вносить серьезный вклад в обеспечение высоких темпов роста российской экономики, все более эффективно выполняя функцию по перераспределению ресурсов и обеспечению реального сектора финансовыми средствами.
Развитие российского рынка ценных бумаг в среднесрочной перспективе будет определяться широким спектром внутренних и внешних факторов, ключевыми среди которых являются:
(1) эскалация внешнеполитической напряженности в связи с украинским кризисом и связанная с этим процессом повышенная волатильность фондовых индексов;
(2) замедление темпов роста российской экономики;
(3) снижение обменного курса рубля;
(4) сохранение высоких процентных ставок и сопряженный с этим высокий спрос на биржевые инструменты рефинансирования (операции прямого РЕПО).
В отношении перспектив развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации следует отметить, что на уровне Правительства РФ и Правительства Москвы активно ведется работа по созданию Международного финансового центра. В результате к настоящему времени реализованы конкретные меры по совершенствованию финансовой инфраструктуры и регулирования рынка ценных бумаг.
Дальнейшее становление и развитие рынка ценных бумаг России предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг. Одним из основных направлений является разработка в рамках ЕЭП стратегии регулирования финансовых рынков, в которой должны быть предусмотрены: взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности на фондовом рынке, унификация законодательства и применяемых финансовых инструментов в странах-участницах, методов расчета, деятельности инфраструктурных организаций и повышение финансовой грамотности населения. В соответствии с проектом программы действий Международной ассоциации бирж стран СНГ на 2011 - 2015 годы предполагаются дальнейшие шаги, направленные на интеграцию рынка ценных бумаг.
В настоящее время условия развития мирового финансового рынка осложняются ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Поэтому одним из приоритетных направлений является дальнейшее углубления интеграции и сотрудничества в рамках биржевого альянса стран БРИКС, который уже в настоящее время занимает важное место на мировом рынке ценных бумаг.
NB! Литературу обновить, посмотреть в различных списках, проверить отсылки по тексту убрать приложения кроме ответов на тесты (добавить)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
( Каримов)
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, N 9, ст. 851.
2. Соглашение от 09.12.2010 «О создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала» // «Собрание законодательства РФ», 16.01.2012, N 3, ст. 399.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Первоначальный текст документа опубликован в издании // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об акционерных обществах» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 1.
6. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рынке ценных бумаг» // «Собрание законодательства РФ», N 17, 22.04.1996, ст. 1918.
7. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 785.
8. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 153-154, 10.08.2001.
9. Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об ипотечных ценных бумагах» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 17.11.2003, N 46 (ч. 2), ст. 4448.
10. Указ Президента РФ от 18.11.1995 N 1157 (ред. от 25.07.2013) «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4501.
11. Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 08.07.1996, N 28, ст. 3356.
12. Постановление Правительства Москвы от 06.10.1998 N 763 «О ходе выполнения Комплексной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы» // Документ опубликован не был.
13. Постановление Правительства РФ от 06.11.2001 N 771 (ред. от 14.02.2009) «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций» (вместе с «Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций») // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 12.11.2001, N 46, ст. 4361.
14. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
15. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 19.01.2009, N 3, ст. 423.
16. Постановление Правительства РФ от 25.06.2009 N 529 (ред. от 26.08.2013) «О порядке формирования совета Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 29.06.2009, N 26, ст. 3203.
17. Постановление Правительства РФ от 08.04.2010 N 217 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 19.04.2010, N 16, ст. 1904.
18. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» // Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, N 18 (часть III), ст. 2166.
19. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 31.01.2013) // Документ опубликован не был.
20. Распоряжение ФКЦБ РФ от 03.03.2004 N 04-637/р «Об утверждении Квалификационного минимума по специализированному квалификационному экзамену для специалистов рынка ценных бумаг по корпоративным финансам» // «Вестник ФКЦБ России», N 3, 23.03.2004.
21. Постановление ФКЦБ РФ от 24.12.2003 N 03-48/пс «О Порядке квалификации ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2004 N 5555) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 10, 08.03.2004.
22. Приказ ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (ред. от 04.07.2013) «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 25, 18.06.2007.
23. Приказ ФСФР РФ от 23.10.2007 N 07-105/пз-н (ред. от 22.01.2008) «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2007 N 10673) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 52, 24.12.2007.
24. Приказ ФСФР России от 28.12.2010 N 10-78/пз-н (ред. от 20.11.2012) «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 88, 25.04.2011.
25. Приказ ФСФР России от 27.07.2012 N 12-65/пз-н (ред. от 24.01.2013) «Об утверждении Перечня иностранных организаций, которым центральный депозитарий открывает счета депо иностранного номинального держателя» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Российская газета», N 227, 03.10.2012.
26. Приказ ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» // «Российская газета» (специальный выпуск), N 244/1, 30.10.2013.
27. Инструкция Банка России от 27.12.2013 N 148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации» / «Вестник Банка России», N 32 - 33, 28.03.2014.
28. Устав ЗАО «ФБ ММВБ» (утвержден решением единственного акционера 18.02.2014) / Официальный сайт ОАО «Московская биржа» http://moex.com
29. Правила расчета индекса корпоративных облигаций (утверждены Дирекцией ЗАО »ФБ ММВБ» 28.03.2011) / Официальный сайт ОАО «Московская биржа» http://moex.com
30. Правила листинга ЗАО «ФБ ММВБ», утвержденные Советом директоров ЗАО «ФБ ММВБ» 31.12.2013 (Протокол № 17) / Официальный сайт ОАО «Московская биржа» http://moex.com
31. Правила проведения торгов по ценным бумагам в Закрытом акционерном обществе «Фондовая биржа ММВБ» (утверждены Советом директоров ЗАО «ФБ ММВБ» 28.04.2014 г. (Протокол № 25) / Официальный сайт ОАО «Московская биржа» http://moex.com
32. Правила допуска к участию в торгах Закрытого акционерного общества «Фондовая биржа ММВБ» (утверждены Советом директоров ЗАО «ФБ ММВБ» 28.04.2014 г. (Протокол № 25) / Официальный сайт ОАО «Московская биржа» http://moex.com
Учебная литература:
33. Габов А.В. Ценные бумаги вопросы теории и правового регулирования рынка. – М.: Издательство: Статут, 2011. 1104 с.
34. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов ВУЗов. – М.: Издательство: ИНФРА-М, 2013. 378 с.
35. Ершов В.А. Рынок ценных бумаг: юридический справочник. – М.: Издательство: ГроссМедиа, 2009. 424 с.
36. Иванов И.С. Краткий курс финансового права: учебное пособие. СПС КонсультантПлюс. 2013.
37. Молотников А.Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство: Стартап, 2013. 549 с.
38. Чалдаева Л.А., Килячков А.А. Рынок ценных бумаг: учебник (ФГОС ВПО 3-го поколения) 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство: Юрайт, 2012. 857 с.
39. Шиткина И.С. Корпоративное право: Практический курс. – М.: Издательство: КноРус, 2012. 208 с.
40. Финансы: учебник / под ред. проф. В.Г. Князева, проф. В.А. Слепова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. 656 с.
41. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ценные бумаги. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Охрана частной жизни. Постатейный комментарий к главам 6 – 8 (под ред. П.В. Крашенинникова) // М.: Статут, 2014.
42. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ценные бумаги. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Охрана частной жизни. Постатейный комментарий к главам 6 - 8 / В.В. Андропов, Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 208 с.
43. Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства: науч. изд. / Н.Г. Доронина, В.Ю. Лукьянова, Н.Г. Семилютина и др. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2012. 72 с.
Комментарии законодательства, периодические издания:
44. Агеев А. Ценные бумаги в свете новых изменений гражданского законодательства // Консультант. 2014. N 1. С. 80 - 83.
45. Ананьева А.В. Рынок корпоративных ценных бумаг и его защита от угроз экономической безопасности в Российской Федерации: правовые аспекты // «Юридический мир», 2007, N 8.
46. Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (постатейный). М.: Деловой двор, 2013. 136 с.
47. Васильев М. Новшества в Гражданском кодексе Российской Федерации // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2013. N 9. С. 21 - 32.
48. Карабашева Н.А. Выпуск облигаций в компании // «Российский налоговый курьер», 2013, N 20.
49. Кирилловых А.А. Нормативно-правовая основа рынка ценных бумаг: вопросы истории, практики и тенденции регулирования // Законодательство и экономика. 2014. N 2. С. 54 - 68.
50. Корнийчук Г.А., Ширипов Д.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (постатейный) / под ред. Д.В. Ширипова // СПС КонсультантПлюс. 2010.
51. Мухаметшин Т.Ф. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов: обновленный взгляд на правовое содержание // Право и экономика. 2012. N 12. С. 51 - 58.
52. Мальчиков А.С. Некоторые особенности обеспечения исполнения обязательств по корпоративным облигациям // Меры обеспечения и меры ответственности в гражданском праве: сборник статей / рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2010. С. 237 - 247.
53. Орлова О.Е. Особенности бухгалтерского учета инвестиций в облигации, обращающиеся на ОРЦБ // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2013. N 15. С. 34 - 43.
54. Орлова О.Е. Бухгалтерский учет инвестиций в облигации, не обращающиеся на ОРЦБ // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2013. N 21. С. 31 - 42.
55. Орлова О.Е. Учет инвестиций в акции, обращающиеся на ОРЦБ // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2013. N 9. С. 14 - 25.
56. Орлова О.Е. Учет инвестиций в акции, не обращающиеся на ОРЦБ // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2013. N 10. С. 22 - 32.
57. Пахутко О.П. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Банковское право. 2013. N 2. С. 35 - 40.
58. Петросян Э.С. Погодные биржевые индексы // Право и экономика. 2013. N 4. С. 55 - 58.
59. Петросян Э.С. Проблемы дефиниции корпоративной ценной бумаги // Право и экономика. 2012. N 8. С. 49 - 53.
60. Ротко С.В. Современные тенденции государственного правового регулирования рынка ценных бумаг в России: шаги навстречу инвестициям // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сборник статей / Отв. ред. В.В. Ершов, Н.А. Тузов. М.: Статут, 2008. С. 303 - 311.
61. Сотов А.И. Расследование преступлений, связанных с использованием инсайдерской информации при совершении операций на рынке ценных бумаг // Эксперт-криминалист. 2013. N 3. С. 26 - 27.
62. Терехова Е.В. К вопросу о финансово-правовых проблемах, волнующих российских и иностранных инвесторов // Современный юрист. 2013. N 4 (Октябрь-Декабрь). С. 100 - 109.
63. Ушаков А.А. Комментарий к подразделу 3 «Объекты гражданских прав» раздела I «Общие положения» части первой Гражданского кодекса РФ (главы 6 «Общие положения», 7 «Ценные бумаги» и 8 «Нематериальные блага и их защита») (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.
64. Фролова Д.Г. Возможности для финансовых инвестиций в российской экономике // «Безопасность бизнеса», 2007, N 4.
65. Хоменко Е.Г. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: Учебно-практическое. пособие. М.: Юристъ, 2008. С. 11.
66. Щур-Труханович Л.В. Юридическое содержание системы международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана // СПС КонсультантПлюс. 2012.
67. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск. Изменения положений Гражданского кодекса РФ об объектах гражданских прав, включая недвижимость и ценные бумаги (Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ) / Подготовлен для системы КонсультантПлюс.
68. Существенные изменения в Гражданском кодексе, касающиеся ценных бумаг. Юридическая фирма «Гольцблат БЛП». Корпоративная практика / Слияния и поглощения / Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013.
Интернет-ресурсы:
69. Официальный сайт ОАО «Московская биржа» (http://moex.com/)
70. Официальный сайт АО «Казахстанская фондовая биржа» (http://www.kase.kz)
71. Ежеквартальный отчет ЗАО «ФБ ММВБ» за 1 квартал 2014 года.
72. Официальный сайт проекта «Москва – международный финансовый центр» (http://mfc-moscow.com)
73. Рынок ценных бумаг в Беларуси: реальность и перспективы правового регулирования (Online-конференция) (http://www.belta.by/ru/conference)
|