Перечень теоретических вопросов Методическая разработка
Семинарского занятия
для студентов 1 курса I международного факультета
Специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»
по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»
1. Тема:Предмет психологической науки. Характеристика методов психологических исследований (1 час 20 минут).
2. Место: учебный кабинет.
3. Базовый уровень знаний и умений:
№
| Дисциплина
| Знать
| Уметь
|
| Нормальная физиология
| Физиология ВНД
|
|
| Анатомия
| Анатомическое строение головного мозга и других органов и систем человеческого организма
|
|
№
| Элементы практического занятия
| Время (мин.)
|
| Проверка присутствующих
|
|
| Вводный контроль и его анализ
|
|
| Опрос студентов и разбор программных вопросов
|
|
| Дополнительные вопросы, ответы на них
|
|
| Анализ результатов исследования
|
|
| Исходящий контроль знаний и его оценка
|
|
| Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов.
|
| Итого
|
| 4. План проведения практического занятия
Перечень теоретических вопросов
1. Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии.
2. Понятие о психике, ее функции и основные формы проявления.
3. Возникновение и развитие психики. Рефлекторная природа психики.
4. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания.
5. Структура сознания. Понятие о бессознательном.
6. Характеристика основных отраслей психологических знаний. Медицинская психология.
7. Связь психологии с другими науками. Психология и педагогика. Психология и медицинские дисциплины.
8. Значение психологических знаний в практической деятельности врача.
9. Методы психологических исследований, их классификация. Главные требования к методам психологии.
10. Наблюдение и особенности его применения врачом.
11. Эксперимент и его возможности при изучении психических особенностей больного.
12. Использование в медицинской практике психокоррекционных и психотерапевтических методов.
Основной задачей психологии как науки, является изучение объективных закономерностей психических явлений, психических процессов, психологических качеств личности и психологических особенностей деятельности человека.
Психология– наука и система знаний про закономерности, механизмы, психические факты и явления в жизни человека.
Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмы.
Этапы развития психологии:
I этап – психология как наука о душе.
ІІ этап – психология как наука о сознании. Возникла в 18 веке в связи с развитием наук. Главным методом изучения было наблюдение человека.
ІІІ этап – психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача - ставить эксперименты и наблюдать.
IV этап – психология как наука, которая изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Психология – одна из наук о человеке. Предметом ее изучения является - психика, которая есть высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ.
Основные направления современной психологии:
· Персоналистические направления
· Психика и высшая нервная деятельность
· Бихевиорзим
· Гештальт-психология
· Структурная психология
· Психоанализ
· Психология установки
Психика (по-гречески “душа”) – это качество живой высокоорганизованной материи, которое заключается в возможности отображать объективный мир в его связях и отношениях. Психические свойства являются результатом нейрофизиологического действия головного мозга, но включают в себя характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых психическое и возникает.
Психика – это системное качество мозга, реализующееся через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни.
Стадии развития психики:
А) стадия элементарной сенсорной психики (отображение отдельных свойств предмета).
Б) стадия перцептивной психики (отображение предмета как целого)
В) стадия интеллекта
Основные этапы психического отображения:
Элементарная чувствительность – предметное восприятие – отображение межпредметных связей.
Функции психики: Отображение окружающего мира, регуляция поведения и деятельности живого существа с целью обеспечения его выживания.
Структура психики:
1) Психические процессы – динамическое отображение действительности в разных формах психических явлений. Познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание. Эмоционально-волевые: воля, эмоции.
2) Психические состояния – относительно стойкий уровень психической деятельности, которая проявляется в высокой или сниженной активности (интерес, расположение духа).
3) Психические качества – качества личности (направленность, темперамент, характер, возможности).
Сознание является одним из самых сложных и загадочных проявлений мозга. На протяжении двадцатого века возникли разные определения сознания.
А.В. Петровский (1995) отделяет общественный характер сознания так: это высшая интегрирующая психики, результат общественно-исторических условий, формирование человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. С этой точки зрения сознание есть “общественный продукт”, осознанное бытие.
С.Ю. Головин (1997) определяет сознание как высший уровень психического отображения и само - регуляции, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.
Сознание характеризуется:
1) активностью,
2) направленностью на предмет,
3) способностью к самонаблюдению,
4) мотивационным характером,
5) разной степенью (уровнями ясности).
Структура сознания (А. В. Петровский, 1996):
1. Совокупность знаний об окружающем мире (сознание).
2. Закрепление в сознании различия субъекта (“Я”) и объекта (не “Я”).
3. Обеспечение целенаправленной деятельности человека.
4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Известно, что при ясном сознании человек не всегда все сознает, так как существует мир несознательного. А. В. Петровский пишет: низший уровень психики образовывает бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных действиями, влияния которых человек не сознает. В область несознательного входят сновидения, неосознаваемые движения, бесцельные побуждения к деятельности. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удалось реализовать, поскольку они противоречили социальным нормам, что приводило к их вытеснению в сферу несознательного. Эти влечения проявляются в ошибках в слове, предрассудках, сновидениях.
Самосознание человека — осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в:
1) самонаблюдении,
2) критическом отношении к самому себе,
3) оценке своих положительных и негативных качеств,
4) самообладании,
5) ответственности за свои поступки.
С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний.
Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусства, патопсихологию. В связи с космическими полетами возникла космическая психология.
Каждая с этих отраслей психологических знаний имеет свой предмет и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий работы в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально -психологическим качествам личности.
Но все отрасли психологических званий нуждаются в знаниях общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и хода познавательных психологических процессов, индивидуальные особенности человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и психологию соматически больного, принципы медицинской деонтологии, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования.
Требования к методам исследования:
• психические явления необходимо изучать в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости;
• метод психологического исследования должен быть адекватным предмету исследования, раскрывать существенные, а не случайные, не второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства.
Главным принципом психологического исследования является его объективность.
|