Характер – это качество личности в целом, при этом все черты личности являются чертами характера. Характер человека обусловлен социальными особенностями личности: убеждениями, отношением к труду, своим обязанностям, другим людям, самому себе.
Черта– это склонность вести себя определённым образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций.
Различают следующие черты характера:
1) черты, отражающие общее отношение человека к окружающему миру, общественным явлениям и событиям (принципиальность, инициативность, оптимизм и т.д.);
2) черты, выражающие отношение человека к общественно - трудовой деятельности(трудолюбие, энтузиазм, настойчивость);
3) черты, выражающие отношение человека к другим людям (общительность, чуткость, доброта, откровенность);
4) черты, выражающие отношение человека к самому себе (скромность, самокритичность).
Формирование характера происходит под влиянием социальной среды и воспитания. Характер формируется на всем протяжении жизни человека и в свою очередь, сам оказывает существенное влияние на развитие личности в целом. В зависимости от характерологических особенностей личности разрешаются внутренние противоречия в человеке и определяются его действия и поступки.
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, прикоторых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Акцентуированные черты личности сами по себе не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Эти черты являются как бы заострением некоторых индивидуальных свойств, крайним вариантом нормы.
Акцентуации развиваются во время становления характера и сглаживаются с взрослением.
Явная акцентуация – это крайний вариант нормы, который отмечается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера, не препятствует адаптации и компенсируется при взрослении.
Скрытая акцентуация – не крайние, а обычные варианты нормы, так как в привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций.
К. Леонард выделяет 10 основных типов акцентуации:
1. Гипертимные личности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению.
2. «Застревающие» личности, со склонностью к задержке, «застреванию» аффекта и (паранойяльным) реакциям.
3. Эмотивные, аффективно-лабильные личности.
4. Педантичные личности с преобладанием черт ригидности, малой подвижности нервных процессов, педантизма.
5. Тревожные личности, с преобладанием в характере черт тревожности.
6. Циклотимные личности, со склонностью к фазным колебаниям настроения.
7. Демонстративные личности, с истерическими чертами характера.
8. Возбудимые личности, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
9. Дистимические личности, со склонностью к расстройствам настроения, субдепрессивные.
10. Экзальтированные личности, склонные к аффективной экзальтации.
Способности – это свойства личности овладевать знаниями, приобретать умения и навыки.
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование их на практике. Способности облегчают усвоение знаний, овладение знаниями способствует развитию способностей.
Способности человека можно разделить на две группы:
1. Общие – т.е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности.
2. Специальные – которые проявляются только в отдельном специальном виде профессиональной деятельности.
Многие из природных (врожденных) задатков являются общими у человека и животных, например, элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению. В их основе лежат генотипически обусловленные анатомо-физиологические свойства организма.
В отличие от природных, социальные или культурные способности имеют историческое происхождение и никогда не развиваются без особым образом организованного обучения, и воспитания человека. К числу социальных или культурных способностей относятся: способности к различным видам специфической человеческой деятельности, высшие формы познавательных психических процессов, речь, коммуникативные способности.
Способности всегда связаны с конкретным видом деятельности. Они проявляются особенно ярко в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека. Способности человека не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Развиваясь в процессе деятельности, они оказывают влияние на саму деятельность, повышая ее качества. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
В отличие от способностей, задаткимогут существовать и не теряться долгое время, причем независимо от того, обращается или не обращается к ним человек, использует или не использует их на практике. Например, врожденная предпосылка к развитию музыкальных способностей может существовать и сохраняться у человека независимо от того, занимается ли он музыкой.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
Задатки — анатомо-физиологические основания способностей.
Условия превращения задатков в способности: деятельность, активное взаимодействие с действительностью, обучение и воспитание.
Способности: реализованные в деятельности потенциальные возможности личности.
Структура способностей
— задатки
— знания
— умения
— навыки
Диапазон способностей
— общие
— специальные
Виды способностей
— репродуктивные
— творческие
Уровни развития способностей
— одаренность
— талант
— гениальность
Источники информации.
Основная литература:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.
2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского А.В. – М., Изд. Центр “Академия”, 1996.
3. Крутецкий А.В. Психология. – М., Просвещение, 1986.
4. Максименко С.Д. Общая психология. – М.- К., 2004.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002.
6. Психические состояния / Сост. и ред. Л.В. Куликова. – СПб., 2001.
7. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2001.
8. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.
9. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.
10. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.
11. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989.
Дополнительная литература:
1. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., МАУП, 1999.
2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – К., 1989.
3. Джини Г. Скотт. Конфликты. Пути их решения. – К., 1991.
4. Климов Е. Общая психология. Общеобразовательный курс. – М.,1999.
5. Климов Е. Основы психологии. Практикум. Уч. пособие. – М., 1999.
6. Клиническая психология / Сост. и ред. Н.В. Тарабриной. – СПб, 2002.
7. Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н.В.Казариновой. – СПб., 2001.
8. Основы психологии: в помощь студентам-иностранцам: в 2-х ч., Ч.2. Практикум. /сост. Лазуренко Е.А. – К., 2005.
9. Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А.И. – М., Просвещение, 1990.
10. Практикум по общей и медицинской психологии / Под общ. ред. проф. В.П. Блохиной. – Киев, 1990 г.
11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2003.
12. Психология (словарь) /Под ред. Петровского, Ярошевского. – М., 1990.
13. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров./ Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997.
14. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.
15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.
16. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.
Авторы: к.м.н., ас. Т.И. Шустерман; к.п.н., ст.преп. Шевякова Е.В.
Утверждено на заседании кафедры
«____»_____________ 201__г. Протокол № ________
Методическая разработка
Семинарского занятия
для студентов 1 курса I международного факультета
|