Правовой статус Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) Основными учредительными актами являются Декларация о создании ШОС принятая в 2002 году и Хартия ШОС.
Основные цели деятельности:
1. Развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе
2. Совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, с другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией.
3. Содействие обеспечению прав и свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств членов
4. Взаимодействие и предотвращение международных конфликтов и их мирному урегулированию.
Участники ШОС обязались твердо придерживаться целей и принципов устава ООН. В Хартии ШОС существенное место уделено таким направлениям сотрудничества как совершенствование транзитного потенциала государств, обеспечение рационального природопользования, включая использование водных ресурсов в регионе, осуществление совместных специальных природоохранительных программ и проектов, оказание взаимной помощи и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ШОС является региональной организацией открытой для государств региона, которые обязуются соблюдать цели и принципы её хартии.
Объекты международного экологического права
1. Мировой океан. В настоящее время наметилось 3 направления по которым создается опасность мировому океану со стороны человека:
a. Высокая интенсивность рыболовства и несоблюдение в большинстве случаев интересов воспроизводства рыбных и других водных биологических ресурсов
b. Загрязнение морских вод сточными водами промышленных предприятий, нефтью и нефтепродуктами при перевозке их по морям и при морском бурении.
c. Загрязнение морских вод отходами атомного производства.
Источники:
· Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Запрещает сброс в море всех видов изделий из пластмассовых материалов, рыболовной сети и в любом случае запрет на сброс любых объектов на расстоянии менее 25 морских миль от берега.
· Конвенция относительно вмешательства в открытое море в случае аварии приводящей к загрязнению нефтью 1969 года
· Конвенция о гражданской ответственности за ущерб загрязнения нефтью 1969 года
· Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами продуктами отхода производства и потребления 1972 года
· Международная Конвенция по спасению 1989 года
2. Объект как направление (защита окружающей среды от радиоактивного заражения)
Источники:
· Международная Конвенция об ответственности операторов ядерных судов
· Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов
3. Охрана окружающей среды в космосе. Государства должны использовать космос таким образом чтобы избежать его вредного загрязнения в результате антропогенной деятельности, а именно предотвращать нарушение сформировавшегося равновесия космической среды вследствие внесения в него неблагоприятных изменений из-за доставки посторонних веществ и микроорганизмов. Они должны контролировать деятельность связанную с использованием в космосе ядерных установок. Источники:
· Соглашение о луне 1979 года
· Конвенция об оперативном оповещении 1986 года
4. Охрана животного мира.
5. Охрана растительного мира
6. Охрана биологического разнообразия. Источники:
· Международная конвенция по защите растений 1951 года
· Международная конвенция о защите новых сортов 1961 года
· Международная конвенция о защите живых организмов 1968 года
Экологическая стандартизация, техническое регулирование и подтверждение соответствия
С принятием ФЗ от 27 декабря 2002 года «о техническом регулировании» произошло реформирование системы установления обязательных требований к разработке, принятию, применению и исполнению данных требований применительно к продукции или связанных с ней процессом проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (короче это будет звучать так – продукция и её жизненный цикл), а также к оценке и подтверждения соответствия. Реформирование коснулось и добровольных требований к продукции, её жизненным циклам, выполнению работ и оказанию услуг. Цель принятия данного закона это обеспечение взаимодействия российской системы технического регулирования с международной в условиях процесса мировой глобализации, что позволит преодолевать нормативные барьеры в сфере торговли, а также предусмотреть паритетные условия для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке, а также содействовать продвижению российской продукции на мировом рынке.
История принятия закона о техническом регулировании и его содержании следует рассматривать в 2х аспектах:
1. Внутренний аспект – отказ от нормирования со стороны министерств с целью обеспечения деловой активности и снижение издержек.
2. Внешний аспект – вступление во Всемирную Торговую Организацию и принятие Россией на себя международных обязательств, в том числе соглашение «о технических барьерах в торговле». К таким барьерам относятся расхождение между законодательством в разных странах, различия в стандартах и несовпадение процедуры оценки соответствия.
Таким образом, закон о техническом регулировании создал двухуровневую систему нормативных документов:
1. Технические регламенты, которые будут содержать обязательные требования
2. Добровольные стандарты, содержащие добровольные требования предъявляемые к качеству объектов.
Сфера действия закона не распространяется:
1. к требованиям по функционированию единой сети связи в РФ
2. на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда
3. на федеральные образовательные стандарты
4. правила бухгалтерского учета и правила аудиторской деятельности
5. стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссий ценных бумаг
Принципы технического регулирования
1. применение единых правил установления требований к продукции, её жизненным циклам, выполнению работ или оказанию услуг
2. соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развитию материально технической базы, а также уровню научно-технического развития
3. независимость органов по аккредитации, сертификации от изготовителей, продавцов и приобретателей
4. недопустимость совмещения полномочий органов государственного контроля и органов по сертификации
5. недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов
Технический регламент
Технический регламент – это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, или межправительственным соглашением, заключенным в установленном порядке, федеральным законом, указом президента или постановлением правительства и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Технические регламенты применяются в целях:
1. защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества
2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений
3. предупреждение действий вводящих в заблуждение приобретателей
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Технический регламент содержит обязательные требования, поскольку с учетом степени риска причинения вреда он устанавливает минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности (пожарную, ядерную, радиационную, промышленную и так далее).
Технический регламент должен содержать помимо минимально необходимых требований перечень и описание объектов технического регулирования, их идентификацию, правила и форма оценки соответствия, а также требования к терминологии, упаковки, маркировке и правилам их нанесения.
Устанавливается четко прописанный порядок разработки, принятия, изменения, и отмены технического регламента.
В 2007 году в закон внесли изменения которыми установили что до 1 января 2010 года должны быть приняты первоочередные технические регламенты:
1. о безопасности машин и оборудования
2. о безопасности строительных материалов и изделий
3. о безопасности зданий и изделий
4. о безопасности лекарственных средств
5. о безопасности химической продукции
6. о безопасности пищевых продуктов
7. о безопасности упаковки
8. и ряд других
Разработчиком технического регламента может быть любое лицо. Для разработки проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в системе интернет. В уведомление должна содержаться информация в отношение какой продукции или каких связанных с ней требованием по её жизненным циклам будут устанавливаться обязательные требования с кратким изложением цели регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент его разработки.
С момента уведомления данный проект регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. При получении отзывов разработчик дорабатывает проект с учетом полученных замечаний и проводит публичные обсуждения с кратким изложением полученных замечаний и их принятием либо отклонением. Срок с момента опубликования и до проведения публичных слушаний не может быть менее 2х месяцев. Со дня опубликования уведомления и проведения обсуждений доработанный проект должен быть доступны заинтересованным лицам в полном объеме. Проект вносится субъектом права законодательной инициативы в государственную думу при наличии следующих документов.
1. Обоснование необходимости принятия федерального закона
2. Финансово-экономическое обоснование
3. Документы, подтверждающие опубликование уведомления и подтверждающие завершение публичных слушаний.
4. Перечень замечаний полученных при обсуждении
Стандарты
Это документы, которыми в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов жизненного цикла, а также выполнения работ и оказания услуг.
Целями стандартизации являются:
1. Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья растений и животных
2. Содействие соблюдению требований технических регламентов
3. Повышение уровня научно-технического прогресса
4. Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг
5. Рациональное использование природных ресурсов
6. Техническая и информационная совместимость
7. Сопоставимость результатов, исследований, измерений технических и экономико-статистических данных
К документам в области стандартизации относятся:
1. Национальные стандарты
2. Правила стандартизации
3. Нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке
4. Различные классификации и классификаторы технико-экономической и социальной информации
5. Стандарты организаций
Разработчиком национального стандарта также может быть любое лицо. В статье 17 Закона закреплена процедура разработки.
В отношении стандарта организации, организация самостоятельно устанавливает порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандарта организации. Необходимость разработки возникает тогда, когда требования, установленные в стандарте, превышают предусмотренные национальными стандартами. При этом стандарты организации должны содержать добровольные требования к продукции не определенные в технических регламентах и национальных стандартах, а по отношению к работам и услугам – требования по безопасности. Потому что к работам и услугам технические регламенты не разрабатываются.
Гарантии соблюдения требований технических регламентов, стандартов и условий договоров являются подтверждение соответствия, представляющие собой одну из форм оценки соответствия осуществляемая в целях удостоверения соответствия продукции, содействие приобретателю в компетентном выборе продукта, повышение конкурентоспособности на российском и международном рынках, при этом выделяются формы подтверждения соответствия:
1. добровольная форма в форме добровольной сертификации
2. обязательная форма в виде:
a. принятия декларации о соответствии
b. обязательной сертификации
|