Обратная связь
|
Преступления против собственности «При рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства — раба...»,38) — поэтому всякое посягательство на собственность рабовладельца, в том числе на раба, решительно карается и пресекается законом рабовладельческого общества.
а. Посягательства на земельную собственность: 1) посев семян на чужом засеянном поле: прежде виновный отвечал за это жизнью — в плуг запрягали двух быков, виновного клали затылком на плуг, а быков гнали в противоположные стороны. Это жестокое наказание, в котором гибли жертвы (убивался как человек, так и быки) объясняется религиозной охраной границ землевладения; границы его освящаются религией, и потому преступление против границ считалось преступлением против религии, хранительницы земельной собственности. Но по II таблице вместо жертв человеком и двумя быками требуется только искупительный взнос трех овец и материальное возмещение (§§ 166-168, II); 2) за нарушение границ чужого поля хозяин его вправе отрезать себе 1 пессар поля нарушителя и получить сверх того материальное возмещение (§ 168, II); по поводу своеобразного закона о том, кто купит поле и при этом «нарушит границу», см. примечание к § 169, II.
б. В ХЗ можно отметить четыре вида ответственности всякого, кто похитит свободного или раба путем увоза в другую страну, например, в полузависимую от хеттского царства Лувию (Арцаву) или обратно.
Строже всего карается похищение лувийцем кого-либо из Хаттуса в Лувию — быть может, свободного или даже рабовладельца-хетта: за это похититель обязан отдать весь свой дом (pir), т. е. дом, включая членов семьи, рабов, скот и прочее имущество.39) Почти так же сурово наказывается всякий, в том числе хетт, похитивший лувийца (раба?), и увезший его на его родину в Лувию из г. Хаттуса: похититель дает 6 человек (прежде 12) и отвечает за уплату своим домом, ибо такое похищение равносильно предоставлению рабу (как возвращенному на родину) свободы, что подрывает основы рабовладельческого строя (§ 19, I). Но закон требует не наказания, а лишь возмещения, если аналогичное деяние совершено вне пределов Хеттской страны: за похищение раба-хетта хеттом же из Лувии в Хаттус похититель дает 12 сиклей, т. е. стоимость раба, и свой дом в обеспечение уплаты, ибо, попав на родину, раб-хетт, [303] надо полагать, становился свободным; вернуть его было уже нельзя, и поэтому возмещалась лишь его стоимость. Наконец, раб не-хетт, похищенный из Лувии в Хаттус, оставался рабом; поэтому при похищении из Лувии такого раба, принадлежащего лувийцу и доставленного в страну Хаттус, если этого раба найдет его господин, то он может только взять его себе (§§ 19 и 20, I), как свое достояние, но «возмещения быть не должно». Таким образом, похищение хеттом раба из союзной Лувии — не преступление.
Если раб сам убежит, то схватившему его господин раба должен дать только обувь (за раба, схваченного на близком расстоянии), но если раб успел уйти дальше, то господин должен дать 2 или 3 полусикля, в зависимости от того, будет ли раб схвачен по ту или по эту стороны реки (Галиса). За раба, бежавшего в Лувию, должно заплатить доставившему его 6 полусиклей; если же раб убежит во враждебную страну, то вернувший его обратно вправе оставить его себе (§ 22, I). В других случаях за бежавшего раба платит хозяин очага, у которого раб будет найден его господином, за каждый месяц пользования его трудом — по 12 полусиклей за мужчину и 6 полусиклей за женщину (§§ 22-24, I). О похищении женщины — §§ 28, 35, 37, I — см. выше, IV, 1, б.
в. Кража: 1) Огромное значение скота в хеттском хозяйстве, основанном в значительной мере на скотоводстве, вызывало жестокую уголовную охрану собственности на скот, по особой, точно определенной таксе (§§ 57-59, 63-65, 67-71, 81-83, 85, 91-92, 1). Если хозяин сам найдет украденный у него скот (быка, лошадь, мула, осла), то он сам может взять свое, а вор должен заплатить вдвойне и отвечает за уплату своим домом (§§ 70 и 71, I).
2) За кражу в доме вор обязан, кроме возвращения взятого, заплатить 12 полусиклей или же больше или меньше этой суммы, смотря по тому, сколько украдет (прежде платил 1 мину), а также отвечает своим домом; раб за кражу в доме возвращает все взятое и платит 6 полусиклей (или же больше или меньше — сколько украдет); кроме того, у раба отрезают нос и уши и лишь после того отдают раба его господину; если не платит господин, то сам раб должен быть обеспечением убытков потерпевшего. Аналогичен закон о краже зерна из амбара: если в сохранившемся тексте нет описки, то за такую кражу отвечает своим домом и вор-раб (§§ 94-97, I). Это показывало бы, что, в виде исключения, рабы могли иметь свое хозяйство. Закон (§ 49, I) особо оговаривает, что в случае кражи, совершенной (если мы правильно понимаем термин ḫipparas40)) пленным, посаженным на землю под условием выполнения повинностных работ — «луцци», — лично пленный не дает возмещения. За воровство, совершенное таким пленным, отвечает организованная «группа» пленных (так, вероятно, следует понимать термин twikkanz), в порядке круговой поруки. Такой пленный, очевидно, является государственнным рабом и, как таковой, не имеет личной собственности, из которой он мог бы платить возмещение; (между тем, возможно, что возмещение за свои деяния могли платить даже некоторые наиболее привилегированные частные рабы). Все, что имеет такой пленный в качестве как бы пекулия, есть собственность государства. Из этого пекулия может быть дано возмещение, но не лично пленным, а всей «группой», создание которой имело, очевидно, целью обеспечить круговой ответственностью покорность самостоятельно хозяйствующего государственного раба и предупредить его бегство. [304]
Многочисленные специальные виды кражи, различаемые по предмету кражи, имеются во II таблице ХЗ: мы находим здесь только композицию, т. е. одно денежное возмещение за кражу, иногда с условием, что виновный отвечает своим домом за уплату (§§ 101-104, 108-110, 119-122, 125, 127, 129, 142-144, II).
Обращают на себя внимание некоторые моменты во II таблице, по сравнению с ХЗ, I, 1. Тяжесть наказания за кражу: денежная сумма растет или виновный отвечает своим домом, а личное воздействие отпадает (§§ 101, 121, 122, 129, II). 2) Раб платит за кражу вдвое меньше свободного (например, §§ 101, 132, 142-143, II), что означает не «гуманность» закона (ибо платит не раб, а его господин): это — ослабление ответственности рабовладельца, ибо рабов становилось все больше, надзор за ними и меры подавления затруднялись, а раб поднимался на господина (§ 173, II). 3) Особый, своеобразный случай — кража створки двери в гневе. Как бы мало ни стоило то, что при этом пропало, вор обязан возместить все пропавшее имущество и сверх того уплатить 1 мину, т. е. 0,5 кг серебра, а также отвечает за уплату своим домом, ибо, похитив створку двери и тем открыв для всех вход в дом, вор сделал возможным похищение всего, что было в доме, и потому отвечает за все похищенное, независимо от того, взял ли он сам «в гневе» что-либо (§ 127, II). Возможно, что речь здесь идет о каком-то обычае мести, так как из текста параграфа не видно, чтобы унос дверной створки «в гневе» преследовал сам по себе корыстные цели, хотя закон в карательных целях и приравнивает это действие к грабежу. 4) За кражу строительного леса вор обязан не только возместить стоимость украденного, но и загладить вред в натуре (посадив деревья вместо украденных) или уплатить уголовный штраф с учетом тяжести содеянного (например, § 103, II); вор также обязан возместить украденные кирпичи — вдвойне, а камни, взятые из фундамента,— впятеро (§ 128, II). Кража деревьев, общий вес которых превышал 3 таланта, подлежала царскому суду, т. е. более тяжкому наказанию (§ 102, II).
г. Присвоение находки родственно краже. Находку должно вернуть хозяину, который должен заплатить вознаграждение; кто не отдает находки хозяину, тот — вор (§ 45, 1). В отношении найденного скота, как одного из важнейших элементов хозяйства страны, действуют следующие правила. Кто сведет тавро у найденного племенного быка,41) жеребца или барана, обязан возместить присвоенное семикратно (7 голов рогатого скота, лошадей или овец) и отвечает за уплату своим домом (§§ 60 и 62, I). Правильно поступит нашедший, если пригонит найденный скот к царскому дворцу, а если скот окажется в открытом месте, то старейшины присудят его нашедшему, и он сам запряжет его. Если после этого придет хозяин скота, то может взять его, не трогая нашедшего (не в праве «схватить» его). Но тот, кто держит чужой скот, не присужденный старейшинами, тот — вор (§ 71, I). Ср. также §§ 72-73, 79-80, 86, I, и § 35, III).
Таким образом, всякое присвоение находки, особенно скота, уголовно наказуемо; присвоитель отвечал сперва семикратно (§ 60, I), а позднее — втройне (§ 35, III), особенно, когда присвоение было отягчено мошенничеством (сведение тавра).
д. Повреждение чужого скота иногда является уголовно наказуемым, поскольку взыскивается не только возмещение, но и уголовный штраф (например, искалечивший быка — вор, § 73, I); не возвративший другому свинью вместо околевшей от его побоев — вор (§ 86, I). Но в ряде случаев трудно видеть, назначается ли виновному в повреждении скота наказание сверх возмещения стоимости, или взыскивается лишь одно возмещение стоимости: в последнем случае это есть лишь имущественное возмещение за причинение вреда, о чем выше (III, 3).
е. Поджог. За поджог дома свободный должен построить дом потерпевшему и обязан к возмещению за гибель людей и скота при пожаре.42) Если же подожжет [305] раб, то ему отрезают уши и нос, а затем передают господину, который платит возмещение за поджог; если он не заплатит, то сам раб отдается пострадавшему в обеспечение убытков. За поджог сарая виновный должен построить сарай, а если в нем сгорел и хлеб, то поджигатель обязан возместить его не позднее весны (§§ 98-100, I). Если от огня сгорит возделанный сад или виноградная лоза, или гранатовое дерево, то виновный в этом платит по 6 полусиклей за дерево, обязан посадить саженцы и отвечает за уплату своим домом; раб платит 3 полусикля. Если кто разведет на своем поле огонь, от чего сгорит соседнее неубранное поле, то виновный должен отдать потерпевшему «хорошее поле», а себе может взять сожженное и снять остатки урожая (§§ 105-106, II).
|
|